Нынче немало присылают авторы свои мемуары, стихи, романы. Но том прозы и публицистики Чванова я буквально впитал в себя. Каждая строчка, каждая мысль писателя поразительно созвучны моему нынешнему духовному настрою - до той степени, что чувствуешь себя незримым соавтором.
Михаил Чванов очень многое сделал на ниве сохранения и осмысления наследия великого русского рода Аксаковых. А еще были 15 международных "Аксаковских праздников", прошедших на башкирской земле. Приведу мысли из книги Чванова, которые, уверен, отзовутся в каждом русском сердце. "И страна Русская, словно в пору "Слово о полку Игореве", на гране разъединения... Я верю, что, дойдя до края над пропастью, люди наконец опомнятся и вернуться к святости Семьи... В нашей духовной жизни займут достойное место и С.Т. Аксаков, и его духовные и кровные сыновья... Не случайно один из самых светлых и трагических представителей русской общинной мысли Павел Флоренский писал в 1917 году А.С. Мамлитовой: "Я верю, нигилизм докажет свое ничтожество, а сердце и умы обратятся к русской идее. Самое худшее, если бы ваше Абрамцево уничтожить физически, но и тогда, несмотря на великое преступление, если будет жива идея Абрамцева, не все погибло".
Как актуальны эти мысли Флоренского и Чванова сегодня, когда в газетах бьют тревогу по поводу гибели Абрамцева, окружающих его заповедных земель и уничтожения аксаковско-мамонтовской духовной идеи.
Не может не тронуть и чвановская скорбь о геноциде сербского народа, осуществляемого "цивилизованными" вандалами наших дней, философское осмысление югославской трагедии автором, знающим историю и судьбу растерзанного края не с чужих слов. Когда мы с Аркадием Мамонтовым работали над фильмом о поруганных святынях Косово, я все время обращался к этой книге...
Труды Чванова органично вливаются в сокровищницу современной русской литературы, стоят в одном ряду с томами Распутина, Абрамова, Носова и Астафьева. Здесь я не могу не вспомнить сцену из хуциевской "Заставы Ильича", где девушка дает по физиономии юнцу (его играл Андрей Тарковский) за то, что он глумился над картошкой. Интересно, как она встретила бы сегодня матерщину и непристойности, которые выдаются за новое слово в отечественной литературе? "Новые "просветители" заполонили экраны телевизоров. Жаль, что туда не пробиться аксаковским праздникам Чванова или иркутскому распутинскому "Сиянию России". Но она, подлинная русская культура, есть, пусть и за рамками телеэкранов. Тому доказательством - книга Михаила Чванова.
http://www.trud.ru/trud.php?id=200607011180304&print=1