Обретение в 1558 году чудотворных икон Святителя и Чудотворца Николая и Божией Матери Одигитрии

Новости Москвы 
0
219
Время на чтение 5 минут
Сегодня - светлый день, день обретения чудотворных икон, история которых кровно связана с историей Нарвы и судьбами ее жителей на протяжении нескольких столетий. Празднуя 24 мая день чудесного сохранения от огня Нарвской иконы Божией Матери и образа Святителя Николая Чудотворца, стоит вспомнить о тех военных событиях, которые происходили в 1558 году.

Тогда началась Ливонская война - война России за захват территорий Ливонского ордена и выход к Балтийскому морю. Завоеванием Прибалтики русское государство стремилось снять блокаду, установленную Ливонией, польско-литовским государством и Швецией. Одновременно Россия пыталась наладить торговые отношения с европейскими странами без посредников, прежде всего через Нарву, Ревель, Ригу.

22 января 1558 года 40-тысячная русская армия вторглась в пределы Ливонии в районе Печер-Изборска более чем на 200 км, совершив рейд в направлении Тарту, Раквере и Нарвы (Юрьев-Дерпт, Везенберг).

Большого военного значения поход не имел, скорее это были демонстрация силы и оказание давления на ливонские власти. Именно для этого войска полностью опустошали территории, по которым они проходили. Весной армия Ивана IV вернулась в Ивангород с богатой добычей, ведя с собой толпы пленников. Магистр Ливонского ордена запросил мира. Военные действия временно были прекращены. Однако ливонцы первыми нарушили это перемирие.

В начале апреля во время Великого поста Ивангород неожиданно обстреляли из Нарвы. Русские воеводы Куракин и Бутурлин известили об этом царя, и государь повелел обороняться. Из Ивангорода открыли ответный огонь, и более недели Нарва подвергалась артиллерийскому обстрелу. Большие разрушения и гибель людей вынудили бургомистра и ратманов Нарвы снова просить о перемирии. 9 апреля обстрел Нарвы прекратился. В Москву на переговоры поехали нарвские депутаты Иоахим Крумгаузен и Арндт фон Деден, а в Ивангороде остались два заложника. Снова установилось непродолжительное перемирие, которое ливонцы нарушили. Узнав о том, что магистр Ливонского ордена послал под Нарву подкрепление, они открыли в конце апреля по Ивангороду кратковременный огонь из пушек. В дальнейшем этот отряд из 1000 человек в сражении не участвовал.

11 мая наступила развязка. Утром в Нарве вспыхнул пожар. Огонь вынудил жителей оставить город и укрыться в замке. Увидев, что город охвачен паникой, русские войска воспользовались благоприятным моментом и устремились на штурм Нарвы. На лодках, спешно сколоченных плотах, досках и других подручных средствах они быстро переправились через реку и ворвались в горящую Нарву. Через "Русские ворота" вошли войска под командованием Алексея Басманова и Данилы Адашева, а через "Колыванские" - войска под командованием Ивана Бутурлина. Защитники Нарвы не успели перетащить свои пушки со стен в замок, и ими тут же завладел противник.

После некоторого ослабления огня ландскнехты попытались выбить русские войска из города, но это им не удалось. Положение в Нарве было отчаянное: по замку велся огонь не только из Ивангорода, но и с собственных городских стен, поскольку нарвские пушки были захвачены русскими. Защитники замка вынуждены были сдаться.

К вечеру 11 мая стороны договорились об условиях сдачи замка. В темноте город покинули отряды гарнизона и те жители Нарвы, которые не пожелали присягать на верность русскому царю. Победители выполнили свое обещание: отпустили пленных и разрешили уйти всем желающим. Русским войскам достались богатые военные трофеи, в том числе 230 пушек. В Москву поскакал гонец с сообщением о захвате Нарвы. Весть о победе дошла до царя.

Взятие Нарвы имело исключительно важное значение для русского государства. Расположение города на полноводной реке вблизи моря давало возможность выполнять функции и порта, и главного звена в связях России с европейскими странами. Населению города были предоставлены многие торговые льготы и привилегии.

В связи со сменой завоевателей произошли большие изменения в религиозной жизни горожан. По данным историка Н.М.Карамзина, основанным на летописных сводах, в завоеванном городе Иван IV приказал очистить место "от веры латинской и лютеровой" и построить два православных храма - один в городе, второй - в крепости. Первое каменное здание возвели в Старом городе на Вышгородской улице. Церковь была небольшой, одноглавой, с квадратным планом.

Сходное по архитектуре второе здание построили на территории Ивангородской крепости. Архиепископ Новгородский Пимен отправил в Нарву в 1558 году делегацию православного духовенства освятить храмы. Зная нужду в колоколах для новых церквей, псковичи один привезли с собой. Колокол, отлитый в 1518 году, был пожертвован для Нарвы псковским Свято-Троицким собором. Он сохранился до настоящего времени, и вы можете его увидеть перед входом в Нарвский замок с правой стороны.

И вот мы подходим к главному событию. По русским источникам, взятие Нарвы в 1558 году сопровождалось чудом. В псковской летописи сказано: немцы варили пиво и, издеваясь, подбросили под котел образ Николая Чудо-творца, принадлежавший псковским купцам; пламя выскочило из печи и спалило дом, где произошло кощунство, а затем и весь город. Впоследствии в пепле нашли целыми брошенный в печь образ Николая Чудотворца, а также икону Божией Матери Одигитрии (Тихвинской).

Ливонские летописцы, размышляя о бедствиях своего отечества, приводят в хрониках ряд чудесных явлений и знамений, пророчивших гибель Ливонии в середине XVI столетия. Все источники: и русские, и ливонские указывают один и тот же дом, где начался пожар. Он принадлежал парикмахеру Кордту Улькену. Называя причину этого пожара, все летописцы указывают на гнев Божий.

Некоторые сведения о дальнейшей судьбе икон, спасенных чудесным образом во время этого пожара, имеются в новгородских и псковских летописях.

По поводу взятия Нарвы состоялись торжества: в том числе проводились молебны и крестные ходы с чудотворными иконами. Для совершения служб сюда прибыло именитое духовенство из северо-западных российских епархий. Новгородскую делегацию возглавил архимандрит Юрьевского монастыря Варфоломей, а псковскую - игумен Печерского монастыря Корнилий.

23 июля иконы, чудесно спасенные от пожара, привезли в Новгород. Здесь их встретил архиепископ Новгородский со всем собором и множеством народа. Образа были внесены в храм Святой Софии. 26 июля иконы отправили из Новгорода в Москву. 4 августа образа встретили в Москве и отнесли их в Успенский собор.

Встреча икон везде сопровождалась высоким религиозным подъемом и многим числом верующих, совершались крестные ходы, служились молебны. С сердечным трепетом принимали русские люди чудотворные образа в свои дома. Особенно торжественно иконы были встречены в Москве, где при перезвоне сорока сороков прославленные иконы встретил сам царь с митрополитом.

Затем они были возвращены обратно в Нарву. Образ Спасителя и Чудотворца Николая поместили в Преображенском соборе, в середине XVIII века его перенесли в Никольский храм, пристроенный к собору. В феврале 1944 года икону эвакуировали в Таллин, но и оттуда после войны она вернулась в Нарву. В настоящее время образ Святителя Николая Чудотворца находится в левом приделе Воскресенского собора.

До Второй мировой войны чудотворный образ Божией Матери Одигитрии (Нарвский-Тихвинский) хранился в Успенской церкви, находящейся на территории Ивангородской крепости.

В 1941 году по распоряжению митрополита Таллинского и всея Эстонии Александра икона вместе с другими церковными ценностями была перенесена в монастырский храм Иверской Божией Матери, находившийся рядом с ивангородским кладбищем. В 1944 году ее отправили в Пюхтицкий Успенский женский монастырь. К прискорбию людей верующих и сочувствующих дальнейшая судьба иконы Нарвской Божией Матери неизвестна.

Такова вкратце история чтимых верующими нарвских святынь. Во имя одной из них - иконы Нарвской Божией Матери - в Нарве недавно построен храм, в котором хранится список с прославленной иконы, в миру называемый копией, пожертвованной Пюхтицкой обителью.

Архивные фонды и литература:
1. Эстонский исторический архив. Фонд 1655 - Синод Эстонской апостольской православной Церкви.
2. Карамзин Н. История государства Российского. Книга II. Т. VIII. Гл. V. Москва, 1989.
3. Петров А. Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности. СПб., 1901.
4. Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. Выпуск 25. СПб., 2001

http://www.baltwillinfo.com/mp05-06/mp-07p.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Синякова
Архиепископ Евсевий (1866-1929)
Состоялось перезахоронение останков архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия на кладбище Пюхтицкого монастыря
14.06.2006
Все статьи Галина Синякова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:26
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 22:02
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45