Архиепископ Евсевий (1866-1929)

Состоялось перезахоронение останков архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия на кладбище Пюхтицкого монастыря

0
278
Время на чтение 5 минут
Архиепископ Евсевий (в миру - Евстафий Сергеевич Гроздов) родился 17 марта 1866 года в селе Шарковщина Дисненского уезда Виленской губернии, близ города Вильно (современный Вильнюс). По происхождению принадлежал в духовному сословию: его отец служил диаконом в сельской церкви. Первоначальное образование он получил в Виленском духовном училище, среднее - в Виленской духовной семинарии, высшее - в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1890 году. По окончании академии защитил кандидатскую диссертацию по теме "Пьер Бииле (Baile) и его богословские сочинения", где был удостоен диплома I разряда. 6 августа 1890 года, в день Преображения Господня, рукоположен во священника Высокопреосвященнейшим Алексием, архиепископом Литовским и Виленским (в миру - профессор канонического права Московской духовной академии А.Ф.Лавров-Платонов). Пастырскую службу отец Евстафий начал в должности приходского священника при Виленском кафедральном соборе и одновременно был назначен законоучителем образцовой школы при духовной семинарии. В должности приходского священника он оставался 9 лет, до 1899 года. В 1895-1899 гг. исполнял обязанности редактора журнала "Виленские епархиальные ведомости".

В 1895 году о. Евстафий овдовел, оставшись с двумя детьми - сыном Сергеем и дочерью Зинаидой. 12 ноября 1899 года он назначен инспектором Виленской духовной семинарии. 6 апреля 1902 года Высокопреосвященным Ювеналием, архиепископом Виленским и Литовским пострижен в монашество с наречением имени Евсевий.

В 1903 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 28 мая 1906 года рукоположен во епископа Угличского, викария Ярославской епархии в монастырском храме во имя свв. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ростовских чудотворцев в Ярославском Спасском монастыре. Хиротонию возглавил Преосвященный Иоаков, архиепископ Ярославский и Ростовский. 27 февраля 1909 года назначен епископом Рыбинским, викарием той же Ярославской епархии.

18 марта 1910 года переведен на кафедру Тобольскую и Сибирскую. Участвовал в прославлении свт. Иоанна, митрополита Тобольского. 12 апреля 1912 года назначен на кафедру Псковскую и Порховскую, с 17 апреля того же года - епископ Псковский и Порховский.

В 1913 году принимал участие в рукоположении во епископа Алексия (Симанского), епископская хиротония будущего российского Патриарха Алексия I проходила в Новгороде. С 18 июня по 19 октября 1914 года присутствовал в Святейшем Правительствующем Синоде. В 1917-1918 гг. являлся членом Поместного собора Русской Православной Церкви. 25 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа свт. Тихоном (Белавиным), Патриархом Московским и всея Руси.

В августе 1919 года владыка покинул Псков вместе с отступавшими войсками Северо-Западной армии, а 12 сентября 1919 года прибыл в Эстонию. Вместе с ним прибыло духовенство Псковского Троицкого собора и других церквей. В Нарве архиепископ Евсевий временно управлял епархией северо-западных областей России и исполнял обязанности епископа Северо-Западной армии генерала Н.Н.Юденича. В Нарвской Знаменской церкви, служившей в то время кафедральным армейским собором, он рукополагал полковых священников для нужд войска.

С 1920 по 1925 гг. владыка пребывал на покое в обители Нарвской Иверской Богородицкой христианской женской трудовой общины. До 1928 года, согласно документам, он проживал в Нарва-Йыэсуу и Таллине. 5 декабря 1920 года совершил рукоположение в архиепископский сан протоиерея Александра (Паулуса), ставшего в 1923 году архиепископом Таллинским и всея Эстонии.

10 сентября 1924 года бывший архиепископ Псковский и Порховский Евсевий был единогласно избран на Нарвскую архиерейскую кафедру представителями от 31 русского прихода Эстонии. Собор утвердил избрание при выполнении двух условий: принятии архиепископом Евсевием эстонского гражданства и согласии Московского Патриархата на его переход в Эстонскую митрополию.

С 1 декабря 1925 года архиепископ Евсевий возглавил Нарвскую кафедру, получив титул - архиепископ Нарвский и Изборский. Ему стали подчиняться русские приходы Нарвы, Принаровья, Чудского края, Тарту, Таллина, Пярну и других мест Эстонии. Нарвскому архиерею подчинялись также и приходы Печерского уезда, исключая Псково-Печерский монастырь. С 1925 по 1929 гг. архиепископ Евсевий управлял автономной Нарвской (русской) епархией в Эстонии. Он состоял членом синода Эстонской апостольской православной церкви.

Правящий архиерей стал основателем новой традиции в Нарве - на второй день святой Троицы ежегодно совершать крестный ход из Преображенского собора на могилы воинов Северо-Западной армии, похороненных на кладбище в Сийверсти. В крестном ходе принимало участие все нарвское духовенство во главе с архиепископом Евсевием.

10 июня 1926 года состоялось чествование архиерея в связи с юбилеем - 20-летием пребывания в епископском сане. Заранее был разработан план этого мероприятия: богослужение в церкви Нарва-Йыэсуу, поднесение иконы и организация трапезы.

В тот же год, 31 октября монахом отцом Вениамином владыке была преподнесена в дар бархатная мантия от имени Печерской обители и прихожан Печерского округа. Вручение мантии состоялось в Нарвском Преображенском соборе перед началом Литургии. Этот дар лишний раз свидетельствует о любви и уважении паствы к своему пастырю.

Скончался архипастырь 12 августа 1929 года на даче в Нарва-Йыэсуу. Его отпевание совершалось 14 августа в Нарвском Преображенском соборе. В нем приняли участие Высокопреосвященный Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии, и Преосвященный Иоанн, епископ Печерский. Его похоронили в зимнем Никольском храме Нарвского Преображенского собора. Над могилой владыки Евсевия был сооружен саркофаг из коричневого гранита, на который установили икону священномученика Евсевия Самосатского и вечно горящую лампаду. На плите были высечены крест с двукирием и трикирием и надпись:

"Высокопреосвященнейший Евсевий
Архиепископ Нарвский и Изборский
в Бозе почил 12 VIII 1929
на 64 году жизни
Помяни его, Господи,
во царствии Твоем".

Архиепископ Евсевий был мудрым и справедливым архипастырем. Делясь своим многолетним опытом, он помогал становлению молодой Эстонской Православной Церкви. Владыка имел большой авторитет как среди духовенства, так и государственных деятелей Эстонии. Нарвский архиерей внимательно и доброжелательно относился к нуждам православных верующих Эстонии. Он был постоянным посетителем нарвских русских школ, одно время преподавал в эмигрантской гимназии закон Божий, следя за духовным воспитанием подрастающего поколения.

В 1930 году, к годовщине смерти архиепископа, в газете "Старый Нарвский листок" N 88 были опубликованы воспоминания о владыке, составленные по его рассказам. В них много жизнерадостности, остроумия и даже юмора. Приведем некоторые из них:

"В бытность мою членом Российского Святейшего Синода, - рассказывает владыка, - я в архиве видел любопытный документ приблизительно следующего содержания: "Ваше Высокопреосвященство! Довожу до Вашего благосклонного слуха, что в ночь на Воздвиженье Креста Христова наш монастырь посетило Божье попущение: от свечи, оставленной в храме, наша обитель сгорела дотла со всеми постройками и монастырским имуществом. Остался из всего хозяйства лишь породистый бык игумен Герасим".

Игумен был малограмотным и плохо справлялся со знаками препинания. Подпись свою он писал в подбор с остальным текстом. Поэтому и прошение получилось в высшей степени комичным.

Дело происходило в каюте парохода "Победа". Архиепископ Евсевий возвращался из Сыренца в Нарву. Среди пассажиров - несколько человек местных охотников. Идут охотничьи разговоры. Передают массу фантастических историй из охотничьей жизни. В числе пассажиров находился один из журналистов. Последний, раздосадованный "враньем" охотников, обращается к ним и говорит: "Диковинные вы рассказываете случаи! Одним словом, пресловутые "охотничьи рассказы". Недаром сложилась поговорка: "Врет, как охотник". Местные охотники смутились. Архиепископ, видя их смущение, решил их немного успокоить. "Это верно, - сказал он, соглашаясь с журналистом, - что охотники любят приврать, но и журналисты им не уступают".

После разрушения Нарвского Преображенского собора в 1944 году владыка Евсевий был перезахоронен в 1945 году первым послевоенным священником Нарвы отцом Иаковом Тимофеевым на Ивангородском кладбище. Долгое время нарвский святитель покоился под безымянным крестом близ кладбищенского храма в честь апостолов Петра и Павла.

В настоящее время ивангородское кладбище не охраняется, и многие захоронения, в том числе могила бывшего архиепископа Нарвского и Изборского Евсевия (Евстафия Гроздова) подвергаются осквернению со стороны вандалов. Правящий архиерей Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Корнилий обратился с ходатайством к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о благословении на перезахоронение останков архиерея Евсевия на кладбище Пюхтицкого Успенского монастыря в Эстонии, где останки святителя обретут покой и память. Святейший дал свое благословение, перезахоронение состоялось 25 апреля 2006 г.

Галина Синякова,
научный сотрудник Нарвского музея


http://www.baltwillinfo.com/mp05-06/mp-12p.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Синякова
Все статьи Галина Синякова
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45