Глобальный ислам

Исламское возрождение - это попытка преодолеть кардинальное отставание от Запада

0
2237
Время на чтение 4 минуты

Мнение эксперта
Что такое "исламская альтернатива"

"Исламская альтернатива" - это специфическая форма ответа на вызов глобализации, стремление мусульман определить собственную, исламскую нишу в мировом развитии, продемонстрировать возможность оригинальной модели общественного уклада, который зиждется на принципах ислама.

Ислам для мусульман больше чем религия. Ислам предлагает свой вариант устройства общества, государства и даже экономики. В исламе нет деления на собственно религиозное и светское. Ему чуждо христианское "Богу - богово, кесарю - кесарево". И для исламского общества религиозная альтернатива естественна - в ней присутствуют в равной мере духовное и светское (прагматическое) начало.

Востребованность исламской альтернативы обусловлена тем тупиком, в котором оказался мусульманский мир, проигравший Западу в социально-экономическом отношении, отставший от него "навсегда". Мусульманам не удалось провести полноценную модернизацию. Несостоятельными оказались и светские национальные модели развития, в том числе широко поддержанные в 1960-1970-е годы Советским Союзом местные варианты социализма. Поэтому исламская альтернатива - это форма самозащиты, попытка сохранения культурной идентичности, испытывающей колоссальный внешний нажим.

Исламская альтернатива предполагает действия, определенные усилия. И тех, кто принимает на себя подобные усилия, принято именовать исламистами.

Задачи и практика исламизма

Исламизм - закономерный для мусульманского мира феномен, который некорректно объяснять происками "темных сил". Это не "болезнь ислама", как часто считают, но часть исламской традиции, фрагмент политической культуры ислама.

Исламизм, во-первых, призывает к реставрации первоначальных, недеформированных или утраченных на дорогах истории исламских ценностей. Во-вторых, предлагает идеальный вариант устройства общества и государства, основанного на законах шариата, социальной справедливости, возглавляемого сильным правителем, совмещающим в себе и светскую, и духовную власть. Глава государства гарантирует социальную справедливость общине, которая, в свою очередь, всецело поддерживает его власть. В-третьих, исламизм не отторгает полностью современные политические институты, включая демократию и права человека, но предлагает их в собственной, порою гибкой до двусмысленности трактовке. В-четвертых, в исламизме присутствуют разного рода ограничения на использование иного, не исламского опыта. И в-пятых, исламисты культивируют идею джихада, а их экстремистское крыло оправдывает террор как одно из его средств.

Идеология и практика исламизма направлены на решение не религиозных, а чисто светских проблем обустройства общества. Однако его богословский дискурс не просто декоративный флер. Религиозная интерпретация, "да`ва исламий" (исламский призыв) - главный инструмент разъяснения рядовым мусульманам политических и социальных установок и средство мобилизации на борьбу, включая террор.

Борьбу за реализацию исламской альтернативы можно представить неким проектом, существующим на четырех уровнях: локальном, национальном, региональном, глобальном. По сути, на каждом ставится одна и та же задача - установление исламского государства и формирование исламского общества - и присутствуют одни и те же идеологические стереотипы.

Четыре уровня исламского проекта

На первом, локальном уровне речь идет об "исламизации" деревни, сельского района, городской общины, то есть территории, где жизнь и без того в немалой степени регулируется освященными исламом нормами. Но эти нормы испытывают давление государственного законодательства, которое в большинстве мусульманских стран является светским и слабо коррелирует с исламской традицией.

Традиционный, бытовой ислам не способен стать инициатором "реисламизации" социума. Иное дело исламизм с его призывом к борьбе за справедливость, за неподкупного лидера, соблюдающего шариатские заповеди, готового заступиться за обездоленных. Признаки локального исламистского проекта можно обнаружить почти во всех мусульманских странах. Симпатии "мусульманской улицы" к исламистам продиктованы не столько далеким от насущных нужд антивестернизмом, сколько надеждой, что частные бытовые проблемы могут быть решены на исламской стезе. На Северном Кавказе в конце 1990-х возникла "территория шариата", объединившая несколько сел (Карамахи, Чабанмахи, Чанкурбе, Кадар). Установившие свой контроль над этой территорией исламские радикалы предъявили к администрации "простые" требования (например, остановить произвол милиции) и настаивали на том, что шариатские законы не противоречат российской Конституции.

Второй уровень проекта - национальный. Здесь исламисты заявляют о своих претензиях на власть в масштабах государства. Наиболее ожесточенно борьба за национальное исламское государство велась и ведется в Алжире, Афганистане, Судане, Иране, Пакистане и Узбекистане. Исламисты - серьезные конкуренты секулярному национализму, в свое время пытавшемуся осуществить декларированные цели, но не выполнившему свои обещания.

Третий уровень исламистского проекта - региональный. Он не слишком заметен в мировой политике. Его можно связать с деятельностью "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами", руководители которой призывают к созданию в Ферганской долине трансграничного халифата. В 1997-1999 годах призыв к созданию исламского государства в составе двух республик - Чечни и Дагестана - звучал на Северном Кавказе.

Четвертый уровень - глобальный. Его цель - создать общемусульманское государство. Однако исламисты, будучи неспособны сплотить вокруг этой идеи общество в каком-то одном государстве, сформировали, по выражению американского исследователя Вартана Грегоряна, "конфедерацию единомышленников" во многих мусульманских странах. Результатом их действий стало идейное братство: отчасти аморфное, зато трансграничное пространство единомышленников.

Между четырьмя уровнями исламистского проекта существует идеологическая и практическая взаимозависимость. Творцам шариатского правления на отдельно взятой территории комфортнее видеть в своих достижениях один из шагов по пути глобального исламского политического возрождения, подтверждение неизбежной "реисламизации". С другой стороны, их успехи как воздух необходимы глобальным исламистам.

Проще всего признать, что исламская альтернатива и ее проекты - несбыточные утопии. Но эти утопии овладевают массами, и не считаться с ними нельзя. А стремление ислама к самореализации в политическом и социальном пространстве - тенденция устойчивая и в каком-то смысле вечная.

АЛЕКСЕЙ МАЛАШЕНКО, Московский центр Карнеги. Его книга "Исламская альтернатива и исламистский проект" вышла в издательстве "Весь мир"

http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=680063
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Малашенко
Кавказ устал от хаоса
За последние 10 лет в регионе так и не стала необратимой тенденция к политической стабилизации
19.11.2009
Танго с исламом
"Новая холодная война" в интерьере конфликта цивилизаций
13.04.2007
Каким нам видится ислам
Стереотипы восприятия
17.10.2006
Все статьи Алексей Малашенко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:57
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.04.2024 11:50
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Калужанин
27.04.2024 11:14
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
27.04.2024 09:52
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
27.04.2024 09:43