Были тщетные попытки заслонить единственную цель, важную для него, - служить своему Отечеству и народу. Земледелие, промышленность, торговля, искусства и науки имели в нём надёжного покровителя. Для насаждения образования и воспитания он основал в Дерпте университет, а в Петербурге училище для сирот военных (Павловский корпус). Для женщин - институт ордена св. Екатерины и другие учебные заведения под патронатом Императрицы Марии. В годы его правления была основана Российско-Американская компания, Медико-хирургическая академия. За всё царствование Екатерины в солдатских школах выучилось лишь 12 тысяч человек, при Павле - 64 тысячи. Он внёс порядок в лесное дело: специальным законодательством казённые леса были защищены от вырубки. Во время его царствования возросло число государственных ведомств, занимающихся экономикой, коммерцией, финансами.
Были введены правовые нормы, устранившие вопиющие беззакония крепостничества, в частности, запрещена продажа крестьян без земли, ограничена барщина. Он был против чрезмерной роскоши и увеселений аристократии.
Особым нападкам подвергался Император за реформы в армии. Бессмысленной муштрой пытались представить его поистине героические усилия по созданию дисциплинированного современного войска. Средством преодоления разболтанности был новый устав. Именно при Павле неукоснительное следование уставу на все последующие времена вплоть до недавнего времени было основой боеспособности русской армии. Простой народ и солдаты всей душой любили Императора. Даже его враги не могли не признать это: "Несомненно, что Император никогда не оказывал несправедливости солдату и привязал его к себе, приказывая при каждом случае щедро раздавать мясо и водку" (Л. Беннигсен).
Всего за четыре года царствования им было подписано 2179 законодательных актов. Реформы Павла не были скоропалительны и незрелы. Устранённый полностью своей матерью от участия в управлении государством, всё своё свободное время наследник посвящал изучению права, экономики, положению дел в государстве. За годы вынужденного бездействия он подготовил продуманную программу реформирования России, которую начал спешно реализовывать при своём восшествии на престол, реализовывал энергично и стремительно, будто чувствовал, что времени ему отпущено мало.
У Императора Павла I была подвижническая жизнь и мученическая кончина. Он пережил тяжёлую личную драму: его предала горячо любимая жена, сын и многие близкие ему люди, которым он доверял. Столько скорбей на одну человеческую жизнь!
Вглядимся в нравственный облик его убийц. Что ими движет? Какие мотивы? Злоба, ненависть, животный страх, жажда мести, политическая интрига. Граф Пален и Платон Зубов пополнили галерею одиозных исторических негодяев и предателей. Роль иностранцев в этом заговоре слишком бросается в глаза. Это немец Беннигсен, который, находясь на службе у русского Государя, изображал из себя русского патриота: "Я, не колеблясь, примкнул к заговору, правда, шагу опасному, однако необходимому, чтобы спасти нацию от пропасти, которой она не могла миновать в царствование Павла", - писал он. Какую нацию хотел спасти Беннигсен? Очевидно, что не русскую. Другой важный участник заговора, - Панин, был, по выражению самого Витворта, "англичанином", то есть сторонником англо-русского союза. И ещё один горячий "русский патриот" был в компании заговорщиков - адмирал Иосиф де Рибас, итальянец на русской службе.
У правителей туманного Альбиона были нешуточные основания беспокоиться во времена царствования Павла I. Заключив военный союз с Наполеоном, он объявил войну Англии. Весной ожидалось открытие военных действий - совместный поход России и Франции в Индию, английскую колонию. Этот план представлялся заговорщикам безумным. Сегодня историки, исследовав все документы, уверяют, что кампания та была великолепно задумана и спланирована. В Тихом океане её должны были поддержать три судна из Петропавловска-Камчатского. Не надо забывать, что Россия располагала в Тихом океане ещё и флотом Российско-Американской компании. Лондон был всерьёз напуган: "Тревога почти всеобщая, - сообщает секретный прусский агент из британской столицы, - особенно после того, как узнали о приказе Императора Павла трём русским фрегатам выйти с Камчатки и перекрыть нашу торговлю с Китаем". Наполеон, уже находясь на о. Святой Елены, неоднократно мысленно возвращался к своему союзу с Павлом. Трагическую смерть его он воспринимал как крушение своих надежд, до конца дней он был убеждён, что заговор и убийство Императора - дело рук англичан.
В заговоре против Павла I поражает то, как хладнокровно и расчётливо убийцы сплетали свою сеть. Здесь впервые было опробовано оружие, которое через сто лет будет пущено в ход против Николая II: ложь, клевета, подогревание страстей, доведение до абсурда распоряжений Императора, распространение анекдотов, дискредитация, сплетни, слухи о будто бы готовящихся репрессиях и опалах. Каждое распоряжение его осмеивалось, каждый промах раздувался. Когда читаешь документы того времени, невозможно отделаться от кошмара, вызванного какой-то адской машиной в действии. Будто кто-то запустил маховик, умело его раскручивая и направляя. Мемуары современников хорошо передают непередаваемо зловещую атмосферу двора в последние несколько месяцев царствования Павла. Будто сам воздух был напоён предательством. Заговорщики знали, что чувство мести было чуждо Императору, он никогда не позволял себе расправу за шутки в свой адрес. Беспощадно суров Император был только в том случае, если страдали интересы Отечества. Лень, казнокрадство, халатность, бесстыдство вызывали в нём справедливый гнев. Мягкий и чувствительный по натуре, Павел I предписывал себе неукоснительную строгость как обязательное качество Государя, его непременный долг по отношению к подданным.
Нельзя не сказать и о глубокой набожности Павла I, его аскетизме: спал он на жёсткой солдатской кровати, носил простой мундир, не любил роскошных нарядов, увеселений.
Своей подвижнической жизнью и мученическим концом Павел I как бы искупил прежние грехи династии. Род Романовых, исчезавший после Петра I, при Павле I разрастается и становится одним из самых плодовитых царских родов Европы. Всем известно, что обильное потомство - знак благословения Божия, особенно это касается царских родов. Можно смело сказать, что Павел I стал новым родоначальником русских царей. Он навсегда прекратил борьбу за царский престол внутри рода. В потомках его заметно истинное благородство, возвышенность духа, преданность Православной вере и идеалам служения Отечеству, что сильнее всего проявилось в последнем нашем Государе Николае II.
После смерти каждого русского царя в народе говорили: "извели", "отравили". Народ русский верует в большинстве, что русский царь и не может умереть естественно, что никто из них своей смертью не умер. Это убеждение не случайно. Здесь образ "Пастыря доброго", полагающего жизнь за овец своих, - таким видел народ русского царя. История подтверждает это.
В кабинете у великого князя Александра Александровича, будущего царя Александра III, были портреты двух убиенных Государей - Петра III и Павла I. Его отец Александр II, не очень этим довольный, просил убрать портреты, напоминающие о столь грустных событиях. Но вскоре и сам он займёт место в ряду убиенных царей, а затем и его внук Николай II.
Павел I не канонизирован как мученик. Но простой народ приходил и до сих пор приходит на его могилу искать помощи и исцеления от болезней. Говорят, что к его заступничеству прибегают в случае несправедливых гонений со стороны начальства, а ещё в нужде и бедности. 23 марта петербуржцы традиционно приходят к Михайловскому замку и в царскую усыпальницу в Петропавловском соборе, чтобы почтить память убиенного Императора.
http://www.russdom.ru/2006/200603i/20060310.shtml