Впереди новые битвы

0
217
Время на чтение 4 минуты
Не успел спросить у отца Дмитрия, бывшего боевого лётчика, продолжает ли он отмечать День защитника Отечества, но даже после короткой встречи на берегу Можайского моря твердо понял, что предстоят ему новые битвы - уже не в воздухе, а на духовном и социальном поле.

Если с просторов Можайского моря вам откроется на левом берегу усадебный дом с колоннами и красная церковь, пока еще не с куполом и крестом, а с тонкой телеантенной на барабане, не торопитесь приставать, предвкушая сокровенную молитву или познавательный обзор, - охрана может шугануть прямо от берега, а то и не дать пристать.

Я подходил к усадьбе XVII века со стороны большого поселка Горетово. Дорога от шоссе идет мимо обшарпанных пятиэтажек военного городка, постаревших деревенских домов и растущих, как грибы, богатых дач. Встретил на скользкой дороге явно местную курносую бабушку, спросил: "Как пройти в усадьбу?" Она ответила с каким-то даже задором: "А вас не пустят - куплена усадьба-то!"

У кладбища дорога сворачивает к водохранилищу, опять сворачивает и упирается в мощный металлический забор. Калитка ворот была не заперта, и я, протискиваясь, спросил у мрачного охранника: "Что сейчас в бывшей графской усадьбе?" "Частная собственность", - заученно буркнул он.

Я шел мимо ветшающих корпусов и когда-то голубой, но вылинявшей "Схемы пионерского лагеря", вдоль бывшей столовой, где еще торчат за стеклом ножки положенных на столы металлических стульев. Потом открылся реставрируемый усадебный дом с белоснежными колоннами, и, наконец, дорога привела к кирпичной многоярусной церкви. Возле лестницы стояли две иномарки, а на железной двери входа, еще без надвратной иконы, белело объявление: "Еженедельно в храме во имя Живоначальной Троицы с. Горетова будет проводиться молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему". Я зашел в тесное помещение с аккуратным иконостасом и шумящим калорифером. Народу было немного: несколько женщин, мужчина в красной куртке, двое подростков. Священник уже произносил проповедь. Дослушав её до конца, я подошел последним под благословение, а потом побеседовал с отцом Дмитрием. Слышал о нем от библиотекаря санатория Натальи Мурашкиной и собирался поехать к нему в село Мышкино, но автобуса подходящего не было, потому и направился посмотреть лишь ближнее Горетово. Так вот Господь сподобил здесь встретиться с о. Дмитрием и поговорить хотя бы накоротке.

Отец Дмитрий (Тюрин) окончил Сызранское училище, был боевым офицером, вертолетчиком, командиром летного подразделения. Уволился в запас в звании капитана и через 10 дней (он почему-то особенно подчеркнул: всего десять дней!) был уже семинаристом. К своим 36 годам батюшка успел не только окончить заочно Духовную академию, обзавестись пятью детишками, но и организовать приют для девятнадцати беспризорных ребят. Вы вдумайтесь только: в когда-то многолюдном селе Мышкино на Москве-реке теперь живут около 200 местных жителей, в основном пожилого возраста, о. Дмитрий воспитывает 24 ребенка, столько во всем селе теперь не наберется, где в церковь ходят всего человек пять постоянно. "Но с приездом дачников, с Пасхи - храм всегда полон!" - сказал он нам.

Село Горетово на Москве-реке - древнее, в 1685 году по именному указу оно вместе с селами Абрамово и Милятино было отдано из дворцовых в поместье окольничему Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину с прямым повелением построить деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы. Окольничий был женат на племяннице тогдашнего Патриарха Иоакима - Мавре Савеловой, чей отец владел селами Сивково и Бородино. И вот 24 мая 1687 года сам Патриарх освятил церковь в Горетове. Сын Мусина-Пушкина Платон Иванович написал прошение в Синод о строительстве каменной Троицкой церкви с приделами в честь Николая Угодника и святой Ирины, и 27 июля 1737 года возведенный храм был освящен.

В 1749 году все эти села оказались пожалованы графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, непревзойденному дипломату, государственному канцлеру, который в течение 14 лет определял внешнюю политику Российской империи. При нем усадьба достигла расцвета.

В середине XIX века новые хозяева устроили в селе ткацкую фабрику, а с 1890 года здесь была усадьба потомственной почетной гражданки Анфисы Бутиковой, которая усердно попечительствовала над местной школой. В советское время в Горетове были крепкий совхоз, военный городок лётного полка, а в бывшей усадьбе располагались профилакторий и пионерлагерь. Заведующая библиотекой Вера Мордвинова, которая тоже пришла на службу в храм, вспомнила, что, кажется, министерства рыбного хозяйства. Да, по почерку, по бесхозяйственности похоже. Сразу на заре грабительского капитализма вся эта уникальная прибрежная территория была продана... в частные руки некоему армянскому предпринимателю Овсету Хукияну. Все-таки потрясает крестный путь России, сама смена владельцев - патриарх славного рода Мусиных-Пушкиных, великий канцлер Бестужев-Рюмин, почетная гражданка Бутикова, когда-то успешное, а потом разогнанное министерство и наконец - Хукиян! Может, этот разворотливый делец - достойный сын своего народа, вот и отец Дмитрий говорит, что он лояльно настроен, уступил просьбе главы местной Глазовской администрации Клавдии Степановны Русановой, разрешил по воскресеньям проводить службы. "Но ведь это - храм! - вздыхает батюшка. - Правда, он числится по владениям как здание библиотеки..." Да, при профилактории там была библиотека-бильярдная. До сих пор библиотечные помещения с книгами на втором этаже храма остаются, но ведь власть-то знала, на какое здание сделка совершается!

Теперь Хукиян готов отдать его Церкви... в аренду на 50 лет. Когда я читал этнографические книги про Закарпатскую Русь, то меня, помню, особенно потрясло, что православные храмы в землях Австро-Венгерской империи для унижения или большей прибыли отдавали в аренду местным евреям. Недаром фольклористы записали в тамошних селах немало песен вроде этой: "Иде, иде Зельман, ключи нам от храма несе...", то есть ждущие крестьяне с радостью встречают арендатора, чуть ли не славят его! Прошло больше века, и что ж, горетовским православным придется сложить подобные песнопения в честь Хукияна?

Вообще, когда читаешь в прессе, что творится на Русской земле, в голове порой подобные безобразия не укладываются, а когда отправляешься в путь и сталкиваешься с ними воочию, то понимаешь наглядно, до чего же мы докатились, до каких пределов и беспределов терпелив наш человек. Вот тут и начинаешь снова задумываться о роли и силе веры в вымирающей, разворованной и унижаемой России. Мне кажется, что если и удастся вернуть русскому люду здесь, в Горетове, хоть пядь прекрасной исторической земли над Можайским морем, то лишь благодаря Церкви и православному приходу, если он стряхнет с себя губительное равнодушие. Пусть на полвека обретут - с арендой у армянина или навсегда - с судами и трудным, законным возвращением владений Православной Церкви, которой государство безвозмездно вернуло все здание, но другой надежды на торжество разума, на пробуждение совести пока не вижу.

Далеко видать обезглавленную Троицкую церковь с водных просторов Можайского моря. Она, надеюсь, скоро засияет куполом, начнет еще сильнее притягивать взор, и русский человек получит право с достоинством ступить на землю предков, помолиться или просто полюбоваться, набраться ума-разума - кто уж как решит, но без унизительного принуждения и наглого диктата презренного металла.

Бог в помощь, защитник Отечества отец Дмитрий!

http://www.russdom.ru/2006/200602i/20060206.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Александрович Кадашевский
Преступления Польши
18 октября - 90 лет заключения перемирия на советско-польском фронте
18.10.2010
Все статьи Александр Александрович Кадашевский
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06