itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Блаженны нищие духом..."

За святой Ксенией Петербургской следила полиция

0
284
Время на чтение 5 минут
Гробница святой блаженной Ксении Петербургской в часовне на Смоленском кладбище
Гробница святой блаженной Ксении Петербургской в часовне на Смоленском кладбище
Если петербуржца спросить, кто из святых наиболее почитаем в городе на Неве и в то же время тесно связан с его историей, то без сомнения мы услышим имя Ксении Петербургской. Даже в советское время, когда часовня над ее могилой была закрыта и находилась в запустении, тысячи верующих шли к месту ее упокоения с просьбами и молитвами о помощи.

Многим православным Петербурга запомнилось, как в 1987 году митрополит Алексий (Ридигер), нынешний Патриарх Московский и всея Руси, совершил освящение часовни после ее реставрации. Тогда Русская Церковь еще не причислила блаженную к лику святых, но уверенность в святости ее жизни сохранялась в народе на протяжение почти двух веков.

Какое же место занимала Ксения Петербургская в жизни православных петербуржцев и в чем заключался ее религиозный подвиг?

Отвечать на такие вопросы одновременно и просто, и сложно. С одной стороны, Ксения Петербургская в представлении верующих - образец жизни во Христе. С другой - подвиг блаженной был подвигом юродства, который для современников был не всегда и не сразу понятен и объясним.

До сих пор точно неизвестно, когда и где родилась Ксения Григорьевна Петрова и когда умерла. Известно только, что прожила она 71 год. Предположительно Ксения родилась в 1731 г., скончавшись в царствование Александра I в 1802 г. Согласно жизнеописанию, она была женой придворного певчего Андрея Федоровича Петрова, состоявшего в чине полковника. Однако до сих пор о ее супруге никаких точных данных собрать не удалось. До нашего времени дошли лишь сведения, что они проживали на Петербургской стороне столицы, в приходе Матфеевской церкви, почти 90 лет (с 1789 по 1877 г.) именовавшейся Андрея Петрова улицей.

Семейная жизнь продолжалась недолго: уже через три с половиной года 26-летняя Ксения овдовела. Скоропостижная кончина мужа, вероятно, умершего от тифа, послужила причиной того, что Ксения приняла на себя подвиг юродства. Раздав имущество бедным, она с тех пор уже не имела своего постоянного угла, странствуя по городу под именем покойного супруга. Даже откликалась она только на "Андрея Федоровича", уверяя всех, что умерла на самом деле Ксения, а муж ее остался жив. "Да не троньте покойницу, что она вам сделала, прости Господи!" - сердясь говорила юродивая тем, кто все-таки решался назвать ее прежним женским именем.

Любимым местом ее странствий была Петербургская сторона. Ходила она в одежде мужа, в его белье и камзоле. Когда со временем камзол истлел, она стала носить зеленую юбку и красную кофту. Возможно, эти цвета ее одежды совпадали с цветом формы покойного супруга. История сохранила легенду, что за все 45 лет своего странничества по столице Ксения была очень кротка и ласкова со всеми, только однажды показав гнев в отношении дразнивших ее мальчишек. Их поймали и выпороли.

Жители Петербургской стороны довольно быстро привыкли к Ксении. Вначале блаженная вызывала у них жалость (вначале ее даже называли "сумасшедшей"), но вскоре это чувство уступило место уважению и почитанию. Особым знаком благоволения считалось у петербуржцев (прежде всего купеческого и мещанского званий), когда блаженная оставалась у них в доме на ночь или же принимала их хлеб. Матери радовались, если Андрей Федорович качал в люльке или целовал их ребенка, пребывая в убеждении, что этот поцелуй принесет счастье.

Из милостыни у подающих Ксения брала только "царя на коне" (копейку), не желая принимать большие пожертвования и, в свою очередь, раздавая все бедным. С течением времени встреча с блаженной, получение от нее копеечки или куска хлеба стали восприниматься как знаки будущей удачи. В глазах многих православных жителей Петербурга она стала примером благочестия и бескорыстия.

По ночам она часто уходила в поле молиться, кланяясь в землю на все четыре стороны. Подозрения в том, точно ли она ходит в поле молиться, были достаточно быстро развеяны: полиция, устроившая за ней слежку, удостоверила этот факт. История сохранила нам легенду и о том, что при строительстве каменной церкви на Смоленском кладбище блаженная помогала строителям, по ночам перенося на стены кирпичи.

Подвиг юродства в Синодальный период - явление во многом удивительное. "Золотой век" юродства к тому времени давно прошел. И все-таки Ксения Петербургская осталась в истории Русской Церкви одной из наиболее ярких и почитаемых "Христа ради юродивых". Активная сторона юродства, отмечал академик Александр Панченко, заключается в обязанности "ругаться миру", обличая грехи сильных и слабых и не обращая внимания на общественные приличия. При этом юродивый обычно не посягает на государственный порядок, обличая людей, а не обстоятельства. Панченко называл юродивого резонером и консервативным моралистом, замечая, что "общественная роль юродства возрастала в кризисные для Церкви времена".

Можно ли говорить об "общественной роли" подвига юродства блаженной Ксении? На этот вопрос ответить весьма затруднительно. Смотря что понимать под выражением "общественная роль". Ее почитали, ей верили, она иногда обличала, имела славу предсказательницы. Кстати сказать, накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны (24 декабря 1761 г.) она ходила по столице и кричала: "Пеките блины, пеките блины, скоро вся Россия будет печь блины!" А за три недели до насильственной гибели (5 июля 1764 г.) императора Иоанна Антоновича, узника Шлиссельбургской крепости, Ксения каждый день плакала, восклицая: "Там речки налились кровью, там каналы кровавы, там кровь, кровь, кровь!" Эти "политические" предсказания, облеченные в иносказательную форму, конечно же, не могут и не должны служить показателем "общественной роли" блаженной. Тем более что предсказания она делала в большинстве случаев самым обыкновенным людям в связи с их жизненными обстоятельствами.

Почему в России (католический мир юродивых не знал) так любили блаженных? Скорее всего за то, что они "в праве" выступать в миру, обличая его грехи (или грехи отдельных его представителей) так, как считали правильным. Право это заслуживается тем, что юродивый "не от мира сего". Но его асоциальность не разрушает религиозность общества, помогая найти опору в жизни тем, кто самостоятельно это сделать не умеет или боится. Юродивого боятся как сильного "силой Христовой", но за то же самое его и почитают.

Почитание Ксении во многом связано с рассказами о чудесах, совершенных на ее могиле. Эти рассказы были широко распространены в Петербурге уже в начале XIX века. Так, к примеру, одна "полковница", потеряв всякую надежду на устройство сыновей в Кадетский корпус, как-то на улице встретила странную женщину в зеленой юбке и красной кофточке, предложившую ей отслужить панихиду на могиле Ксении. Отслужив панихиду и вернувшись домой, "полковница" узнала, что ее дети приняты в корпус.

Многочисленные свидетельства заступничества Ксении фиксировались ее почитателями, убежденными в святости блаженной. Подобная убежденность не должна вызывать удивления, ведь вера (как в свое время заметил Эрнест Ренан) - излюбленнейшее детище чуда. Верующие разобрали с могилы Ксении всю насыпь, в дальнейшем разломав "на память" и две могильные плиты. Затем на могиле установили кружку, и на собранные пожертвования построили часовню (существует также история, что эта первая часовня была сооружена на деньги глубоко почитавшей Ксению вдовы "из почетного звания").

На могиле ежедневно совершались панихиды. В начале прошлого века по проекту архитектора Александра Всеславина была возведена новая часовня, сохранившаяся и доныне. К этой часовне все время приходили верующие, просившие заступничества и помощи у блаженной. Записки с просьбами обыкновенно вставляли в трещины стены часовни. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Обычно у Ксении просят совета при выборе жениха, помощи в судебных делах, определении детей на учебу, в получении работы. Студенты просят ее помощи при сдаче экзаменов. В советское время часовню дважды закрывали: в сентябре 1940 г. (до февраля 1947 г.) и в 1960 г. Но и тогда на Смоленское кладбище к блаженной постоянно приходили богомольцы.

В сентябре 1978 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей причислил Ксению Петербургскую к лику святых. В июне 1988 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви принял такое же решение. Так Ксения Петербургская стала небесной покровительницей Северной столицы, доказав своей жизнью истинность утверждения апостола Павла о том, что "немудрое Божие премудрее человеков и немощное Божие сильнее человеков".

http://religion.ng.ru/history/2006-02-15/7_nishie.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Фирсов
Православная Церковь сегодня и при советской власти
На вопросы "Религии и СМИ" отвечает Сергей Фирсов
18.07.2007
Символ первой революции
За целый век фигура Георгия Гапона не утратила противоречивости
20.04.2006
Герой веры или "артист императорских церквей"
При жизни Иоанн Кронштадтский вызывал у одних восторг, а у других - неприятие
03.12.2004
Все статьи Сергей Фирсов
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30