Впрочем, "нагрузочные", политиздатовские книги в своем большинстве были, все-таки, довольно пресными и совсем не пугающими. Полки книжных магазинов ломились от политической макулатуры, которую никто не читал. Только писали.
Очередной политпросветовский бум пришёлся на перестройку, вернее на одну из её составляющих - гласность. Самиздат вылез из антисоветского подполья и, облачившись в ледериновые одежды политиздата, стал править бал на книжном рынке. Пишущая политиздатовская братия превратилась в "Мальчика-наоборот" и страна наполнилась сочинениями сначала о плохом Берии, потом о плохом Сталине, потом о плохом Хрущеве, потом о плохом Брежневе. Параллельно возникли хорошие американские империалисты, хороший Власов и хороший Троцкий. И заодно хороший Хаббард.
Эффект получился прямо таки противоположный. Население люто возненавидело пришедших к власти демократов. Правда, скорее не за вывернутый наизнанку агитпроп, а за дилетантски осуществленные экономические реформы. Политическая книга, теперь уже не о строительстве коммунизма, а о строительстве капитализма стала по "застойному" пылиться на магазинных полках. Для того чтобы заинтриговать обывателя, нужно было сотворит нечто уж совсем монструозное, вроде кремлёвских мемуаров Коржакова.
После 1993 политическая литература практически впала в спячку, что бы возродиться ко второму сроку президента Путина. Всё это время источником политпросвещения служили газеты. Сейчас, когда маятник политических акцентов качнулся в сторону государственничества и консерватизма, газета как "коллективный пропагандист" уступает место политической книге. Самые умные, вроде неугомонных Проханова и Лимонова переводят количество в качество. Прохановский "Политолог", например, это безразмерная передовица из "Завтра". А политический манифест Лимонова "Другая Россия" как будто склеен из передовиц "Лимонки". Кстати, лимоновский опус этим уже летом лежал среди книжной уценёнки, что свидетельствует о том, что на литературное чутьё россиян не могут повлиять никакие эпохи перемен.
Интерес к политической книге инициировал гигантские тиражи подобных изданий. Классические детективы и фантастика - традиционные объекты для чтения в самой читающей стране мира, уступают место книгам так или иначе политическим. Свежий пример. Антиутопию Доренко "2008" язык не поворачивается назвать художественным произведением. Чисто Демьян Бедный, только в прозе.
Политическая составляющая также очень сильна у авторов так называемой "патриотической" фантастики. Это, прежде всего Сергей Алексеев с "Сокровищами Валькирий", Юрий Петухов и "Звёздная месть", Роман Злотников с его "Империей". "Дозоры" супермодного Лукьяненко, собственно, завуалированная под фентези контртеррористическая операция. Причём с чётко расставленными политическими акцентами.
Интересно, что так же на грани жанров балансирует Максим Калашников вносящий фантастические элементы в свои имперско-патриотические проекты. Вообще серия "Великое противостояние", пользующаяся огромной популярностью и где Калашников занимает самое, пожалуй, почетное место, держится на трёх китах - классическом советском имперском патриотизме, антиамериканизме и милитаризме, возведенном в абсолют. Для большинства книг этой серии характерны элементы весьма модной сейчас "альтернативной истории". К идеальному творцу "альтернативной" политлитературы следует отнести антипода либерализма Юрия Мухина, чьи книги полностью разрушают историческую космогонию перестройки.
Нынешний ренессанс политиздата целиком и полностью обязан имперско-патриотическим изданиям. Весьма широком, от монархизма до язычества, по спектру идеологических пристрастий.
Для внесения ясности в вопрос, что же читатель выуживает из моря разливанного политической книги, включая и политизированную художественную литературу, автором был проведен блиц-опрос в книжном супермаркете "Библио-Глобус" и альтернативной книжной лавке "Фаланстер". В "Библио-Глобусе" огромный выбор масса покупателей. В основном политической литературой интересуются мужчины среднего и выше возраста. На ура идёт "Убийство Сталина и Берии" Юрия Мухина. Хотя изданы они уже довольно давно. Как ни странно, до сих пор хорошо раскупается Климов. Хотя, если верить поползновениям некоторых членов общественной палаты, миллионные тиражи его книг скоро будут у населения конфискованы. Хорошо расходится "российский Хаусхофер", сиречь Александр Дугин. Книги серии "Великое противостояние" и книги издательства "Европа".
О "Европе" стоит сказать отдельно. Созданное под эгидой ФЭПа весной этого года, юное издательство вышло на второе место по продажам политической литературы. Первое место удерживает "Яуза, Эксмо". Книги "Европы", особенно "Россия и мир в 2020 году" Александра Шубина и "Новая молодежная политика 2003-2005" Павла Данилина пользуются спросом не только состоявшегося поколения, но и у молодежи. Кроме "Европы" молодежь активно берёт книги про Путина и Лужкова, очевидно руководствуясь соображениями учебной необходимости. Как ни странно Чубайс и Клинтон находятся на последних ступеньках политического книжного рейтинга, несмотря на роскошное оформление. Ещё меньшим интересом пользуются, написанные как будто одним и тем же человеком, книги современных российских политиков.
Жесткий отпор Гарри Поттеру и прочей магической макулатуре дал лубянский грек Никос Зервас в весьма покупаемой книге "Дети против волшебников". Во взрослой фентези жанр "имперской боевой фантастики", как шутейной, так и агрессивно серьёзной, уже года два является доминирующим. А вытесняет он с прилавков и книжных полок поклонников фантастику именно импортную, в основном американскую. "Дети против волшебников" книга неприкрыто антипоттеровская. Но не просто анти, то есть голо отрицающая ценность существования англоязычного детского фентези, а создающая принципиально отличный от "поттеровского", кстати, построенного на космогонии рекламных клипов, мир "православной" фантастики, со своей системой духовных ценностей и нравственных координат.
Сюжет "Детей против волшебников" это изложенная языком сказки история контртеррористической операции. На мрачном острове Лох-Харрог действует школа юных волшебников, очень напоминающая секретную нацистскую лабораторию из "Эксперимента доктора Абста". Силы зла, закамуфлированные под силы добра, заманивают на остров и российских детей. Сначала детдомовцев, а потом внучку генерала Еропкина, начальника суворовского училища. Пора вмешаться ГРУ. На роль "засланных казачков" выбирают сорвиголов суворовской выпечки Ваню "Царевича" Царицына и Петрушу Тихогромова. Под руководством "дядьки" - спецназовца Телегина, оседлав суперсекретные минигеликоптеры "Чёрная оса" кадеты отправляются на задание.
Не буду раскрывать все перипетии "невидимой миру брани". Скажу лишь одно - книга написана великолепным русским языком. И, что радует, без приторного ханжества, присущего некоторым изданиям позиционируемым как "православная" детская литература. Дети, на то и дети, чтоб называть вещи своими именами. Если злыми волшебниками, а добрых волшебников оказывается, не бывает, руководит профессор Гендальфус Бенциан, то добру попечительствует православный старец Герондий, отлично осведомленный в военных вопросах. Сила молитвы, помноженная на силу духа, плюс "чему в суворовском учили", позволяет детям одолеть волшебников с разгромным счётом.
Таким образом, можно предположить, что интерес читающей публики сосредоточен на литературе правой, умеренно правой, государственнической и национал-патриотической литературе, как публицистической, так и художественной и исторической. И даже технической, так как весьма популярны книги о вооружении сталинской и гитлеровской империй, несомненно, содержат определенную политическую нагрузку. По тиражам и издательствам, ей занимающимся, литература левого толка не идёт ни в какое сравнение с "правой" литературой.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=18516&sq=19&crypt=