- Как вы оцениваете нынешнее техническое состояние вооружения и специальной техники Топографической службы?
- Вначале отмечу, что трудности, проблемы предшествующего десятилетия не лучшим образом отразились на реформировании, модернизации нашей службы. Имеющиеся финансовые средства позволяли обеспечивать наши воинские части незначительным количеством вычислительной техники, поддерживать парк специальной техники на минимальном уровне, позволяющем создавать аналоговые, цифровые и электронные карты местности, необходимые для управления войсками и применения оружия. В конечном итоге удалось сохранить потенциал топографической службы.
С 2001 года ситуация шаг за шагом стала меняться к лучшему. Финансирование, пусть и скромное, в объеме Государственного оборонного заказа позволило Топографической службе развернуть работы по созданию новых образцов военной и специальной техники, замене устаревших образцов на современные и обеспечение ими воинских частей и предприятий топографических служб видов и родов войск.
В общей сложности за последние пять лет на снабжение приняты 8 образцов новой военной и специальной техники. За создание системы электронных карт и системы "Параметры Земли-90" несколько наших офицеров и служащих стали лауреатами Государственной премии Российской Федерации. В настоящее время Военно-топографическое управление имеет возможность в полном объеме обеспечивать свои части и предприятия высокопроизводительной топографической техникой.
- Правительство вам помогает?
- Президент, правительство, руководство Минобороны постоянно держат в поле зрения и нашу службу. Правительством принято постановление "О повышении эффективности геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации", недавно состоялось межведомственное совещание по вопросам совершенствования системы топографо-геодезического и картографического обеспечения территории Российской Федерации в интересах обороны и безопасности страны, четко определены приоритетные направления. Минобороны и Минтранс России (Роскартография) совместно с другими министерствами и ведомствами активно сотрудничают в целях реализации принятых на высоком уровне решений. Готовится проект концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, прорабатываются проекты федеральных законов "О навигации", о внесении изменений в федеральные законы "О геодезии и картографии" и "О наименовании географических объектов".
- Ожидаете ли поступление принципиально новых разработок уже в этом году? Как вообще складывается модернизация парка топогеодезической техники?
- Под руководством Военно-топографического управления Генерального штаба и при научном сопровождении 29-го Научно-исследовательского института Минобороны ряд предприятий ведет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области топогеодезического обеспечения и создания новых образцов военной и специальной техники. Они не уступают зарубежным. Так, в 2004 г. завершено создание подвижной цифровой топографической системы "Волынец", которая по ряду показателей превосходит американскую систему DTSS и английскую TACISYS. В войска поступает подвижной навигационно-геодезический комплекс "Томпак", не имеющий аналогов в мире. Завершается принятие на вооружение комплекса по созданию пространственных моделей местности "Виолит", который позволяет получать принципиально новый вид измерительной картографической информации - электронные трехмерные модели местности различных масштабов. Совершенствуется и активно внедряется в войска геоинформационная система военного назначения "ГИС-интеграция" - один из основополагающих элементов при использовании электронных карт для управления войсками, оружием и в автоматизированных системах военного назначения. Продолжаем работы по созданию космических геодезического и картографического комплексов нового поколения.
Вместе с тем активно закупаем новую технику для оснащения собственных предприятий и частей. Продолжается коренная реконструкция и перевооружение Санкт-Петербургской военно-картографической фабрики. Предприятие получило самую современную печатную технику и будет способно выпускать более 30 млн. экземпляров топографических карт в год. В воинские части поступают подвижные цифровые топографические системы (ПЦТС), аналитическо-цифровые фотограмметрические станции (АЦФС), комплексы создания электронных карт (АРМЭК), автоматизированные комплексы цифрования рельефа и другие образцы топогеодезической техники. Все это позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Самое насущное сегодня - сохранение интеллектуального и людского потенциала службы. Заработная плата высококвалифицированных специалистов наших аэрофототопографических и аэрофотогеодезических отрядов и предприятий такова, что сделать это совсем непросто.
Еще раз подчеркну: отечественные технические средства и средства топогеодезической информации соответствуют мировым аналогам, а по ряду показателей превосходят их. Одновременно с использованием космических технологий для целей навигации и решения геодезических задач эти средства позволяют выполнять боевые задачи и в условиях отсутствия сигналов от систем космической навигации. Воинские части Топографической службы и предприятия Роскартографии используют программно-технологический комплекс "Типаж-М", благодаря которому комплексно решают задачи по созданию практически всех видов цифровой информации о местности и подготовке к изданию аналоговых карт на основе разнообразных материалов дистанционного зондирования Земли, обеспечивают технологическую независимость службы.
Принятая на снабжение геоинформационная система военного назначения "Интеграция" - важнейший инструмент командира по работе с цифровой информацией о местности, он значительно повышает оперативность и качество подготовки боевых документов, эффективность управления в целом.
- Как показала себя вся эта техника в боевых условиях, в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе?
- При подготовке к операции и в ее начальный период подразделения получали топогеодезическую продукцию со склада СКВО. Здесь хранились карты и планы городов издания 1984 - 1988 гг. Однако, как показал опыт первых дней войны, эти карты соответствовали реальной местности лишь на 60-70 процентов.
Перед военными топографами была поставлена задача совместно с Роскартографией срочно обновить планы городов, изготовить топокарты на территорию Северного Кавказа, а также создать электронные карты.
Практически все предприятия нашей службы заработали на полную мощность. Работа шла круглосуточно. По материалам аэрофотосъемок, космического фотографирования были обновлены и оперативно исправлены крупномасштабные карты, планы городов, крупных селений Чеченской Республики.
Напряженная работа по обновлению карт дала положительные результаты. Уже после взятия Грозного и относительной стабилизации обстановки в республике обеспечение войск картами стало ритмичным и планомерным.
- Готовы ли войска эффективно использовать наработки вашей службы? Все ли ими востребовано?
- К сожалению, несмотря на активное внедрение в войска современных технических средств, использующих последние разработки Топографической службы, остается ряд проблем, который не позволяет войскам по-современному работать с топогеодезической информацией. Главная проблема - человеческий фактор. Командиры и начальники привыкли работать старыми, проверенными методами с использованием аналоговой информации о местности (бумажных карт) и не в полном объеме используют возможности современных геоинформационных технологий. Вместе с тем в Военной академии Генерального штаба, где готовится высший руководящий состав Вооруженных Сил, при участии 298-го Центра геоинформационного обеспечения обучение строится с использованием самых современных средств топогеодезической информации и геоинформационных систем. Будущие военачальники получают вполне достаточный объем знаний, готовы и умеют твердо проводить линию на внедрение нового в повседневную деятельность войск. Помощниками командиров в работе и обучении личного состава работе с традиционными и новейшими средствами топогеодезической информации становятся выпускники Санкт-Петербургского военного топографического института и Геодезического факультета Военно-инженерной академии. В стенах этих учебных заведений они получают не только высокие профессиональные знания, но и большой практический опыт работы на самой современной технике с использованием цифровых технологий.
- А что вас сегодня особенно беспокоит, волнует?
- Как показал опыт первой чеченской войны, остается серьезной проблема, так сказать, "актуальности" топогеодезической информации. На снабжении войск находится большое количество топографических карт прежних годов изданий, отнюдь не по вине нашей службы нарушены сроки обновления карт. Так что в случае возникновения новых военных опасностей потребуется срочно обновлять, а на отдельные районы создавать средства топогеодезической информации. При отсутствии достаточных мощностей и потере квалифицированных кадров это может быть затруднительным. Другая проблема - получение исходной информации на закрытые территории с необходимой для современных средств вооружения точностью. Созданный в 1990-е гг. космический картографический комплекс отработал свой ресурс. Поэтому крайне важно поставить на вооружение новые космические средства с более высокими тактико-техническими характеристиками, создать средства обработки получаемой исходной информации дистанционного зондирования Земли. Таким образом, отсутствие в необходимом количестве и качестве источников получения информации о местности на недоступные территории в масштабе времени, близком к реальному и с необходимой точностью, негативно сказывается на решении задач топогеодезического обеспечения и, как следствие, - применении систем оружия, в том числе высокоточного. Руководство Вооруженных Сил и Военно-топографическое управление Генерального штаба делает все возможное, чтобы в сжатые сроки выправить ситуацию.
- Кого из специалистов-разработчиков новой техники вы хотели бы отметить особо?
- В преддверии Дня военного топографа охотно назову тех, кем мы гордимся. Среди них лауреаты премии Правительства России полковники Л.И. Яблонский, Г.В. Барабин, А.В. Казакевич, Н.А. Козодаев, А.Ф. Ильин, специалисты предприятий ВПК Ю.С. Александров, Г.И. Корниенко, Ю.А. Каленков и многие другие. При их непосредственном участии и тесном взаимодействии со специалистами Генштаба полковниками С.Л. Потаповым, А.В. Шостаком, С.И. Астаховым и другими создается научно-технический задел на будущее, гарантирующий поступление в войска техники, отвечающей требованиям XXI века.
http://www.redstar.ru/2006/02/07_02/2_11.html