Ветхозаветные пророческие школы. Часть 1

Библейско-исторический этюд

0
194
Время на чтение 17 минут
Пророческие школы встречаются в исторических книгах Ветхого Завета главным образом под двумя названиями: "сонмы пророческие" и "сыны пророческие". Едва ли мы ошибемся, сказав, что у читающего Библию при этих названиях тогда не возникает никаких определенных представлений; если же когда и возникают какие-либо представления, то они бывают совершенно произвольны, и при научной их проверке иногда совершенно изменяются чуть ли не в противоположные. Но в то же время как бы инстинктивно чувствуется, что под "сонмами пророческими" и "сынами пророческими" разумеются не ничтожные и не случайные библейско-исторические факты, а факты весьма характерные для всей истории библейского еврейства, налагавшие свой отпечаток на его религиозно-нравственную физиономию, особенно в некоторые моменты ветхозаветной истории, факты, особенно характерные для самого величайшего и высочайшего явления Ветхого Завета - для ветхозаветного пророчества. Для истории и характеристики ветхозаветного пророчества школы пророческие кажутся особенно важными потому, что они выступают в периоды самой напряженной деятельности величайших пророков, "в героические эпохи ветхозаветного профетизма", по выражению одного немецкого исследователя. Но все это историческое значение, равно как и внешняя форма института, преподносятся пред читателем Библии в самых туманных и неотчетливых очертаниях. Такое, во всяком случае, мало желательное явление обусловлено тем, что единственный источник, откуда можно почерпнуть какие-либо сведения о пророческих школах, Библия - дает слишком ничтожное количество материала для суждения о названном институте и для его научного исследования. Исторические книги, излагая иногда довольно подробно внешнюю историю Израиля и дела его царей, слишком мимолетно касаются религиозно-нравственного состояния народа в тот или другой период его истории, ограничиваясь иногда замечанием, что такой-то царь делал неугодное в очах Господних. О пророческих школах исторические книги говорят только тогда, когда они выступают на арену внешней политической жизни народа, и говорят о них постольку, поскольку их жизнь и деятельность касаются общей политической жизни. Специальной речи о пророческих школах самих по себе в Библии нет. О внутреннем характере пророческих школ, их внешней организации, занятиях "сынов пророческих", о поставленных ими себе целях и задачах, о принятых для осуществления этих целей и задач путях и средствах - обо всем этом Библия, как бы невольно проговариваясь, роняет - и то весьма редко - совершенно незначительные замечания в двух-трех словах. При таком положении первоисточника, понятно, открывается необозримый простор для бесконечных предположений и гаданий, большинство которых не может быть ни принято по недостатку положительных инстанций, ни отвергнуто по такому же недостатку инстанций отрицательных.

Если научное исследование не должно состоять из одних только предположений и гаданий, то, очевидно, вопрос о пророческих школах не может иметь строго научной постановки и не может получить бесспорно научного разрешения. Не потому ли этот вопрос и не привлекает к себе внимания ученых исследователей Библии и библейской истории? О пророческих школах даже в немецкой ученой литературе нет ни одной капитальной монографии - явление для немецкой науки необычное.[1] Отсутствие монографий, разумеется, не может быть восполнено тем, что есть в других исследованиях по соприкосновенным вопросам. Различные замечания о пророческих школах рассеяны по бесчисленным "историям израильского народа", "библейским комментариям" и "богословским энциклопедиям".[2] Больше внимания уделяется пророческим школам в монографиях, посвященных библейскому профетизму вообще.[3] Но замечания ученых исследователей нередко произвольны и весьма разноречивы. Первое особенно следует сказать о произведениях тех западных ученых, которые принимают за точку отправления все результаты рационалистической библейской гиперкритики и читают Библию, напечатанную не на простой белой бумаге, а Библию разноцветную, радужную (Regenbogen-Bibel).[4] Стройные и последовательные построения подобных ученых оказываются висящими на воздухе для того, кто сомневается в полезности гиперкритики и недоверчиво относится к ее результатам.

В настоящей статье мы совершенно не претендуем на сколько-нибудь научное разрешение вопроса. Нет, наша задача гораздо скромнее. Нам хотелось бы, не забывая ученых трудов, представить в сжатом очерке то, что можно знать об истории и организации пророческих школ из Библии и как можно в согласии с библейскими данными представлять себе эти замечательнейшие институты ветхозаветного еврейства. По нашему мнению, хоть и краткое напоминание о пророческих школах в настоящее время может иметь значение не одно только научное, но и жизненно-практическое, о чем мы скажем несколько слов в заключении статьи.

1
КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОРОЧЕСКИХ ШКОЛАХ

Первые известия о пророческих школах мы встречаем в повествовании 1-й книги Царств о Самуиле и Сауле. Самуил, помазав Саула на царство, дает ему знамения, что помазал его Господь в царя над наследием Своим. Между прочим, одно знамение было следующим. После того, говорил Самуил, как ты придешь на холм Божий (hibat elohim), где охранный отряд Филистимский... и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков (hebel nebiim), сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют (mitnabin); и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать (hitnabita) с ними и сделаешься иным человеком (1 Цар. 10, 1, 5-6). Предсказание Самуила исполнилось. Когда пришел Саул к холму, встретился ему сонм пророков, и сошел на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них. Все знавшие его вчера и третьего дня, увидев, что он с пророками пророчествует, говорили в народе друг другу: что это сталось с сыном Кисовым? неужели и Саул во пророках? И отвечал один из бывших там и сказал: а у тех кто отец? Посему вошло в пословицу: "неужели и Саул во пророках" (1 Цар. 10, 10-12). В другой раз мы встречаемся с сонмом пророческим в истории гонений Саула и Давида. Донесли Саулу, говоря: вот Давид в Навафе в Раме. И послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать....Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот в Навафе, в Раме. И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: "неужели и Саул во пророках" (Ьаnebiim) (1 Цар. 19, 19-24)? В приведенных словах мы имеем первое по времени библейское свидетельство о двух сонмах пророков: один встретился Саулу около "холма Божия". Под этим холмом разумеют холм, на котором был расположен город Гива, упоминаемый немного ниже (см.: 1 Цар. 10, 26).[5] В русском переводе Библии собственное имя Гива переведено через "холм Божий". Другой случай относится уже к последним дням жизни Самуила, и в этом случае мы видим более организованный сонм пророков, во главе которого стоит Самуил и который имел постоянное местопребывание в Раме, к северу от Иерусалима, в колене Вениаминовом.[6]

Но совпадает ли первое упоминание о пророческих школах в Библии с их действительным историческим началом? Появились ли пророческие школы только при Самуиле, или они существовали и раньше него? Большинство ученых исследователей принимают, что учреждение и основание этих школ обязано инициативе Самуила. Ранее времен Самуила никаких пророческих школ не было, о них поэтому нигде и не упоминается; кроме того, в 1-й книге Царств (3, 1) замечено: Cлово Господне было редко в те дни, и видения... не часты. Это замечание свидетельствует будто бы о том, что в период судей никаких школ пророческих не было. Но, во всяком случае, для того чтобы решительно отвергать существование пророческих школ в том или другом виде до времени жизни и деятельности пророка Самуила, нет достаточных оснований. Если в Библии нигде не говорится о существовании пророческих сонмов в досамуиловское время, то нужно заметить, что в Библии ни слова не сказано и о том, что будто Самуил основал эти институты пророческие. В Библии сонмы пророческие являются без всяких предисловий, об их возникновении ничего не говорится, но говорится о деятельности их как уже существующих институтов. Правда, в Библии сказано, что слово Божие было в период судей редко и видения не часты (см.: 1 Цар. 3, 1), но все же слово Господне и видения были, хотя и не часто. Промысл Божий всегда бодрствовал над судьбами народа избранного; не прекращалась деятельность Промысла Божия и во времена судей, которые принято считать временами особенно мрачными. Господь воздвигал судей, которые спасали евреев от рук грабителей их (см.: Суд. 2, 16, 18), на которых, по Библии, был Дух Господень (см.: Суд. 3, 9-10), которые иногда обладали даром пророчества (см.: Суд. 4, 4). Иногда посылал Господь и пророков Своих, которые проповедовали слово Божие (см.: Суд. 6, 8-10). Этих пророков Библия называет в тот период иногда "людьми Божиими" (см.: 1 Цар. 2, 27-36; ср.: 2 Пар. 25, 7, 9) и Ангелами Господними (см.: Суд 2, 1-4). Иегова говорил через Моисея: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор. 18, 18). Если здесь можно в пророке видеть и коллективное понятие пророчества, а на это дают полное право предыдущие стихи (см.: Втор. 18, 10, 14-15), то следует полагать, что слово Иеговы исполнялось и во времена судей. Кроме того, слова 1 Цар. 3, 1 говорят о редкости пророков, а пророки и сонмы пророческие - это, как увидим ниже, не одно и то же. Некоторые, ставя возникновение пророческих школ в тесную связь с потребностями времени, против раннейшего их существования возражают, будто в существовании их до времени Самуила не было особенной нужды. Только при Самуиле, по требованию особенных и исключительных обстоятельств времени, воздвигаются Богом целые сонмы пророков.[7] Но напрасно смотреть на сонмы или школы пророческие как на особых посланников Божиих, какими были пророки, и видеть всю их сущность во внешней деятельности, не задумываясь над их внутренней жизнью. Как "сонмы" благочестивых людей, ревнителей не только общественного благочестия, но и личного прежде всего, пророческие сонмы естественны и необходимы во всякие времена и при всевозможных исторических обстоятельствах. Изменившиеся к худшему исторические обстоятельства могли только побудить самозаключенные пророческие "сонмы" выступить на арену общественной деятельности; это выступление и отложено в Библии без всяких примечаний об их раннейшем существовании.

Обстоятельства же действительно переменились. Народ еврейский вступил в новую фазу государственной жизни. Собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему:...поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1 Цар. 8, 4-5). Закон Моисея не исключал такой формы государственной жизни (см.: Втор. 17, 15-20). Но народ не постигал теократических идей закона, которые также ясно выражены в законе (см.: Втор. 32, 9; ср.: 1 Цар. 12, 12). Старейшины к своей просьбе добавили многозначительные слова: как у прочих народов. Потому-то и не понравилось слово сие Самуилу и Сам Бог сказал Самуилу: не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1 Цар. 8, 6-7).[8] Но нельзя принять, будто пророческие сонмы организованы были Самуилом специально с целью "охранять дело Иеговы и возвратить к закону уклонившийся от него народ".[9] Мы видим сонм пророческий существующим при самом учреждении царской формы правления (см.: 1 Цар. 10, 5, 10). Такие учреждения, как пророческие сонмы, не могут быть созданы в несколько лет или месяцев. Необходимо допустить раннейшее существование пророческих сонмов независимо от выдвинутой для них позднейшими обстоятельствами цели бытия. Можно также обратить внимание на то, что при втором упоминании о сонме пророков, пророчествовавших под начальством Самуила в Раме (см.: 1 Цар. 19, 19-20), сонм представляется имеющим определенно сложившуюся организацию, а это заставляет искать его начала во времена раннейшие. Да и при первом упоминании о сонме пророков его существование представляется вошедшим в народное сознание как обыденный факт, не вызывающий никакого изумления. Неужели и Саул во пророках? - спрашивали по поводу пророчества Саула знавшие его вчера и третьего дня (1 Цар. 10, 11). И отвечал один из бывших там... а у тех кто отец (1 Цар. 10, 12)? В этом разговоре так и бросается в глаза, что для говорящих сонм пророков, его характер, происхождение его членов - все это для говорящих нечто весьма определенное и обычное. Все дает право допустить, что пророческие школы или сонмы были и раньше Самуила.

Можно сослаться на Майбаума,[10] который решительнее всех утверждает существование пророческих школ до Самуила и посвящает целую главу своего исследования описанию пророческих школ в досамуиловское время.[11] Но Майбаум, допуская существование пророческих школ до времени Самуила, отождествляет их совершенно со школами языческих гадателей. Изучениe языческой мантики, по мнению Майбаума, в этих школах занимало первое место. Самуил в корне реформировал эти языческие школы, совершенно уничтожил грубый характер прежнего пророчества - мантики, гадания.[12] При Самуиле мантика уступила место пророчеству на основании внутреннего откровения. В реформированных школах перестали изучать мантику; вместо нее выступают более высокие занятия: музыка, поэзия, изучение истории и подобное.[13] Майбаум не сообщает, откуда он сам узнал об общем корне происхождения пророчества и языческой мантики[14] и на каких основаниях он возвещает свое мнение ученому миру. Для отрицающего раннее происхождение Второзакония, конечно, не имеет смысла то строгое разграничение, которое проводится там между еврейским пророчеством и языческой мантикой, но для нас это разграничение имеет значение. А во Второзаконии Моисей говорит народу: Народы... которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей (kosemim),[15] а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой (Втор. 18, 14-15). В Библии нет оснований утверждать, будто ранее Самуила пророчество носило характер суеверно-языческих гаданий. Если были до Самуила какие-либо школы пророческие или сонмы пророков, то их лучше всего представлять союзами или обществами особенно религиозно настроенных людей, которые сокращали даже свои житейские потребности, чтобы больше времени проводить в религиозных упражнениях в сообществе с такими же религиозными людьми. Постоянная сосредоточенность их религиозного чувства сделала их более восприимчивыми к воздействиям Божества, и бывали моменты, когда они "пророчествовали". О таких массовых пророчествах есть сведения и в раннейших библейских данных. Так, еще во время странствования по пустыни на выбранных в помощь Моисею 70 старейшин сошел Дух, и они стали пророчествовать. Два из них, Елдад и Модад, пророчествовали в стане. Когда Иисус Навин сказал Моисею: запрети им, - Моисей ответил: Не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками (Чис. 11, 25-29). Если и не все в народе Господнем были высоко религиозны, то все же всегда были ревнители веры, которые удостаивались иногда воздействия Духа Божия.[16]

Историей жизни Самуила библейские сведения о пророческих школах древнейшего времени оканчиваются. Во 2-й книге Царств совершенно нет никаких упоминаний о пророческих школах, нет и в 3-й книге, кроме мимолетного единственного замечания в 20, 35. Только в 4-й книге Царств, при повествовании о времени пророческой деятельности Илии и Елисея,[17] встречаются снова сведения о пророческих школах. Здесь пророческие школы выступают под названием "сынов пророческих" (bene nebiim). Возникает вопрос: были ли пророческие школы в период времени от Самуила до Илии, или же "сыны пророческие" времен Илии представляют явление совершенно новое, может быть, только аналогичное "сонмам пророческим" времен Самуила? Заметим, что в Библии нет никаких сведений о разложении пророческих сонмов времен Самуила, а равно нет сведений о возникновении обществ "сынов пророческих" во время пророка Илии. Во времена Илии "сыны пророческие" выступают сразу и в большом количестве. Потому можно уже предположить, что общества пророков были после Самуила и раньше Илии. Едва ли то обстоятельство, что в 4-й книге Царств употребляется исключительно термин "сыны пророческие" (bene nebiim), в 1-й книге Царств не встречающийся, - может быть достаточным основанием для утверждения, будто в 4-й книге говорится о совершенно новом институте.[18] Название могло измениться в зависимости от времени, а также и от различных писателей 1-й и 4-й книг Царств. Внешняя деятельность также могла отлиться в новые формы, но в сущности едва ли можно отметить какие-либо противоречащие черты "сонмов пророческих" и "сынов пророческих". Нет достаточных оснований отрицать существование пророческих школ в период времени от Самуила до Илии, то есть их непрерывное существование.[19] Правда, о школах пророческих в истории Давида и Соломона совершенно не упоминается, но некоторые, весьма смутные, намеки найти можно. Так, нельзя не обратить внимания на то, что пророк Нафан имел большое значение при Давиде и Соломоне (см.: 3 Цар. 1, особ. ст. 32, 34, 45). Он даже нарекает Соломону имя Иедидиа (см.: 2 Цар. 12, 25). Предполагают, что Нафан был воспитателем Соломона, подобно тому, как Елисей воспитывал Иoaca.[20] Следовательно, пророкам и этого времени не была чужда религиозно-педагогическая миссия. Нафан мог воспитывать не одного Соломона, а целый пророческий сонм. Библия много раз говорит, что пророки писали хроники и в это время. Дела... Давида... описаны в записях Самуила провидца... и в записях Гада прозорливца (1 Пар. 29, 29). Деяния Ровоамовы... описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца (2 Пар. 12, 15); деяния Асы - в сказании пророка Адды (2 Пар. 13, 22). Этот факт свидетельствует, что пророкам не чужды были школьные занятия, как писание отечественной истории. Vitringa видит некоторое отражение факта существования пророческих школ в Притчах, где говорится, что Премудрость построила себе дом... и послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских (Притч. 9, 1, 3).[21] Исторические книги заняты изображением напряженной политической жизни при Давиде и Соломоне, а затем разделением царств и учреждением нового культа. Но при всех этих громких внешних делах совершалась, нужно думать, и внутренняя работа религиозного сознания в лице особо расположенных к тому людей, которые и составляли между собою тесные союзы под управлением и руководством пророков. 4-я книга Царств дает нам знать об обществах "сынов пророческих" как об обществах весьма больших по количеству входящих в них членов и имеющих определенную организацию. Это весьма убедительно говорит за существование школ пророческих раннее пророка Илии.

Последнее упоминание о пророческих школах можно найти у пророка Амоса. Сказал Амос Амасии: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Ам. 7, 14). Правда, нигде член пророческих обществ не называется "сын пророка", как здесь называет себя Амос. В 3-й книге Царств (20, 35) мы находим выражение: один человек из сынов пророческих, потому "сын пророка" можно понимать и буквально, в смысле сына по рождению, но допустимо в связи с предшествующими словами Амасии Амосу (Ам. 7, 12) и другое понимание. Амос доказывает свое право на пророчество ссылкою на повеление Божие и отрицает свою связь с пророками, которые пророчествовали и за то ели хлеб, по выражению Амасии. Ему не было нужды упоминать, что он не сын пророка, так как происхождение от пророка не делало пророком, а потому и можно в словах "не сын пророка" видеть намек на пророческие школы.[22] Таким образом, можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса.[23]

Конечно, пророческие школы не могли исчезнуть в какой-нибудь определенный момент времени, но необходимо допустить, что в последние годы до разрушения царства Израильского в связи с общим религиозно-нравственным разложением народной жизни, увядали и пророческие школы, которые мы позволим себе назвать цветами религиозно-нравственной жизни.

Нельзя обойти молчанием то обстоятельство, что книги Царств совершенно не говорят ничего о существовании пророческих школ в царстве Иудейском. Все "сыны пророческие", упоминаемые в 4-й книге Царств, живут и действуют только в Израильском царстве. Но нам кажется поспешным заключать из этого, что пророческих школ в Иудейском царстве не было. Неужели семена, посеянные Самуилом и уже им возращенные, остались совершенно бесплодными? И неужели в царстве Иудейском при более высоком сравнительно с царством Израильским уровне религиозной жизни не находилось особенных ревнителей Иеговы, которые объединялись бы между собою с религиозно-педагогическими целями? Пророческое служение не ограничивалось рамками Израильского царства; пророчество было, можно даже сказать, сверхнациональным откровением Бога на земле.[24] Если пророки имели у себя учеников в Израильском царстве, то почему не могло быть таких же учеников и в Иудейском царстве? Но понятно, что совершенно нечего сказать для фактического подтверждения существования пророческих школ и в Иудейском царстве.

Мы наметили главнейшие пункты в историческом существовании ветхозаветных пророческих школ. Библия своими сведениями как бы бросает два луча света на совершенно покрытую мраком неизвестности историю пророческих школ. В свете первого луча мы видим пророческие сонмы времен Самуила, а в свете второго - сынов пророческих времен Илии и Елисея. Сонмы пророческие и общества сынов пророческих описаны несовпадающими и неодинаковыми чертами, но и непротиворечащими. Можно допустить непрерывное существование пророческих школ,[25] только ко времени пророков Илии и Елисея эти школы имели другую внешнюю форму. Какие стадии в своем историческом развитии проходили пророческие школы - об этом можно только гадать, так как нет никаких исторических свидетельств. Писать подробно историю пророческих школ - неблагодарная задача и малополезное занятие.



[1] Монографии, посвященные специально пророческим школам, были, но именно только были; они принадлежат к прошлым и позапрошлым столетиям.

Таковы: J. Alting. Historia Academiarum Hebraeorum. 1687; Werenfel. Dissertatio de scholis prophetarum. Basel, 1701; Zinck. Dissertatio de prophet. scholis. Gцttingen, 1737; Hering. Abhandlung von der Propheteuschulen. Breslau, 1777; Schweyler-Mieg. De prophet. scholis, quas ferunt commentationes theolog. part. Strassburg, 1833. Понятно, что эти древние книги известны только по названиям, из более сохранившихся таких же древних книг, например: Vitringa. De synagoga vetere. Weissenfels, 1726, а главным образом, из единственной сколько-нибудь новой монографии: Guil. Rud. Kranichfеld. De iis, quae in Testamento vetere commemorantur, prophetarum societatibus. Berolin, 1861, где дан список всех раннейших монографий, посвященных вопросу о пророческих школах. Но самое сочинение Кранихфельда едва ли можно назвать монографией; это, скорее, брошюра объемом около 60 страниц. Кроме того, брошюра Кранихфельда составляет библиографическую редкость.

[2] Нужно, однако, сказать, что все эти замечания большею частью отрывочны и не дают определенного представления об институте пророческих школ в его целом. Библейские комментарии только в лучшем случае уделяют пророческим школам несколько страниц сряду, как это видим, например: Carl Friedrich Keil. Die Bьсher Samuels. Biblischer Commentar ьber das Alte Testament / Herausgeg. von C. Fr. Keil und Franz Delitzsch, Th. 2. Bd. 2. Leipzig, 1864. S. 146-151. Другие комментарии ограничиваются только экзегезисом относящихся стихов. Энциклопедии же иногда не уделяют пророческим школам особых статей, а говорят о них в статьях, посвященных ветхозаветному пророчеству вообще. Cм., например, Real-Encycklopдdie fьr protestantische Theologie und Kirche / Herausgeg. von Herzog. 2-te Aufl. Bd. 12 (далее - Herzog. RE2).

[3] Таковы: J. Alting. Historia Academiarum Hebraeorum. 1687; Werenfel. Dissertatio de scholis prophetarum. Basel, 1701; Zinck. Dissertatio de prophet. scholis. Gцttingen, 1737; Hering. Abhandlung von der Propheteuschulen. Breslau, 1777; Schweyler-Mieg. De prophet. scholis, quas ferunt commentationes theolog. part. Strassburg, 1833. Понятно, что эти древние книги известны только по названиям, из более сохранившихся таких же древних книг, например: Vitringa. De synagoga vetere. Weissenfels, 1726, а главным образом, из единственной сколько-нибудь новой монографии: Guil. Rud. Kranichfеld. De iis, quae in Testamento vetere commemorantur, prophetarum societatibus. Berolin, 1861, где дан список всех раннейших монографий, посвященных вопросу о пророческих школах. Но самое сочинение Кранихфельда едва ли можно назвать монографией; это, скорее, брошюра объемом около 60 страниц. Кроме того, брошюра Кранихфельда составляет библиографическую редкость.

[4] Особенно типичным исследованием этого рода можно назвать: Dr. Siegmund Maybaum. Die Entwickelung des israelitischen Prophetenthums. Berlin, 1883.

Regenbogen-Bibel (нем.) - т. н. "радужная Библия", критическое издание Библии, вышедшее в кон. XIX в., в котором, согласно теории "четырех источников" Пятикнижия, текст был напечатан соответственно четырьмя разными цветами. - Прим. ред.

[5] См.: Keil. Op. cit. S. 74; М. Вержболович. Цит. соч. С. 230-231.

[6] Пророческий же сонм, упоминаемый в 1 Цар. 10, 5, 10, мог и не иметь постоянного местожительства в Гиве. Может быть, сонм пророческий совершал только религиозную процессию, на что, по-видимому, намекает то обстоятельство, что сонм пророков сходил с холма и имел при себе музыкальные инструменты, небелы, кипноры и др. Это предположение допускает и Keil (Op. cit. S. 74), вопреки утверждению Вержболовича, будто Keil склоняется к противоположному мнению (Цит. соч. С. 230. Прим. 1). Vitringa в "De synagoga vetere", где есть содержательная "Dissertatio de publicis scholis Prophetarum" (C. VII. P. 349-361), однако же, замечает, что, без сомнения, на холме, с которого сходил первый упоминаемый сонм пророков, была школа пророческая ("haud dubie, quod Prophetarum ibi schola fuerit". P. 356).

[7] М. Вержболович. Цит. соч. С. 232-233.

[8] "Also nicht die Forderung des Kцnigs, sondern die Art und Begrьndung dieser Forderung war es, die Samuels und lehovas Missfallen erregte, und womit das Volk sich versьndigte" - замечает F. M. Zahn в миниатюрной брошюрке "Samuel der Prophet und Reformator. Ein Beitrag zum Schriftverstдndniss" (Brдmen, 1873. S. 33).

[9] М. Вержболович. Цит. соч. С. 235.

[10] S. Maybaum. Op. cit. S. 38-39.

[11] Ibid. S. 7-29 ("Die vorsamuelische Zeit").

[12] По крайней мере, на то время, пока пророческие школы были под личным руководством Самуила. Ibid. S. 49.

[13] Ibid. C. 1. S. 41-12.

[14] М. Вержболович. Цит. соч. С. 11.

[15] Kosem от глагола kasam, который означает "заклинать". В Ветхом Завете kosem означает того, кто испытывает волю богов через заклинательные формулы, вообще означает суеверного гадателя. В этом смысле kosem употребляется о ложных пророках во Втор. 18, 10, 14; 4 Цар. 17, 17; Мих. 3, 6, 7, 11; Ис. 3, 2; о Валааме - в Нав. 24, 9-10 (славянское "волхв"), о филистимских пророках в 1 Цар. 6, 2; также об Аэндорской волшебнице в 1 Цар. 28, 7. О еврейских истинных пророках kosem не употребляется.

[16] Такие люди были и при начале деятельности пророка Самуила. Самуил не создал пророческих сонмов из ничего, но он ранее бывшие общества призвал себе на помощь в деле религиозно-нравственного возрождения народа, и сам оперся на сонмы пророков. Конечно, формирование пророческих сонмов, призванных к деятельности Самуилом, подвинулось далеко вперед. Ср.: F. M. Zahn. Op. cit. S. 26-27.

[17] Это время "die Heldenzeit des Prophetenthums", по выражению Maybaum'a. Op. cit. S. 60.

[18] Это обстоятельство особенно выставляет Keil. Op. cit. S. 147-148. To же самое см.: М. Вержболович. Цит. соч. С. 248.

[19] Такое непрерывное существование пророческих школ решительно доказывает Майбаум. Op. cit. S. 46-47.

[20] Так можно думать на основании 4 Цар. 6, 21 и 4 Цар. 13, 14. Ср.: 4 Цар. 2, 12.

[21] "Similitude, inquam, mihi in hac locutione videtur desumpta abeo, quod ilia aetate cultores literarum edita urbium aut agrorum loca elegerint, iu quibus scholos suas aperuerunt". Vitringa. Op. cit. P. 352.

[22] Подробно об этом см.: М. Вержболович. Цит. соч. С. 284-286. Oehler пишет: "In dem spдter nicht vorkommenden 'ben nabi' dieser Stelle liegt die letzte Spur der Prophetenschulen". Herzog. RE2. Bd. 12. S. 278.

[23] По хронологической таблице Евальда этот период обнимает 111 лет.

[24] См.: Проф. С. С. Глаголев. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. С. 105.

[25] См.: Проф. С. С. Глаголев. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. С. 105.

Священномученик Иларион (Троицкий)
Трехтомник творений священномученика Илариона


http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sm2.cgi?item=15r060203125323
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священномученик Иларион (Троицкий)
Все статьи Священномученик Иларион (Троицкий)
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31