ПАСЕ анализирует понятие "нации"

0
514
Время на чтение 4 минуты
26 января 2006 года Парламентская Ассамблея Совета Европы на своем пленарном заседании в Страсбурге рассмотрела и приняла Рекомендацию "Понятие нация"

Комитет по правовым вопросам и правам человека, на который была возложена ответственность по подготовке проекта Рекомендации, назначил докладчиком г-на Г. Фрунду, а также провел ряд экспертных мероприятий для наиболее полного рассмотрения указанной проблематики. В дополнение к этому были получены данные от 35 государств-членов СЕ по вопросу легального определения понятия "нация".

Как говорится в Докладе, представлявшем депутатам проект Рекомендации и объяснительный меморандум, понятие "нация" восходит к Средневековью. "Нация" происходит от глагола nascere (лат. рождаться) и обозначает происхождение, принадлежность к общности, родственные связи с общиной. Политическое прочтение термина "нация" появилось в XIV веке, тогда "нацией" назывались те, кому принадлежность к привилегированному сословию позволяла участвовать в управлении делами государства. Французское понимание понятия "нация" - ключевым признаком которого является "национальный" (при новом политическом устройстве принадлежащий всем гражданам) суверенитет - выросло именно на этой основе. Параллельно с "французской концепцией нации" появилась "немецкая концепция нации", которая подразумевала, прежде всего, общность языка и культурных традиций. Разумеется, границы применения последней не совпадали с государственными границами и не слишком опирались на институт гражданства. Обе эти концепции, возникшие в определенном историческом контексте, не раз были использованы в политических целях, и до сих пор не лишены актуальности.

В Докладе подчеркивается, что международной правосубъектностью обладают лишь нации, сформировавшие государства, построенные на основе гражданства, которое не обязательно увязано с этнической принадлежностью. Вопрос о признании международной правосубъектности за народами и нациями, реализующими свое право на самоопределение, остается в настоящем Докладе открытым.

Правовые системы государств - членов Совета Европы зачастую сочетают в себе элементы обеих концепций в разном соотношении. В проекте рекомендации сказано, что Парламентская Ассамблея признает, что понятие "нации", основанное на гражданстве, подразумевает правовую связь между физическим лицом и государством, тогда как "нация" в значении этнокультурной общности значит свободное и одностороннее отнесение физического лица к такой общности и касается отношений внутри нее.

Более того, хотя в некоторых правовых системах государств - членов Совета Европы сохраняются эти концепции "нации", существует тенденция отказа как от чисто этно-культурного, так и от чисто гражданского понимания "нации". Границы государств Европы, неоднократно менявшиеся в XX веке, стимулируют эту тенденцию. Появление в результате этого национальных меньшинств во многих государствах Европы делает бессмысленным отрицать их связи с государствами их этнической принадлежности. Автор доклада исходит из того, что "каждый обладает правом принадлежать к той нации, принадлежность к которой он ощущает на основе гражданства или же на основе языка, культуры и традиций". Однако это создает определенные сложности для государств, которые, разумеется, заинтересованы в упорядочении отношений своих граждан с иностранным государством, "национальную" принадлежность к которому они ощущают. Поэтому принятая ПАСЕ Рекомендация указывает на необходимость разработки процедур, регулирующих такие взаимоотношения. Вместе с тем участие государств в защите "своих" национальных меньшинств за рубежом изначально рассматривается с позитивной точки зрения.

С другой стороны, в Рекомендации содержится призыв к интеграции всех граждан в рамках поликультурного образования безотносительно к их этническому и культурному происхождению. Государствам следует отказаться от позиционирования себя как исключительно этнических, так и исключительно гражданских образований.

Интересной видится попытка установить различие между "традиционными" и "новыми" национальными меньшинствами. К "новым" меньшинствам отнесены меньшинства, возникшие в результате миграции, предоставления политического убежища или статуса беженцев. В отсутствие общепринятого определения не только "новых" национальных меньшинств, но и национальных меньшинств вообще, автор доклада относит к "новым" меньшинствам русские общины в Латвии и Эстонии.

По мнению докладчика, разработки общеприменимого определения понятия "нация" не требуется. Достигнуть согласия по этому вопросу практически невозможно. Для обеспечения прав национальных меньшинств достаточно присоединения к соответствующим международно-правовым документам, прежде всего к Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Европейской хартии местного самоуправления, Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств. Кроме того, необходимо следовать призыву о добросовестном отношении к национальным меньшинствам и применять "позитивную дискриминацию" к представителям большинства.

Таким образом, учитывая разнообразие законодательных практик в государствах-членах Совета Европы Докладчик ратует за функциональный подход к защите национальных меньшинств, не увязываемый с единообразным пониманием понятия "нация".

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, принятые Архиерейским Собором в 2000 году, также учитывают обе "концепции нации". "Взаимоотношения Церкви и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова", - говорится в документе.

Некоторые параллели со вселенским характером Церкви можно найти в "гражданском" подходе к определению нации. Единство Церкви обеспечивается не национальной, культурной и языковой общностью, но верой во Христа и Крещением. Подобно этому непременным условием гражданского единства нации не являются указанные этнокультурные признаки. Однако "гражданское" государство наднационально только в отношениях со своими гражданами, Церковь же наднациональна и вне любых государственных границ.

С другой стороны Церковь никогда не стремилась к пренебрежению правом христиан "на национальную самобытность, национальное самовыражение" (II.2). Яркий пример тому - множество Автокефальных Православных Поместных Церквей, которые являются носителями христианских национальных культур.

Поэтому Русская Православная Церковь неоднократно указывала, что неоправданное преобладание одного из подходов при государственном строительстве (и международных отношениях) может привести к негативным последствиям. С одной стороны, унификационные процессы как внутри государства, так и на международной арене, доведенные до абсурда, могут привести к потере национальной самобытности, к обезличиванию народов. С другой стороны, апелляция к национальной принадлежности, основанная на идее превосходства и забвении прав иных народов, легко становится предметом спекуляций и двигателем насилия.

http://www.strasbourg-reor.org/modules.php?name=News&new_topic=44&file=article&sid=122
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вахтанг Кипшидзе
Пиррова победа киевского режима
Разгром канонической Церкви на Украине при молчании тех, кто заявлял о безграничной ценности религиозной свободы, будет поражением системы ложных ценностей, которым больше никто и никогда не поверит
16.11.2023
Гендерно-нейтральные термины для обозначения Бога
Такую инициативу рассматривает спецкомиссия в Британии
08.02.2023
Церковь использует разные диалоговые механизмы
По словам Вахтанга Кипшидзе, никто не запрещает священнослужителям высказывать публичную позицию по ряду законодательных инициатив и предложений
23.09.2021
Андрея Кураева лишат сана? Почему дьякон матом
поносит церковь и глумится над умершим священником?
31.12.2020
Все статьи Вахтанг Кипшидзе
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 10:50
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 08:27
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
18.04.2024 07:50
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
В обществе преодолён страх технологической революции
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:58
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 06:43