Основы католицизма в пустеющих классах

Интерес итальянских школьников к изучению религии стремительно понижается

0
218
Время на чтение 4 минуты
Минувшим летом по одному из каналов российского ТВ был показан фильм известного итальянского режиссера Марко Беллоккьо "Час религии". Так называется еженедельный факультативный урок в школе, во время которого юным итальянцам преподают основы религии. В школьную программу эта дисциплина была включена 20 лет назад и стала заменой "Закону Божию".

Изменение стало возможным после того, как в 1984 году итальянское правительство и Католическая Церковь пересмотрели свои отношения и заключили новый конкордат. Согласно новому закону, принятому после утверждения конкордата, школьник сам или по просьбе родителей мог быть зачислен в состав группы, в которой ведется преподавание основ той или иной религии. Преимущественно школьникам преподавались основы католицизма, реже учение евангелистов-вальденсов или основы иудаизма. Дети, не желавшие обучаться основам какой-либо религии, все равно обязаны были на протяжении часа оставаться в школе, присутствовать на каком-либо "альтернативном" уроке или же выполнять самостоятельное задание.

В соответствии с новым положением изменился и контингент учителей, получающих зарплату наравне с другими преподавателями. Если прежде эти занятия вели только священнослужители, то с 1984 года к преподаванию привлекались и светские педагоги, в том числе женщины. В то же время все соискатели должны были получить одобрение местного епископа.

Очень важный момент: урок религии стал факультативным в стране, где 98% населения представляли итальянцы, так или иначе связанные с католицизмом. Хорошо известно, что даже члены влиятельной Коммунистической партии Италии в послевоенный период нередко были католиками. Принадлежность к Итальянской компартии, в отличие от КПСС, не исключала исповедания той или иной религии. Принципы свободы совести и веротерпимости, провозглашенные Конституцией Италии 1945 года, оставляли гражданину право быть атеистом, не говоря уже о некоторых интеллектуалах, метавшихся между гностицизмом и агностицизмом. Не было недостатка и в призывах преподавать религию на научной основе.

Так было 20 лет назад. Как обстоят дела с преподаванием основ религии в итальянской школе сегодня? Прежде всего следует сказать, что за два десятилетия несколько изменился этноконфессиональный состав населения страны. Это произошло за счет резкого притока иммигрантов, число которых оценивается примерно в 1,5 млн. человек. В основном это выходцы из стран Африки и Азии, и более половины из них исповедуют ислам. Когда же встал вопрос об уроке религии для их детей, то обнаружилась острая нехватка квалифицированных преподавателей. Впрочем, с такими же проблемами могут столкнуться не только мусульмане, но и православные. Известно, что за последние 10-15 лет в Италии обосновалось немало выходцев с Украины и из Молдавии, а им и их подрастающим детям, учащимся в итальянской школе, тоже придется делать выбор в отношении преподавания основ религии.

Однако оказалось, что главная проблема заключается вовсе не в иммигрантах. Недавно, в канун нового учебного года, Министерство образования Италии обнародовало данные о посещаемости урока религии, и у многих они вызвали шок. Выяснилось, что интерес школьников к предмету стремительно падает. Если в начальной и неполной средней школе в 2004-2005 гг. процент не посещающих его учеников составил соответственно 6,1 и 11,2, то в старших классах средней школы он вырос до 37,6%. Занятие, таким образом, не посещал практически каждый третий старшеклассник, в то время как еще четыре года их не посещали 11,7% школьников.

Причем в некоторых учебных заведениях, особенно на севере страны и в ряде крупных городов, число отсутствовавших переваливало за половину. Как горько пошутил один из педагогов, "если "час религии" приходился на начало или конец школьных занятий, то почти все учащиеся оказывались атеистами". В среднем же по стране число учащихся, не посещавших этот урок, составило 18,3%.

В чем причина падения интереса школьников к изучению основ религии?

На это пытаются ответить сами преподаватели, представители Церкви, социологи. Так, влиятельная газета "Република" приводит мнение Козимо Гуарини, директора римского классического лицея "Мамиани", где в некоторых классах число отсутствовавших на уроке религии составляло более 50%: "Религия не может быть предметом преподавания в школе, это все равно что ввести в программу "час жизни". Задачей школы не может и не должно быть воспитание в детях духовности. Это - личная сфера индивидуума. Я мог бы согласиться, если бы речь шла об истории религий. Думаю, что государство должно отстаивать светский характер образования. Тем более что нельзя даже сказать, что католическая религия в Италии имеет какой-либо официальный статус".

Реакция представителей Католической Церкви на положение дел с уроком религии была, как и следовало ожидать, более осторожной. Подчеркивалось, в частности, что уменьшение числа посещающих занятия не отражает общую картину религиозности в стране, что такое положение наблюдается в основном в крупных городах, тогда как в остальных районах страны, напротив, наблюдается тенденция к росту интереса к католической вере. Отмечалось также, что нельзя ограничиваться только перечислением цифр, а надо смотреть глубже. Например, на то, как обстоят дела с преподавательским составом, каковы запросы и ожидания самих учащихся.

Представители Церкви утверждали, что без знания основ католической религии трудно претендовать на полноценное усвоение итальянской культуры, особенно в таких областях, как философия, литература, изобразительное искусство, архитектура, музыка и другие гуманитарные направления.

Действительно, последний аргумент следует признать достаточно обоснованным. Католическая культура - неотъемлемая часть итальянской истории и повседневного быта итальянцев. В принципе никто в Италии не возражает против того, чтобы итальянские дети усваивали все то ценное и полезное, что может дать им школа.

Обозреватель все той же газеты "Република" Франческо Мерло так объясняет причины падения интереса школьников к уроку религии: "Существует прямая и сильная зависимость между игнорированием учащимися "часа религии" и использованием религии в политических целях, между новой Церковью немецкого Папы и отказом молодежи следовать новому катехизису... Падение интереса к изучению религии в школе - это своеобразная плата за тот тяжелый крест, который приходится нести верующим и который пытаются использовать в предвыборной агитации различные политические силы... Иные теологи ратуют, с одной стороны, за возврат к религиозности, а с другой - занимаются "маркетингом Божьей благодати", обещанием рая, словно это реклама в газете или бонусы, которые даются при приобретении телефонных карточек: берешь три, а платишь за две. Если именно такие вещи преподают сегодня в школе, то данные, приведенные Министерством образования, являются действительно хорошим знаком для итальянских детей".

Приведенные выше мнения разнообразны и не лишены противоречий, но они отражают отношение итальянцев к такой непростой проблеме, как преподавание религии в школе. В итальянском обществе, которое отличает широкий плюрализм мнений по самым разным проблемам, вряд ли возможен возврат ко временам монополии священнослужителей в этом деликатном вопросе.

http://religion.ng.ru/society/2005-12-21/4_katolicizm.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Гамэр Баутдинов
"Консультации" с мусульманами
Правительство Италии решило помочь приверженцам ислама интегрироваться
01.02.2006
Полумесяц над Пиренеями
Арабское владычество оставило яркий след в испанской культуре
07.12.2005
Зеленое знамя над Карфагеном
Несмотря на то что Тунис - исламская страна, ее население весьма толерантно относится к верующим иных религий
17.03.2005
Все статьи Гамэр Баутдинов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35