Савва Освященный |
Слово "лавра" переводится с греческого как "дорожка". В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви.
В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело.
Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется "эрмитаж". Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел.
Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей Иудейской пустыни - Великой Лавре Саввы Освященного.
Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения.
Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.
Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.
Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима. Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь. Пещера уже по своей природной форме напоминала базилику с апсидой и ризницей, поэтому Кирилл Скифопольский называет ее "Церковью, построенной Богом".
Первым строением Великой Лавры, была сторожевая башня. Построена она была на деньги, полученные в 531 году святым Саввой в дар от императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу с такими словами: "Владыка, Господи Боже наш, чье управление исполнено таинственной премудрости, согласно с твоим благоволением и благостью к сущим на месте сем насельникам - множеству мужей, боящихся Имени Твоего, призри на нас и изведи воду здесь, неподалеку, для воодушевления нашего". Так помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел он вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник. И доныне в Лавре в достатке этой воды. Вода из святого источника употребляется только для питья и дается в благословение всем паломникам. Для всяческих нужд были сооружены цистерны для сбора дождевой воды.
Кроме башни Юстиниана есть еще одна - "башня женщин". Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать св. Саввы - София.
Как богослов, святой Савва отличился в защите Православия против монофизитской ереси. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб (Типикон), так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями.
Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.
Множество чудес сотворил святой и после своей кончины. И могила Саввы считается чудотворной, а тело его не подвержено тлению.
Сегодня этот монастырь является крупнейшим из трех, ныне действующих в Иудейской пустыне (св. Феодосия и св. Георгия Хозевита). Его устав считается самым строгим из уставов всех Палестинских православных монастырей. Настоятелем монастыря является сам Патриарх Иерусалимский, но управляет всеми его повседневными делами поставленный патриархом игумен.
В восьмом веке в монастыре прожил свои последние 50 лет жизни великий богослов и отец Церкви Иоанн Дамаскин (675-753). В монастыре захоронен также биограф и историк монашеского движения Кирилл Скифопольский, умерший приблизительно в 560 году.
Вот в эту Великую Лавру и направлялась наша группа. Крутые спуски-подъемы и повороты мы преодолевали на двух изрядно потрудившихся, но еще внушающих доверие микроавтобусах-мерседесах. Доверие это подкрепляли водители-асы.
Проезжаем мимо арабского поселения. Из школы идут одни мальчишки, обучение здесь раздельное. Девочек мы увидели позже, идущих с другой стороны. Мальчишки бегут вдоль мерседесов, чуть не лезут под колеса, кричат в открытые окна: "Доллар! Доллар! Един доллар!". Водитель нарочито сердито покрикивает на них в окно, отгоняя от колес. Мы поднимаемся, по нашим меркам, круто вверх. Мальчишки начинают отставать, но тут машину догоняет камень, запущенный каким-то раздосадованным попрошайкой. Водитель резко останавливает автомобиль на подъеме и выскакивает наружу с такой скоростью, что в голове проносится противная мысль про тормоза и ручник и мгновенная оценка расстояния до педали тормоза водителя и выходной двери. А тем временем по-восточному эмоционально жестикулируя и крича, водитель на быстром непонятном языке так громко и гневно увещевает провинившихся, что они стоят, понурив головы, и даже доллара им уже не надо, отпустил бы дяденька.
Едем дальше, смотрим по сторонам. Очень красива и величественна Иудейская пустыня. Она каменистая, холмы имеют какой-то удивительный золотисто-розовый цвет. Изумрудные оттенки появляются только вблизи Иордана. Столько библейских имен и событий вспоминаются в этих местах! Очередной раз ощущается легкая печаль, что нет возможности пройти по этой земле пешком. И пожить, и помолиться у каждой святыни подольше.
Но вот прекрасная и опасная дорога заканчивается, пешком спускаемся к Лавре. По строгому древнему уставу в монастырь могут войти только мужчины. Женскую часть группы вне стен Лавры утешают рассказами о великом подвижнике Савве, о монастыре. Греческий монах вынес ковчежец с частицами мощей двенадцати святых подвижников, среди которых - Григорий Палама, Иоанн Дамаскин, Ксенофон, Иоанн Аркад, св.целители Иоанн и Кир, св. мученик Харлаам. Паломницы с благоговением прикладываются к мощам. Потом тот же монах выносит всем иконки, крестики, масло и святую воду. А для подкрепления сил телесных принесены вода, кофе, рахат-лукум. Несмотря на палящий зной, нет желания отсюда уйти, поискать тень. В душе мир и радость.
Вот вышли из двери Лавры благостные паломники и, делясь впечатлениями, мы все пошли к автобусам. Какое это счастье - обрести еще одного заступника и молитвенника за нас перед Богом!
Преподобный отче наш Савва, моли Бога о нас!
http://www.pravoslavie.ru/put/051218141543