Инициатором этого заявления, как удалось выяснить "НГ", стал председатель Исламского комитета России (ИКР) и идеолог сайта Islam-info.ru Гейдар Джемаль. Впрочем, среди российских мусульман нет единого мнения по данному вопросу, и стремление посягнуть на святая святых государства разделяют далеко не все. В беседе с корреспондентом "НГ" председатель совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин твердо заявил - решение о внесении изменений в государственную символику может приниматься лишь по итогам всенародного референдума: "Ведь любое изменение государственной символики должно соответствовать Конституции РФ".
Пока представители мусульманской общественности не предприняли никаких шагов для законодательного оформления собственной инициативы. Однако они не исключают, что со временем вопросы, касающиеся государственной символики, могут быть выдвинуты на рассмотрение Общественной палаты.
Насколько обоснованы надежды инициаторов правки герба? Председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов не видит оснований для изменений: "Там нет святого Георгия - в официальном описании об этом ни слова, и если бы это был святой, он был бы изображен с нимбом. Это просто изображение всадника с копьем, поражающего дракона - не более того. В Российской империи под этим гербом нормально существовали все конфессии". Кремлевский герольдмейстер напоминает: российские награды всегда были именно такой формы - с изображением креста с расширяющимися концами. Эти награды, отмечает Вилинбахов, вручались в том числе и мусульманам, а если на них и встречались изображения святых - их заменяли государственным гербом: "Кстати, тот же полумесяц используется и христианством - он является символом Богоматери". По словам Вилинбахова, такой видный специалист в области ислама, как Евгений Примаков, также подтвердил, что крест встречается и в мусульманской культуре.
Умным вопросом, который приходит в голову умным людям, называет сформулированную Джемалем проблему председатель комитета по конституционному законодательству Совета Федерации РФ Юрий Шарандин. Однако, замечает парламентарий, мусульманские деятели "почему-то забывают, что герб - суть государства российского": "С тем же успехом можно говорить, что маленькие короны рядом с большой, символизировавшие Польшу и Финляндию, присоединенные к России, тоже не имеют прав на существование, потому что эти страны больше в состав России не входят". В гербе Татарстана, напоминает Шарандин, "присутствует зеленый цвет, который является общепризнанным символом мусульманства", и призывает "видеть не только сучок в чужом глазу, но и бревно в своем". Законодатель уверен, что у заявления нет никаких перспектив - "ни идеологических, ни религиозных, это политика, это очередной пиар-ход".
С ним солидарен представитель Московской Патриархии, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин: "Делается это для того, чтобы заработать очки для внешних сил, заинтересованных в радикализации российского ислама и для которых лучшим вариантом являются религиозные столкновения".
Между тем ситуация не явилась совсем неожиданной для наблюдателей. Случившееся, по мнению члена научного совета Московского Центра Карнеги Алексея Арбатова, является первой попыткой самоутверждения в жизни России со стороны общественно-политических мусульманских организаций. В России, напоминает эксперт, есть доля населения, порядка 15%, которая связывает свою свободу совести и вероисповедания с исламом: "Известно, что в связи с подъемом ислама во всем мире, в том числе в весьма радикальных воинственных формах, наши мусульмане тоже решили активизировать свою деятельность". Нынешние обсуждения российского герба сходны, по мнению Арбатова, с недавними протестами мусульманок во Франции. "Когда женщины-мусульиманки там заявили, что желают ходить в платках, тогда как французские законы этого не предполагали, это превратилось во внутриполитическую проблему. Так же и наши - не мусульмане, не люди, исповедующие ислам, а именно общественно-политические организации, которые хотят на исламе строить определенную политику и добиваться для себя определенны полномочий, хотят устроить пробу сил".
Вопрос о российском гербе, уверен политолог, не имеет под собой никакой иной почвы. Арбатов уверен, что надо "вот с самого первого момента очень жестко на это отреагировать и сказать: ничего такого у нас не будет и ничего этого не пройдет. Ислам, так же как и любая другая религия, пожалуйста - в храме и дома, но никакой религии ни в какой ее форме, а тем более в радикальной, ни в общественной жизни, ни в политике у нас не будет. Нужно ясно дать понять, что у нас французский вариант не пройдет".
Гербы европейских государств с точки зрения наличия религиозных символов
Присутствуют:
Бельгия (крест), Венгрия (крест), Греция (крест), Дания (крест), Исландия (крест), Испания (крест), Литва (крест), Лихтенштейн (крест), Люксембург (крест), Мальта (крест), Монако (крест), Нидерланды (крест), Норвегия (крест), Португалия (крест), Словакия (крест), Швейцария (крест), Швеция (крест),
Отсутствуют:
Австрия, Германия, Ирландия, Италия, Кипр, Латвия, Польша, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия
Сколько в России мусульман и православных
Абсолютно точных сведений о числе жителей России, исповедующих православие и ислам, нет. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года, в стране проживает около 14,5 млн. мусульман - почти 10% населения. Но надо учесть, что графы "вероисповедание" в переписных листах не было и данные о количестве мусульман получены простым сложением численности народов, традиционно исповедующих ислам. По усредненным данным социологических опросов, только 5% взрослых жителей России (около 7 млн. человек) считают себя мусульманами.В беседе с корреспондентом "НГ" сопредседатель информационно-аналитического центра Совета муфтиев России шейх Фарид Асадуллин, заявил, что "в настоящий момент называются разные цифры от 16 до 23 млн. мусульман, однако наиболее верным было бы говорить именно о 20 млн. Именно такая цифра чаще всего озвучивается наиболее авторитетными источниками, и в том числе главой государства (Владимир Путин сказал о 20 млн. мусульман в России, выступая в 2003 году на саммите Организации Исламская Конференция в Малайзии)". Что касается количества православных в России, то, по словам шейха Асадуллина, ему ничего не известно о такого рода исследованиях.
Что касается православных россиян, то таковыми, по данным исследования, проведенного РОМИРом в 2003 году, считают себя 69,3% населения России - это примерно 100 млн. человек. Эти данные практически совпадают с оценками в церковных кругах. Как заявил в беседе с корреспондентом "НГ" замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, по его данным, около 80% граждан России крещены в православии. Отвечая на вопрос, имеет ли Патриархия собственные данные о числе мусульман в России, отец Всеволод отметил, что у него нет оснований не доверять результатам переписи населения, однако заметил, что "надо учитывать и результаты социологических исследований, так как в ходе переписи вопрос вероисповедания отдельно не изучался".
http://www.ng.ru/politics/2005-12-07/1_politika.html