На Колыме освящЈн крест-памятник жертвам репрессий - совместный проект Якутской епархии и местной администрации. В эти же дни исполняется год с архиерейской хиротонии (рукоположения в Епископа Якутского и Ленского) владыки Зосимы. О сегодняшнем дне епархии мы побеседовали с владыкой Зосимой.
- Этим летом в Якутии произошло сразу несколько замечательных событий. Это освящение храма в Олекминске, крестов и колоколов для православного храма села Октемцы, начато строительство церкви в Хандыге. На днях освящен крест-памятник жертвам репрессий. Как вы можете их прокомментировать?
- Вообще Колыма - это наша боль, история нашей страны. Только по данным Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в 20-е - 40-е годы прошлого века через Колыму прошло около 300 архиереев. Что же говорить о простых верующих людях? Многие там и похоронены. Поэтому возрождение православия на Колыме связано с памятью о почивших там людях. В Зырянке установлен православный металлический крест - памятный знак о погибших, тех, кто лег в эту промерзшую землю. Все живо в нашей памяти. Здесь живут люди, которые сами прошли этот ад, их дети и внуки. Те, кто убил и кого убили, теперь пред Богом. Задача ныне живущих - постараться освятить эти места молитвой. И этот крест, стремление построить на Колыме храмы, часовни, где будут молиться православные люди, - дань нашей памяти. Так что Колыма -знаковое место для России. Это не просто северная река, а место, обильно политое кровью мучеников. Знаете, в Среднеколымске местные жители приходят к главе администрации и рассказывают, что им являются светлые мужи и просят построить храм. Надо это сделать.
- Сколько вообще храмов построено в Якутии?
- На сегодня семнадцать, включая недавно освященный Спасский собор в Олекминске. Этот красивый, замечательный светлый храм - один из лучших в Якутии. Его украшают чудом сохранившиеся отреставрированные старинные иконы, возле которых молились наши бабушки и дедушки. Очень красивый собор возведен в Мирном, его к юбилею города украсили великолепной фресковой живописью. На днях под Алданом в поселке Нижний Куранах будет освящение еще одного храма. Большую поддержку нашей епархии оказывают президент республики Вячеслав Штыров, правительство, органы власти. В наших планах - восстановление Богородского храма в Якутске. Мы неоднократно обращались с просьбой о возвращении храма якутской епархии. Вопрос решен положительно. Принято решение в следующем году начать подготовку к строительству. Надеемся, что через пару лет храм будет восстановлен. Он был очень красивым, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии. Вокруг было кладбище, где похоронены знатные люди Якутска. Надеемся, что восстановим не только храм, но и некрополь.
Восстанавливаемый Богородский храм будет иметь статус казачьего. Хотелось, чтобы были восстановлены не только стены, но и традиции, которые были у казаков, когда они участвовали в крестных ходах, приходили в храм молиться не только в праздники, но и в будничные дни. Если говорить о какой-то государственной идеологии, то хочется вспомнить, что до революции общество скреплялось общей верой, нравственностью. 1000 лет не прошли даром для России. И в Якутии уже более трехсот лет существует православная нравственность. Понятия добра и зла чисто религиозные, они очень актуальны сегодня. Поэтому хотелось бы, чтобы национальной российской идеей, которая скрепит, объединит общество, вновь стало православие.
- В чем, на ваш взгляд, отличие Якутской епархии от епархий, расположенных в центре России?
- Особенностей много. Прежде всего громадность нашего края. Я вот уже год путешествую и еще не все объездил. Я, честно говоря, удивился, когда приехал в Нюрбу, и глава администрации сказал мне, что перед этим архиерей был здесь 96 лет назад. Если архиерей не может объехать свою епархию, то как говорить о нашей православной пастве, ее образовании? Сегодня у нас всего двадцать один священник на всю епархию. Это капля в море. Конечно, мы готовим кадры, но становление священника - достаточно длительный процесс.
В епархии работает миссионерский отдел. Ведь в Якутии больше половины приходов миссионерских, где священник бывает два-три, максимум четыре раза в год. Все остальное время приход существует самостоятельно, люди сами совершают службы мирским чином, собираются, занимаются самообразованием (изучают Писание, читают творения святых отцов) и таким образом поддерживают религиозную жизнь. Конечно, это большая проблема для нас. В дореволюционные времена, во времена Святителя Иннокентия, был рассвет миссионерства, и эта проблема решалась всей православной церковью: семинарии и монастыри специально готовили священников для миссионерской работы. Сейчас эта традиция понемногу возрождается.
Еще одна проблема: сегодняшнее священство в основном русскоязычное, а нам бы хотелось, чтобы священники были якутоязычными. Этот процесс постепенно идет, но подготовка священников - процесс долгий, требуется как минимум четыре - шесть лет, а то и больше, чтобы образовать и подготовить священника для работы в наших условиях. Но хочется верить, надеяться, что со временем у нас, как до революции, две трети священства епархии будут представителями местного населения, якутоязычными. Тогда процесс возрождения православия пойдет быстрее.
- Правда ли, что Якутия - лакомый кусок для представителей иностранных религиозных объединений?
- Их не зря называют "пятой колонной", ведь они несут нам проамериканский образ жизни, пытаются нас учить религии на американский манер. Что было бы с нашим краем, если б триста лет назад сюда пришла Америка и пыталась нас учить жить по-американски? Скорее всего была бы очередная резервация для местного населения. Россия же выбрала иное направление, пытаясь сохранить национальное богатство, ведь у народов Севера очень богатый внутренний мир, культура. И сохранить все это - задача, которая была поставлена триста лет назад перед православными миссионерами. Благодаря этому был сохранен и якутский эпос, составлен якутский алфавит, благодаря чему был сохранен язык. Миссионеры занимались образованием мальчиков и девочек, выросло не одно поколение людей, которых Якутия помнит и ценит до сих пор. Эти люди составляют цвет нации. Недавно почивший Суорун Омоллоон, Алексей Кулаковский и Александр Аммосов прошли церковно-приходскую школу.
- Вы для себя уже составили психологический портрет, образ православного верующего в Якутии?
- Безусловно, это очень добрый, открытый, улыбающийся человек. Когда бываешь в якутских селах, поражает, буквально подкупает гостеприимство. Мне приходилось бывать на Ближнем Востоке, где я два года был настоятелем монастыря в городе Иерихоне. Я бывал у арабов, видел, как они принимают. Они могут привести к себе домой незнакомого человека с улицы, приютить его, кормить, поить и только через три дня спросить, кто он и куда идет. Удивительно добрые и отзывчивые люди. В Якутии я встретил такое же отношение к людям. Малознакомые и вовсе незнакомые люди приглашают в дом, угощают, заботятся о тебе. Это уникальное качество. Думаю, что люди выжили в столь суровых условиях потому, что поддерживали друг друга.
Марина КОЛБАСИНА
http://www.pnp.ru/archive/17950138.html