Согласно святоотеческому толкованию, Хозяин, насадивший виноградник, - Господь Бог, а виноград - богоизбранный народ иудейский. Ограда, которой хозяин обнес виноградник, - Закон Моисеев, ограждавший народ Божий от уклонения в язычество и непотребство. Башня и точило посреди виноградника - это храм и жертвенник, а виноградари, которым хозяин предал виноградник - старейшины и священники иудейские, которым Господь поручил пестовать народ Свой. Слуги, посланные хозяином за плодами, избитые и убитые виноградарями, - суть пророки Божии, избитые и убитые иудейскими властителями. Сын хозяина, которого должны были устыдиться злые виноградари, но вместо этого убили его, - Единородный Сын Божий, преданный на смерть первосвященниками и фарисеями. Злая смерть, которой хозяин предаст злых виноградарей, - это грядущее уничтожение Израиля римскими войсками (71г. н.э.), а другие виноградари, которых поставит хозяин блюсти виноградник свой, - это пастыри Церкви Христовой, поставленные над народом Божьим, который со дня Пятидесятницы составляют люди из любого народа, принявшие Спасителя. Сам Господь завершает эту притчу словами: "Неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит".
Размышляя над этой притчей, нельзя не почувствовать, что обращена она не только к историческим событиям с иудейским народом, но и непосредственно к нам с вами и судьбе нашего отечества. Стать злыми виноградарями, возжелавшими приватизировать достояние Сына Божия - вот то искушение, которое сегодня поразило сердца многих, подчас добрых сынов исторической Руси. Нельзя отрицать того, что Русь - удел Божий - об этом свидетельствует ее история. И ее существование возможно только как существование виноградника Христова - в этом ее предназначение. В противном случае, произойдет именно то, о чем мы слышали в сегодняшней притче. Можно сказать, что отчасти это уже произошло. Сегодня все чаще раздаются искушающие голоса о том, что Православие - если не тупиковый, то во всяком случае не лучший и не единственный возможный выбор Руси. Похвальная любовь к отечеству начинает вытеснять куда более похвальную любовь к Богу. Тем не менее, у верующего человека должна быть четкая иерархия ценностей, которая выражена словами Христовыми: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Вера Христова - это единственное основание, на котором способно устоять наше отечество. К обвинениям в нетерпимости в полной мере подходят слова Евангелия: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его". Патриотизм без Христа - это одно из наиболее страшных искушений нашей действительности, грозящее уничтожением последнему земному оплоту Истины. По сути, любовь к Родине - это вполне естественное чувство, но вытесняя любовь к Богу оно превращается в самодовольный греховный эгоизм, а исходя из любви к Богу оно преображается в мощную созидательную силу, исполненную благодатного величия и благородства.
http://www.pravaya.ru/news/4851