Изгой МАКСА-2005

Легкие самолеты специальной авиации способны истреблять террористов в горах, но Минобороны их в упор не видит

Состояние южных границ России - на Кавказе и с Казахстаном - давно вызывает законную тревогу. Поэтому обнародование серьезных мероприятий по укреплению границ самим президентом оказалось весьма своевременным и положительно встречено общественностью. Однако не все вопросы укрепления границ продуманы и решены с достаточной эффективностью. Речь идет об использовании авиации. Нынешнее же состояние применения авиационных средств обеспечения безопасности границ - плачевное.

Самолет против вертолета

Для обеспечения оперативной связи и снабжения пограничных формирований (погранзаставы, отряды, формируемые горно-стрелковые части и т.д.) необходимо задействовать самолеты специальной авиации, которые могли бы успешно выполнять различные транспортные задачи как в условиях высокогорья на Кавказе, так и на относительно равнинной российско-казахстанской границе. Но в настоящее время, кроме вертолетов, у ФСБ-ФПС нет ничего. Вертолеты обеспечивают и разведывательно-патрульную, и снабженческие функции, что крайне нецелесообразно по причинам как высокой стоимости транспортных операций, - по меньшей мере в 3 раза дороже, чем самолетом, - так и по безопасности.

Вертолет имеет еще ряд отрицательных качеств. Повышенная шумность - демаскирующий признак, совершенно неприемлемый для разведывательных полетов. Недостаточная высотность для полетов в горах Кавказа. По этой причине в отдельных районах применение вертолетов просто невозможно. Рабочее время вертолета - 3-4 часа явно мало для нормального патрулирования границ. Вертолет по крайней мере в 3 раза больше потребляет топлива, чем самолет той же весовой размерности. Из-за небольшой высотности вертолеты легче сбиваются переносными средствами ПВО. Да и по различным причинам аварийность среди вертолетов в несколько раз выше, чем у самолетов. При этом современный транспортно-боевой вертолет и специальный малый самолет вполне сравнимы по стоимости, но эксплуатация самолета в 3-4 раза дешевле.

Опыт Чечни наглядно показал, что самолеты и вертолеты фронтовой авиации непригодны для конфликтов малой интенсивности и противопартизанской борьбы. Об этом же свидетельствует и зарубежный опыт. Служба охраны границ США и береговая охрана используют, как правило, легкие самолеты для патрулирования границы с Мексикой и прибрежной полосы. Это позволяет не только обнаруживать машины в пустынной местности и лодки в море, но и, пролетая близко к ним, определять наличие людей и ряд других параметров.

Для борьбы с партизанами и бандитами во многих странах Южной Америки применяются учебно-тренировочные самолеты, как реактивные, так и с поршневыми двигателями, - бразильский "Тукано", аргентинский "Пукара". Они показали свою эффективность в густых джунглях и горах. Большинство нарколабораторий в сельской местности Колумбии находят именно с помощью самолетов, оборудованных соответствующей аппаратурой. После этого высаживается вертолетный десант, но, как правило, лаборатория оказывается брошенной. Наркодельцы успели скрыться, как только заслышали демаскирующий шум вертолетных двигателей.

В Юго-Восточной Азии, где много прибрежных островов, для борьбы с пиратами и контрабандистами тоже используются легкие самолеты. Зачастую такие самолеты защищаются лишь легкой противопульной броней, имеют подвесные пулеметы, автоматические малокалиберные пушки и реактивные неуправляемые снаряды. Но распространение переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) и крупнокалиберных пулеметов делает проблематичным дальнейшее использование для задач противопартизанской (контртеррористической) борьбы учебно-тренировочных самолетов. Настало время специализированных легких разведывательно-ударных авиационных комплексов для конфликтов малой интенсивности.

В США пошли путем создания беспилотных фронтовых комплексов. Это тяжелые машины, способные более суток держаться в воздухе, вооруженные высокоточными ракетами. Обусловлено это большим удалением места их применения от территории США. Один такой "Предейтор" уже показал свою эффективность, уничтожив на территории Йемена машину с террористами "Аль-Каиды". Этим же путем пошел Израиль, тоже использующий беспилотные аппараты для отслеживания и уничтожения террористов.

В России тоже есть мощный фронтовой беспилотный комплекс Ту-300, но усилиями конкурентов он практически уничтожен. Его даже не позволили выставить на МАКС-2005. Однако для пограничного патрулирования требуются машины с пилотами и операторами, поскольку это не зона боевых действий и не каждый обнаруженный объект должен рассматриваться как враг.

Перспективные разработки

Российскими авиаконструкторами разработано 6 моделей специальных самолетов в весовых размерностях от 3,2 до 50 тонн. Для обеспечения мероприятий по защите границ предлагается четыре модели: однодвигательный Э-65 "Чибис", двухдвигательные Э-42 "Шмель", Э-40 "Баклан" и Э-38 "Гагара". Самолеты оборудуются серийными отечественными двигателями, широко применяемыми и хорошо апробированными в эксплуатации. Особенностью является высокая стартовая энерговооруженность и хорошая механизация крыльев. Эти конструктивные меры позволяют сократить взлетно-посадочную дистанцию примерно вдвое по сравнению с обычными самолетами, что очень важно для конкретных условий применения.

Кроме того, самолеты снабжены шасси специальной конструкции с повышенной проходимостью, которое позволяет совершать взлет-посадку на мягкие грунты (2,5-3,5 кг/см кв.), площадки с травяным покрытием, со снежным покровом глубиной до 450 мм. Заметим, что самолеты с базированием на грунтовые аэродромы обычно проектируются на твердость грунта 8 кг/см кв. и больше. Таким образом, для взлета и посадки самолетов достаточно расчистить ровную площадку от 175 до 250 м у любого пункта базирования, и оперативное транспортное базирование будет обеспечено.

В разработанные проекты самолетов заложен принцип выполнения транспортной задачи, а не оптимизация полетной (крейсерской) скорости, как это имеет место при проектировании пассажирских, деловых и тому подобных машин. Если прибегнуть к аналогии с автомобилем, разработаны добротные внедорожники, а не автомобили с высокой скоростью для движения по хорошему асфальтированному шоссе.

Благодаря уникальным возможностям базирования самолеты могут использоваться и в других областях деятельности, например, в МЧС для грузопассажирских операций при природных и техногенных катастрофах, а также в качестве воздушного транспортного средства на местных авиалиниях в Сибири, на Дальнем Востоке и на Севере, где хозяйственной авиации практически не осталось, а жители отдаленных населенных пунктов оказались практически заблокированы.

Затраты на разработку и производство первых 3-5 серийных самолетов, по предварительным расчетам, обойдутся в 4,5 млрд. рублей. Или чуть более 150 млн. долларов. Деньги не такие большие, если учесть, что затраты на обустройство южных границ составят 60 млрд. А на первый этап проектных работ по среднемагистральному самолету RRJ корпорация "Сухой" получила от государства 7,9 млрд. рублей.

По экспертной оценке, на разработку самолета Э-65 "Чибис" массой 3,2 т потребуется 2,5 года и 9 млн. долларов. Цена стандартного самолета - 0,85 млн. долларов. Полезная нагрузка - 0,9 т или 9 пассажиров. Крейсерская скорость - 250-330 км/час. Дальность полета с максимальной нагрузкой - 450 км, с половинной - 850 км. Длина разбега по мягкому грунту - 172-190 м.

Самый тяжелый из предлагаемых самолетов Э-38 "Гагара" взлетной массой 14 тонн способен перебросить 3,5 тонны груза на 1000 км с крейсерской скоростью 430 км/час. Стоимость его создания в срок 4 года - 43 млн. долларов. Стоить серийный самолет будет 8 млн. долларов.

И Минобороны и ФСБ-ФПС получали предложения профинансировать разработку легких самолетов. Но ответы были такие, словно в штабах не прочитали толком обоснование. Там по-прежнему ориентированы на большегрузную авиацию чуть ли не для межконтинентальных перелетов, способную перевозить бронетехнику и целые подразделения. Что касается патрульных самолетов, то, по некоторым данным, ФСБ намерено заказать самарскому заводу "Авиакор" 2 самолета-разведчика Ан-140. Понятно, что это будут фронтовые разведчики, а не для локальных войн. Использовать подобные машины на кавказской границе - безумное расточительство.

По логике, Минобороны, Федеральная пограничная служба или Внутренние войска могли бы объявить конкурс на создание легких патрульно-разведывательных и ударных самолетов. Понятно, что такой разведчик должен находиться в полете не менее 8-10 часов на высоте до 9-10 тыс. м. В связи с этим на борту должно быть 2 пилота и 2 оператора, чтобы они могли работать посменно. Естественно, должны быть кухня и туалет. Самолет должен иметь и грузопассажирскую модификацию для снижения стоимости серийного выпуска.

Ударный самолет-штурмовик должен иметь боевую нагрузку не менее 500 кг, комплекс встроенной или навесной аппаратуры для обнаружения целей и применения высокоточного оружия, средства защиты от ПЗРК, бронирование, способное выдержать 12,7-14,5 мм пулю. При обнаружении цели самолетом-разведчиком штурмовик с ближайшего грунтового аэродрома через 10-15 минут оказывается в районе цели и уничтожает ее. Сейчас в подобных ситуациях используются Су-24 и Су-25, вертолеты Ми-28, что совершенно нерационально и далеко не всегда эффективно.

Но для того чтобы Минобороны и ФСБ-ФПС "созрели" для такого решения, необходимо, чтобы была разработана и принята концепция контртеррористических боевых действий в горах. А этого, к сожалению, в исторически обозримом будущем не предвидится. Поэтому в чеченских горах боевики по-прежнему будут беспрепятственно перемещаться и спокойно обитать в полевых лагерях.

http://nvo.ng.ru/armament/2005-09-02/6_maks.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евгений Кошелев:
МАКС-2005: реквием по отечественной авиации
Никого не интересует само авиастроение, только финансовые потоки
09.09.2005
Изгой МАКСА-2005
Легкие самолеты специальной авиации способны истреблять террористов в горах, но Минобороны их в упор не видит
05.09.2005
Все статьи автора
Последние комментарии
О коронавирусном противостоянии Церкви и власти
Новый комментарий от Андрей Козлов
31.03.2019
Фронтовик Юрий Бондарев не дожил до 75-летия Великой Победы
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
Шумное падение
Новый комментарий от Сант
31.03.2019
Он был сторонником карантинных мер
Новый комментарий от Сергей
31.03.2019
Долготерпение Божие истощилось...
Новый комментарий от Andrey
31.03.2019
Погасший маяк
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019
«Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать это»
Новый комментарий от Русский Сталинист
31.03.2019