Как пишутся страшные сказки о Церкви

0
223
Время на чтение 8 минут
Роль Церкви в нашей жизни растет. Но очевиден и тот факт, что у большинства людей до сих пор отсутствует внятное и осознанное представление о Церкви, о принципах ее действия и задачах, которые она ставит перед собой в современном мире. В подробной, корректной, осмысленно поданной информации о Церкви нуждаются и эксперты, и власть, и общество в целом. Однако информационные возможности Церкви сегодня не таковы, чтобы в полной мере обеспечивать необходимый объем и качество сведений.

С другой стороны, очевидно, что Церковь как структура, пользующаяся большим общественным влиянием и доверием общества, не может остаться вне сферы внимания всех тех, кто желает осуществлять в нашей стране проекты масштабного идеологического воздействия. На ложь есть спрос, и предложение не заставляет себя ждать.

Книга Николая Митрохина "Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы" посвящена, как сказано в аннотации, "самой крупной религиозной организации постсоветского пространства и комплексному анализу ее проблем".

Основному тексту предшествуют достаточно примечательные тезисы о роли религиозных организаций в жизни человечества. По мнению автора, роль эта, при всей своей важности, могла быть благотворна лишь на архаических этапах существования человеческих сообществ. Со временем "новые формы социальных сообществ и общественных связей отбирали у религии некоторые общественные функции". Одним из проявлений этого процесса, считает Н.Митрохин, стали "масштабные репрессии советского государства против религиозных организаций в 1918-1964 годах". После краха коммунистического эксперимента общество ожидает восстановления независимых социальных институтов, в том числе и Церкви. Поэтому необходимо понять, что представляет собой Церковь сегодня, "чем живет эта огромная социальная структура, какие группы влияния и как воздействуют на важные для государства и общества стороны ее деятельности", рассмотреть "баланс в отношениях РПЦ, государства и общества" и то, "с какими проблемами сталкивается Церковь", взаимодействуя "с другими конфессиями - конкурентами на религиозной ниве".

Одним из основных недостатков автор полагает информационную закрытость Церкви. По словам Митрохина, из-за отсутствия конкретной информации в научной среде формируются "под воздействием сторонников и лоббистов Церкви" некие "устойчивые мифологические конструкции, которые транслируются как внутрь академического сообщества, так и в смежные сферы: политологию, журналистику". Сам же автор в своей работе опирается на официальные документы Церкви, воспоминания духовенства и прихожан, материалы Интернета и на материалы (в основном "устные интервью"), собранные им за восемь лет в поездках по церковным епархиям.

Как пишет Н.Митрохин, "эксперты сошлись во мнении, что чуть больше половины населения России считают себя православными", реально же воцерковлены 2-4 процента, а остальные, посещающие храм эпизодически, "именуются на церковном сленге (с некоторой долей презрения) захожанами".

"Воцерковленные" называют себя "церковными людьми", при том что всех остальных посетителей храма "вообще не воспринимают как православных" (этим открытием поделилась с автором некая исследовательница церковного фольклора). Воцерковленные разделяются на три категории: "бабушки", члены "традиционно православных семей" и те, кто пришел к вере самостоятельно. Всех их можно опознать по внешнему виду, опущенным долу глазам, тихой речи, изобилующей церковной лексикой и "формулами самоуничижения", что, однако, не исключает "вспышек немотивированной (с посторонней точки зрения) агрессии и тривиального хамства". Значительная часть воцерковленных не доверяет светской медицине и лечится лампадным маслом и святой водою. Далее приводится некий характерный эпизод: молодая пара, "из среды потомственных интеллигентных баптистов", переходит в Православие. "Года через полтора их было не узнать. Глава молодого семейства стал алтарником: отпустил хвост и бороду, стал носить кирзовые сапоги и телогрейку... Его некогда прекрасная половина, соответственно, макияж, маникюр и парикмахерские стала относить к "грешным атрибутам прошлой жизни". Взамен этого окружающие имели сомнительное счастье лицезреть ее вечно сонную и перманентно беременную греховную оболочку, повязанную по-монашески черным платком. Они даже научились зевать во время трапезы, крестя при этом рот! Институт был успешно брошен"... Вот они, печальные плоды "воцерковления"!

Даже на бывших хиппи, отмечает Митрохин, "воцерковленность" действует столь удручающим образом, что они обычно меняют свое мировоззрение "с либерального на противоположное"! "Еще одна заметная прослойка верующих - маргиналы. Опустившиеся люди - алкоголики, бывшие заключенные, профессиональные попрошайки, персоны с отклонениями в развитии, бродяги (странники) - обычно встречают пришедшего в храм на паперти. Однако люди на паперти лишь часть маргинального сообщества". В целом же все эти "воцерковленные", включая маргиналов, и составляют те самые 2-4 процента населения и "являются опорой духовенства РПЦ". Но, поскольку "развитие общества в постсоветской России идет в направлении обратном желаемому воцерковленными", то сами они замыкаются в своей среде и вырождаются в "особую этноконфессиональную общность", наподобие старообрядцев.

Здесь читателю, а особенно - православному читателю, узнавшему массу душераздирающих подробностей о своих привычках, внешнем виде и прочем, самое время остановиться и перевести дух - ведь в книге Митрохина шестьсот страниц с гаком. Будем надеяться, что приведенного достаточно, чтобы получить представление о творческом методе автора, а саму книгу все желающие могут найти в интернете.

Поскольку основным предметом этого "исследования" являются наши реальные и мнимые проблемы и недостатки, имеет смысл выделить темы, представляющиеся Митрохину наиболее важными и позволяющие ему, в итоге, прийти к определенным выводам.

Не вызывает сомнения желание автора выдать маргинальность за норму и свести именно к ней любую организованную деятельность православных верующих. Помимо описаний, подобных вышеприведенным, сообщается: о конфликте между богословски образованными людьми и основной массой "воцерковленных", исповедующих так называемое "народное православие"; о "старчестве" как о явлении, непременно альтернативном церковной иерархии; о "кланах" и "голубой мафии в РПЦ" и т.д. Значительная часть текста посвящена вопросам, связанным с деньгами и собственностью. "В настоящее время с экономической точки зрения РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию", - пишет Митрохин. "Годовой объем финансовых средств, проходящих через церковные кассы и карманы священников - несколько сотен миллионов долларов". (Заметим, что вопросы содержимого священнических карманов интересуют автора давно: известно вышедшее при его участии издание "Экономическая деятельность РПЦ и ее теневая составляющая".) Церковь не мыслит себя отдельно от государства. При этом она легко находит "взаимопонимание" с силовыми ведомствами, а экономические, напротив, видят в ней "злостного неплательщика налогов".

"Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует ее реальному влиянию на граждан России. И тот, и другой показатель близки к нулю".

Собственно, ради этой фразы и ради вывода о том, что "Русская православная церковь упустила свой шанс вписаться в современный мир", "становится реликтом минувших веков", "разлагается организационно", - и писалась вся книга. По мнению Митрохина, перспективы у Церкви только две - либо, в условиях некой националистической диктатуры, стать "важной составляющей" государственной идеологии, либо деградировать и сгинуть. "Пока ее (Церкви) путь такой же, как у большинства конфессий в Европе - становиться прибежищем для людей с низким уровнем образования и "традиционалистским" мировоззрением, выглядеть "пустым местом" для среднего класса, превращаться в объект насмешек для интеллектуалов и молодежи, а главное - быть наблюдателем и критиком, но не участником текущих политических и социальных процессов".

Подобные рассуждения мы слышим не в первый раз. Торжественные похороны Церкви - "классика", памятная нам с самых давних времен. Ничего удивительного в этом нет. Текст Митрохина, претендующий на некую энциклопедичность, на то, чтобы дать максимально полную информацию о Церкви и ее жизни, в действительности оказывается посвящен перечислению по большей части мнимых недостатков и проблем и обоснованию с их помощью мифологических конструкций современного антицерковного сознания. "В этой работе, - признается Митрохин, - мне приходится часто использовать слово "скандальный". Действительно, значительная часть приводимых мною примеров из жизни Церкви основана на резких статьях (или комплексах публикаций) в прессе... Для "закрытых" структур, к которым относится РПЦ, "скандал" - это прежде всего выход на поверхность "нормы". Стандартные, хотя и не обсуждаемые публично практики, известные нам по устным, но чаще всего анонимным интервью, благодаря скандальным публикациям не только получают еще одно подтверждение, но и дают возможность сослаться на опубликованные источники".

Вот это метод! Из "анонимных интервью" Митрохину становится известно, что православные христиане торгуют водкой и сигаретами, а в свободное от этих занятий время предаются, разбившись на кланы и мафии, "подковерной" схватке за патриарший престол, сотрудничая при этом с администрацией, спецслужбами и организованной преступностью. В силу "информационной закрытости РПЦ", однако, эти важнейшие аспекты церковной жизни остаются практически без обсуждения. И тут, о счастье, на помощь ученому приходит свободная пресса - "Московский комсомолец", "Версии" и еще, может быть, "Спид-Инфо". Их объективные и беспристрастные публикации - вот источник научного знания по Митрохину. Куда там "академическому сообществу", задавленному "православными лоббистами"!

Самое интересное, что, по словам Митрохина, отрицательно к его писаниям относятся лишь неофиты из "академической среды" и им подобные. Настоящие же верующие всячески приветствуют сие благое начинание. "Среди опрошенных мною опытных священников и епископов, а также значительной части мирян... тема "проблем Церкви", наоборот, вызывала живейший интерес". Верующие, как оказывается, не видят иного варианта обсуждения этих проблем: епархиальные собрания не годятся, интернет тоже, церковная пресса "публикует только душеполезную информацию". Куда же пойти верующим, желающим поговорить о недостатках Церкви? Если же говорить серьезно, то именно ангажированность и светской прессы, и "исследователей", воспроизводящих антиклерикальные тезисы в "научной" форме, есть одна из основных причин, препятствующих масштабному обсуждению реально существующих проблем.

Бессмысленно делать вид, что в церковном доме все благополучно. Но любой разговор о наших проблемах, любой поиск путей их преодоления неизбежно станет поводом для нападок и клеветы на Церковь; более того, сегодня ситуация такова, что любая внутрицерковная дискуссия неизбежно будет использована внешними антицерковными силами для разделения Церкви на "партии", углубления "противоречий", а там и для раскола. Это мешает решению многих внутрицерковных проблем, и в этой ситуации лучшее, что мы можем сделать - это доверить принятие решений священноначалию, самим же сосредоточиться на общих усилиях, предполагающих нейтрализацию активных антицерковных сил.

Подводя итоги, можем сказать, что никаких особых открытий в деле диффамации Русской Православной Церкви Митрохин не совершил. Методы, применяемые им, известны давно: маргинализация образа верующих и Церкви в целом; подмена религиозной мотивации действия верующих корыстными и политическими соображениями; актуализация скандальных публикаций желтой прессы как достоверного источника информации; представление Церкви как недееспособной и опасной структуры, не имеющей реального общественного влияния и не способной изменить жизнь России к лучшему. Относительная новизна лишь в том, что все это выдается за науку. Автор не зря столько раз упоминает о пугающих его тенденциях в "академической среде", где под влиянием неких "православных лоббистов" складывается позитивное отношение к Церкви. Можем предположить, что дело все же не в "лоббистах", а в том, что серьезный ученый сумеет как-нибудь отличить науку от антицерковной агитации.

Относительную опасность появление подобных книг представляет в первую очередь для тех, кто, не будучи компетентен ни в научных, ни в религиозных вопросах, вынужден пользоваться заимствованными сведениями и не имеет возможности проверить их качество: ни ученого, ни тем более верующего подобной "наукой о религии" не убедишь. Между тем, обществу нужна правда о церковной жизни. Христиане должны получить полноценную возможность говорить о себе - в противном случае информационное пространство, из которого они сегодня вытеснены, и дальше будет заполняться страшными сказками о вере и Церкви.

http://tserkov.info/numbers/commentary/?ID=1541
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Владимирович Лебедев
Возвращение Познера на Первый канал является тревожным сигналом
Комментарий Союза православных граждан
15.10.2024
Антихристов тоталитаризм как политическая реальность
Комментарий Союза православных граждан
09.10.2024
О вере и воле
Судьба человечества зависит от воли к победе триединого русского народа и от веры в её православные смыслы
02.10.2024
Все статьи Валентин Владимирович Лебедев
Последние комментарии
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.11.2024 13:04
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 10:03
Маткапитал утратил свою актуальность?
Новый комментарий от РомКа
17.11.2024 09:57
Зачем?
Новый комментарий от Рабочий
17.11.2024 09:56
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.11.2024 06:57
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
17.11.2024 06:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Советский недобиток
17.11.2024 06:05