itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Крест - хранитель всея вселенныя"

0
199
Время на чтение 6 минут
Крест - хранитель всея вселенныя...
Крест - хранитель всея вселенныя...
В музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка "Крест - хранитель всея вселенныя", посвященная главному символу христианства - Кресту. Господь наш Иисус Христос принял мученическую смерть на Кресте, искупив грехи человечества, и с тех пор вот уже более двух тысяч лет Крест является символом божественного преодоления смерти и торжества над силами зла. В "Новой Скрижали" сказано: "Святой крест поставляется на всех церквах, и в церкви нет таких священных одежд, нет вещей и утвари, на которых не было бы креста, нет таинства и других молитвенных действий, при которых не употреблялось бы знамение креста".

Выставка охватывает историю креста в России с X по XX века, на ней представлено около трехсот разнообразных памятников русского искусства из музейных и частных собраний, многие из которых демонстрируются впервые.

Крест наперсный. XVI век. Серебро, скань, литье
Крест наперсный. XVI век. Серебро, скань, литье
Начало почитания креста в России связано с именем апостола Андрея Первозванного, по преданию проповедовавшего христианство на берегу Днепра и водрузившего крест на Киевских горах. Князь Владимир Креститель, внук равноапостольной княгини Ольги, принявшей крещение в Константинополе, водрузил кресты во многих русских городах. Уже в XI веке на Руси стали устанавливать монументальные белокаменные кресты для поклонения вне стен храма. Прекрасным и редким по своей древности и иконографии примером этой традиции служит представленный на выставке двусторонний рельефный крест конца XV-начала XVI века из села Толмачи Тверской области. Аналогичные кресты могли использоваться и как надгробные. На Севере Руси для изготовления подобных крестов помимо камня использовалось дерево. При входе на выставку установлен один из таких памятников, привезенный из Архангельской области. Такие кресты, достигавшие десяти метров в высоту, служили ориентирами рыбакам Поморья и указывали на принадлежность земель к христианскому миру.

В Древней Руси неотъемлемым атрибутом каждого христианина был нательный крест. В первые века после принятия христианства кресты носили поверх одежды, "как ясные показатели христианского крещения". В разных областях существовали свои характерные особенности изготовления тельников. Так, образцом для ажурных крестов с сомкнутыми концами, получивших распространение в новгородских и северных землях, вероятнее всего послужил знаменитый Людогощенский крест 1359 года. Наиболее древние нательные кресты X-XII веков, найденные при раскопках в Киеве, Херсонесе и других древнерусских городах, имели простую равноконечную форму. В XIX веке этот тип крестов получил название "корсунского". Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости.

Крест прп. Авраамия Ростовского. XIX век. Литье
Крест прп. Авраамия Ростовского. XIX век. Литье

Почитание на Руси святых мощей привело к появлению и широкому распространению разнообразных мощевиков, среди которых преобладали двустворчатые кресты-энколпионы, носимые под одеждой или поверх нее. В основном такие кресты повторяли византийские образцы. Часто на них встречается изображение Николая Чудотворца - "всеобщего заступника рода христианского" и образы первых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, которые почитались как защитники земли Русской. Среди представленных на выставке крестов этого типа можно выделить редчайшие орнаментированные энколпионы XI-XII веков, украшенные перегородчатой эмалью и мозаикой. К XVII веку в России образовалось два центра эмальерного производства, продукция которых отличалась особой утонченностью. Это северные города Великий Устюг и Сольвычегодск. Изготовляемые там кресты расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые узоры в форме цветов и растений, и декорировались речным жемчугом или перламутром.

В синодальный период истории Русской Православной Церкви были учреждены наградные кресты священнослужителей. Так, в 1797 году появился утвержденный указом Павла I особенный наперсный наградной крест, а в 1820 - кабинетные кресты, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные бриллиантами или драгоценными камнями и дополненные государственной символикой.

Среди наград для духовенства выделяются кресты, выпущенные в память о крупнейших событиях российской истории: Крымской войне 1853-1856 годов, Отечественной войне 1812 года, трехсотлетии Дома Романовых.

Существенную часть экспозиции составляют кресты, использовавшиеся в литургической практике. Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в храме на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В старинные воздвизальные кресты иногда вкладывались частицы Крестного Дерева Христова, обретенного царицей Еленой в IV веке. Среди экспонируемых напрестольных крестов особый интерес представляет редкий подписной крест 1624 года, отличающийся тонкостью изысканного узора и гармоничной пластикой литых накладных фигур, а также крест рубежа XV-XVI веков, выполненный в лучших традициях русского ювелирного искусства.

Крест Ангел Великого Совета. XIX век. Литье
Крест Ангел Великого Совета. XIX век. Литье
В каждом православном храме находится запрестольный крест, символизирующий Голгофу. В праздники его выносят во время крестного хода вместе c хоругвями и другими святынями храма. На Руси наибольшее распространение получили деревянные выносные кресты с иконописными или резными изображениями. На выставке демонстрируется уникальный резной процессионный крест XVI века с многочисленными изображениями русских святых.

Православной Церковью установлено несколько праздников, посвященных Кресту, что нашло отражение в восточнохристианской иконографии. Ряд икон разного времени, экспонируемых на выставке, дает представление об этих праздниках.

XVII век - это эпоха появления в России множества чудотворных святынь и особенно крестов. При царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне впервые стали изготавливать кресты "мерою и подобием Креста Христова". Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове в Белом море. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненным царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном.

Древние подвижники, приходя в пустынное место, непременно воздвигали крест на месте будущей обители. С монашеским подвигом связано и ношение вериг. Изначально так назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. Первые христианские вериги связаны с именем Апостола Петра, выведенного из темницы ангелом. На выставке демонстрируются вериги XVIII века с частицами мощей.

Крест поморский. XIX век. Камень. Резьба
Крест поморский. XIX век. Камень. Резьба

Также на выставке можно увидеть кресты, являющиеся семейными реликвиями. Они передавались в роду из поколения в поколение и со временем все больше украшались различными инкрустациями и декоративными обрамлениями.

Паломнические кресты, привезенные со Святой земли, также весьма разнообразны: среди них так называемые "семидревные" кресты, кресты на спиле оливы из Гефсиманского сада и вырезанные на гальке из реки Иордан изображения равноапостольных Константина и Елены у Креста.

Представленное на выставке собрание крестов поражает своим разнообразием. Экспозиция дает возможность проследить историю изготовления крестов в России на протяжении многих столетий, а высочайший художественный уровень демонстрируемых памятников свидетельствует о том, что Крест помимо своего духовного значения всегда содержал эстетический компонент, являясь самостоятельным произведением искусства.

Выставка будет работать до 28 сентября 2005 года по адресу: Андроньевская площадь, дом 10, Спасо-Андроников монастырь, Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

При подготовке материала был использован каталог выставки "Крест - хранитель всея вселенныя..."

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050818163230
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Василий Омелин
Все статьи Василий Омелин
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Валерий Медведь
04.02.2023 15:35
Наша брань
Новый комментарий от Игорь Бондарев
04.02.2023 15:34
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от Тюменец
04.02.2023 14:10
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.02.2023 13:50
Нерусские русские
Новый комментарий от Алексей Петрович
04.02.2023 13:39
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Денис Никонов
04.02.2023 13:33
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
04.02.2023 13:22