В качестве примера можно назвать национальную идею, сформулированную в середине ХIХ века в России графом Уваровым: "Православие, Самодержавие, Народность". Она не раз подвергалась критике, в том числе и в наше время. Однако этой триадой была фактически выражена формула существования России тех времен как сильного и социально стабильного государства. Что и показали последующие события. Рухнуло самодержавие - распалась Россия. Пренебрегли имущие классы интересами народа - страна получила Октябрьскую революцию. Развенчали религию - произошло падение общественной нравственности.
Национальной идеей большевиков было строительство коммунизма. Это типичная утопия, а всякие утопии, как известно, реакционны. Ибо попытка их реализации приводит к огромным и по большей части бессмысленным потерям материальных, а часто и людских ресурсов. Вместе с тем утопии нередко бывают заразительны, если в их основе лежит какая-то важная черта национального характера. В коммунизме для россиян и русских в особенности была притягательной идея равенства и социальной справедливости - то, что испокон веков было приоритетным для большинства народа.
В то же время сильной стороной большевиков было умение выдвигать мобилизующие народ идеи для решения задач исторического момента. Это идеи индустриализации, культурной революции, а в период индустриализации - смещение акцентов с решения одной задачи на другую ("Техника в период реконструкции решает все!", "Кадры в период реконструкции решают все!") Мобилизующее начало содержали в себе и планы развития страны. Долгое время большинство советских людей верило, что выполнение очередного плана развития сделает качество жизни их лучше. Но были и откровенные конфузы, как с идеями догнать и перегнать Америку и за 20 лет построить коммунизм. Они пришлись на правление Никиты Хрущева.
Что же касается постсоветского периода, то предпринимавшиеся в "ельцинскую эпоху" попытки сформулировать национальную идею провалились, и вообще, фактически не появилось ни одной мобилизующей народ идеи. И это не может не беспокоить: почему? То ли нечего предложить народу, то ли скудный духовный мир правящей элиты. В любом случае это есть верный признак общественного кризиса. Но это также и признак того, что развитие страны пошло отнюдь не по лучшему сценарию.
Возьмем, скажем, Китай, близкий России по историческому прошлому. Там тоже долгое время национальной идеей было строительство коммунизма. Были и сумасбродные идеи, сходные с теми, что выдвигались при Хрущеве. Это идея "большого скачка", с помощью которого Мао Цзэдун хотел раньше СССР построить коммунизм. Известен лозунг "Великого кормчего": "Десять лет напряженного труда - десять тысяч лет счастья". Как пример: за очень короткий срок страна покрылась кустарными сталеплавильными печами, но качество металла было настолько низким, что его нельзя было использовать в промышленном производстве. А еще была "культурная революция", главной целью которой стала тотальная кадровая чистка под флагом борьбы против обуржуазивания кадров, на деле дезорганизовавшая систему управления в стране. В результате страна оказалась в тяжелейшем социально-экономическом положении, нищета и голод в буквальном смысле слова стали спутником жизни десятков миллионов людей.
Поскольку Китай являет собой пример потрясающе быстрого развития вот уже на протяжении четверти века (сравнимого разве только с "экономическим чудом" Германии и Японии, но несопоставимого по масштабам Поднебесной), что напрямую связано с реформами Дэн Сяопина, то представляют интерес те идеи, которые он выдвигал. Ведь овладевшие массами идеи, как не без основания утверждал классик, становятся материальной силой.
Начать с того, что они всегда были нацелены на решение самых острых проблем и всегда били в цель. И острейшей из задач была задача накормить людей, обуть, одеть, принести в дома тепло. И такой идеей стало знаменитое изречение Дэн Сяопина "не важно, какого цвета кошка, она должна ловить мышей". Другими словами, в проводимой властью политической практике, в основе жизнедеятельности всей страны должна лежать не идеология, а нацеленность на достижение конкретного результата, то есть прагматизм. И действительно, стоило передать находившуюся в собственности коммун землю в семейный подряд, как за 3-4 года трудолюбивые китайские крестьяне в несколько раз увеличили производство сельхозпродукции, и страна впервые за многие годы обеспечила себя продуктами питания.
Однако на практике это означало разрыв с теорией марксизма-ленинизма и учением Мао Цзэдуна, перечеркивало идею построения коммунизма в стране, ибо в ее основе лежит как раз идеология. Вспомним, что после того, как на съезде КПСС была принята программа построения коммунизма в СССР, Хрущев развернул наступление на церковь, на крестьянское подворье как источник частнособственнических поползновений. А еще это означало то, что китайские руководители во главу угла реформ поставили развитие страны. Одновременно с подъемом сельского хозяйства шло развитие промышленности и в первую очередь среднего и мелкого производства, учреждались смешанные предприятия, создавались открытые экономические зоны. В результате за первые 20 лет ВВП увеличился почти в 6 раз!
Чтобы поощрить предпринимателей активно вкладывать средства в развитие страны, избавить их от боязни экспроприации, был выдвинут лозунг: "Пусть в Китае будет больше богатых!". Только оговорюсь: не всякое богатство в Китае поощряется, вороватым бизнесменам и коррумпированным чиновникам там нет пощады. Ежегодно около десяти высокопоставленных чиновников в ранге министров и губернаторов получают высшую меру наказания. Порядок в стране - это едва ли не самая привлекательная сторона для иностранных инвесторов, которые ежегодно вкладывают в китайскую экономику огромные средства.
Вместе с тем, когда дали о себе знать сильные различия в развитии отдельных регионов страны и началось серьезное социальное расслоение, нынешнее руководство страны выдвинуло другой лозунг: "Пусть в Китае станет меньше бедных!".
Так почему же так скудно по части объединяющих общество идей в нашем родном Отечестве? Ведь в свое время президент Борис Ельцин дал задание своему окружению разработать новую национальную идею, и этой проблемой непосредственно занимался его помощник Георгий Сатаров. Со статьями на эту тему в "Российской газете" выступал и автор этого материала. Дело, как известно, не пошло. И не потому, что, как считали многие аналитики, национальная идея не создается сверху, а вырастает снизу. Она подобна народной песне, которая на деле имеет своего автора, но настолько глубоко задевает души людей, что отрывается от ее создателя и живет своей собственной жизнью. Тут другая причина. Национальная идея на то и называется национальной, что она объединяет общество.
В России же в 90-е годы произошел глубокий раскол общества. С одной стороны, "новые богатые" с олигархами во главе, коррумпированные чиновники, обслуживающая олигархов интеллектуальная элита, а с другой стороны, большинство народа, включая "новых бедных" в лице научных работников, учителей, врачей и т.д. Что может быть общего между, грубо говоря, грабителями и ограбленными?! Притом что приватизировавшей государство олигархии национальная идея была не нужна, более того, она была ей опасна. Именно в расколотом и дезориентированном обществе только и можно было грабить народ.
Не стала объединяющей общество и идея удвоения в ближайшие годы ВВП. И не только потому, что при либеральной экономической политике и преимущественном развитии сырьевого сектора она неосуществима. Это сухая экономическая категория, а идеи, способные объединить россиян (именно россиян, а не немцев, американцев, да тех же китайцев!), должны апеллировать к чувствам человека, возвышаться над обыденностью. Это же относится и к идее конкурентоспособности.
У каждого народа есть свои особенности. Например, президент США Ф. Д. Рузвельт убеждал прагматически мыслящих американцев, потерявших веру в будущее в период Великой депрессии, что "Американская мечта" (свой дом с лужайкой, машина, солидный счет в банке и пр.) вновь станет для них реальностью и тем самым поднимал их настроение и общественную активность. Президент Франции Шарль де Голль во время глубокого политического и общественного кризиса конца 1950-х - начала 1960-х годов апеллировал совсем к другому - к национальной гордости французов, за плечами которых богатая история. Идея "величия Франции" сплотила вокруг де Голля большинство французов. Для потерпевших сокрушительное поражение в войне Германии и Японии негласной объединяющей идее стал, если так позволительно сказать, реванш на мирном поприще.
В России есть свои приоритетные ценности. Это идея социальной справедливости. Это чувство патриотизма, государственности, державности. Это чувство Родины. Владимиру Путину россияне оказали такое высокое доверие потому, что увидели в нем патриота, стремящегося укрепить Россию как государство, вернуть ей достойное место в мировом сообществе.
Вне указанных выше ценностей призывы сплоить элиту, консолидировать общество и пр. не найдут должного ответа в обществе. Но наверняка получат широкую поддержку в обществе те идеи, которые будут направлены на устранение той несправедливости, которая имела место период передела собственности, и колоссального и чрезвычайно опасного для будущего страны разрыва между богатыми и бедными. Безусловно, найдут массовую поддержку идеи, направленные на сохранение богатого культурного наследия и возрождение духовности и общественной нравственности. А еще россиян сплотила бы идея решительной борьбы с преступностью и коррупцией и, вообще, наведения давно ожидаемого порядка в стране. Прошу прощения, но слово "бардак" еще никогда так часто не произносилось, как в наши дни.
http://www.novopol.ru/material2919.html