Островки надежды

0
161
Время на чтение 6 минут
В будний солнечный полдень над Балашовом плывет колокольный звон всех трех городских храмов: Спасо-Преображенского, в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте", Святого Архистратига Михаила. У ковровых дорожек, ведущих в распахнутые настежь ворота церквей, торжественно застыли нарядные женщины с цветами и хлебом-солью, суетятся операторы и журналисты. В город с архипастырской поездкой по приходам Западного округа прибыл Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.

Отслужив краткий молебен и нанеся визит главе объединенного Балашовского муниципального образования Петру Михайловичу Петракову, Владыка в городе не задерживается: впереди - трехдневный путь по райцентрам и селам Аркадакского, Турковского, Романовского, Балашовского и Самойловского районов, первое "детальное" знакомство с жизнью православных приходов прихоперской глубинки.

Первая остановка - у церкви Покрова Божией Матери села Большой Мелик. В перестроенном в храм домике, где прежде размещалась сельская аптека, не протолкнуться. В уютной деревенской церквушке с душистым сеном, устилающим полы, царит благоговейная, молитвенная атмосфера...

А вот в соседней Малиновке, Аркадакского района, уже на самом подъезде к старинному храму в честь великомученицы Параскевы становится понятно: хочешь, не хочешь, без разговора о проблемах тут не обойтись. Судя по всему, возвращенный епархии еще в 1990 году храм не сильно изменился с той поры, когда в нем располагался местный ДК. Большой кусок кровли просто отсутствует. Внутри гулкой пустоты голых стен одиноко и нелепо смотрятся позабытые строительные леса. Но, кажется, окончательно вгоняет в краску настоятеля просьба одной из немногочисленных пожилых прихожанок:

- Владыка, у нас с подсвечниками беда, свечи в песок ставим. Помогите!

- Ну, что, кто хочет здесь послужить? - разряжает неловкую ситуацию Архиерей, поворачиваясь к сопровождающим его в поездке иподьяконам - воспитанникам Саратовской Духовной семинарии. Ребята смущенно улыбаются. Однако на самом деле все не так плохо, как кажется на первый взгляд. В Малиновке, где в свое время осел один из повстанческих антоновских отрядов, живут потомки настоящих крестьян, крепкие хозяева. Для многих вера по-прежнему - не просто красивое слово. Когда в прошлом году на Вознесение в селе служил Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, уроженец Малиновки, храм был полон. Но вот со своим батюшкой доверительные отношения у малиновцев, к сожалению, не сложились, потому и не спешат они жертвовать на храм. Однако приезд Архиерея ситуацию меняет.

- Мы тут посоветовались, уже собрали пятнадцать тысяч рублей. Ремонт обязательно возобновим,- деловито сообщает Владыке Наталья Геннадьевна Петленкова, руководитель сельской администрации.

Готовы помочь в восстановлении Малиновской церкви и власти Аркадакского муниципального округа. Его глава, Василий Михайлович Кравцов, специально вышел из отпуска, чтобы встретиться с Архипастырем у городского храма в честь Вознесения Господня. Согласно современному преданию, церковь сохранилась лишь благодаря чьей-то "светлой голове", предложившей хранить до лучших времен под вместительными сводами зерно местного спиртзавода. Сегодня шагнувшему в очередное столетие храму, кажется, ничего не угрожает. Только вот инспектора газнадзора настаивают на вынесении расположенного внутри газового котла отопления за пределы церковных стен. Прощаясь с Владыкой на границе аркадакских и турковских полей, глава района обещает: по поводу строительства новой котельной для храма можно не беспокоиться.

Первая архиерейская служба в истории районного поселка Турки собирает около ста человек. Больше народу в ухоженный светлый Казанский храм, устроенный в бывшем здании Дома культуры, приходит разве что на Пасху. Его настоятель, священник Петр Соболевский, надеется, что с завершением строительства новой деревянной церкви, возводящейся буквально через дорогу, число прихожан заметно возрастет. С гордостью демонстрируя стройку высокому гостю, глава администрации Турковского района В.Н. Костин высказывает твердую уверенность: к осеннему празднику в честь Казанской иконы Божией Матери, приходящемуся на четвертое ноября, должно состояться малое освящение храма. Уже закуплено пять колоколов.

С высоких турковских крутояров открывается замечательная картина поймы Хопра. Кругом плодороднейшие черноземы, в полях хлеба по пояс. Среди этой удивительной красоты тем более горько смотреть на Казанский храм турковского села Чириково, чей и по сей день прекрасный остов - немое свидетельство былой полноты здешней жизни. Хозяева подтверждают: до революции вокруг села Богородское (нынешние Турки) проживало около ста тысяч человек, сейчас - всего шестнадцать тысяч. Колхозы развалились. Большинство селян выживает лишь благодаря собственным подворьям, ведя натуральное хозяйство. В разгар сенокоса это особенно заметно: как и сто лет назад главное орудие крестьян - коса. В селах с населением в тысячу человек в год рождается один-два ребенка. В Чирикове жителей - меньше сотни человек.

Кажется, все они постепенно подтягиваются к церкви, которую Епископ Лонгин приехал осмотреть сразу после всенощной. В поселке зарегистрирован православный приход, однако похоже, что отслуженный в стенах поруганного храма впервые за несколько десятков лет молебен (да еще с участием самого Архипастыря!) для пришедших - дело стороннее. Чириковцы оживляются лишь, когда Владыка спрашивает об их пожеланиях. Ощущение такое, словно присутствуешь на колхозном собрании:

- Асфальт от трассы проложить надо.

- А если церковь восстановить, то из-за Хопра люди пойдут. Паромную переправу устроить, и пойдут.

- Хорошо бы ферму построить...

Похоже, история действительно никого ничему не учит. Следующий день дает еще больше поводов убедиться в том, как бедственно складывается человеческая жизнь, когда искание Царствия Небесного окончательно вытесняется построением царства земного. От церкви в честь великомученика Димитрия Солунского другого вымирающего турковского села - Шевыревка - сохранился лишь обезображенный квадрат стен. Долгие годы в ней размещалась мельница, но и та превратилась в руины... Немногое осталось и от самого некогда многолюдного села, последние дома которого, кажется, вот-вот утонут в буйном разнотравье. Невдалеке белеют останки животноводческого комплекса "застойной" поры. Куда бы мы ни ехали - скелеты ферм повсюду. В своей проповеди, произнесенной после литургии в просторном старом храме во имя Архистратига Божия Михаила села Подгорное Романовского района Владыка не смог не указать на взаимосвязь этих разрушений:

- Старые храмы напоминают о благочестии живших здесь людей. Но пришли те, кто надругался над верой своих родителей. И вот результат: весь ХХ век прошел под знаком кары за это святотатство. Но Бог поругаем не бывает... Мы пытаемся строить здание нового общества, но надо ясно осознавать, что без фундамента - веры - это бессмысленно. Это дом на песке...

Однако самим подгорновцам грех жаловаться. Храм их не только сохранился, но и с появлением несколько лет назад в селе собственного приходского священника просто хорошеет на глазах. Оштукатурены стены трапезной его части, где в приделе, освященном в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, идут службы в зимнее время. С конца прошлого года над селом звучит благовест. Подаренные жертвователями колокола позволили соорудить над входом в храм малую звонницу. Растет приход. Увеличивается и семья подгорновского священника Анатолия Орлова. Восемь лет ждали они с матушкой прибавления, но долгожданный первенец появился на свет лишь после поселения в Подгорном.

Кажется, на селе исподволь крепнет убеждение, что храм - это едва ли не единственное место, куда можно обратиться, где что-то делается, налаживается, утверждается, а не рушится. Может, и поэтому глава Романовского муниципального округа Василий Иванович Поляков, сопровождавший Епископа Лонгина в поездке по вверенной его попечению территории, настаивал после посещения строящейся в селе Малый Карай бревенчатой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы: "Караю тоже требуется собственный батюшка!". Он заверил, что и стройка здесь будет завершена не позднее, чем у соседей-турковцев, и приобретение дома для священника власть возьмет на себя.

Пока же идет оформление караевской общины. С ее регистрацией число православных приходов в восемнадцатитысячном районе увеличится до пяти. Благочинный Западного округа протоиерей Борис Ланчиков напомнил: в епархии это лучший показатель.

В селе Бобылевка - уникальный старый храм круглой формы в честь Святой Троицы. Удивительно теплой и трогательной была встреча Владыки здесь. Трогательной, но и горькой до слез: горстка старушек, дребезжащими слабенькими голосами, но дружно поющие церковные песнопения. Село в полном смысле слова вымирает, хотя вера еще жива. Останется ли здесь завтра кто-нибудь, кто сможет принять от этих бабушек ее огонек?

Украшение Романовки - самая высокая за пределами Саратова колокольня. Недавно украшенная куполом и крестом, она поднялась над храмом в честь Рождества Христова на тридцать с лишним метров. Но опять горькое чувство: среди прихожан, встречавших здесь Владыку, молодых лиц почему-то почти не заметно...

Мы возвращаемся в Балашовский район. У входа на спрятавшееся в сосновом бору кладбище села Репное, куда Епископ Лонгин заехал вместе с главой района, на деньги жертвователей идет возведение небольшого храма-часовни в честь святой мученицы Зои. Ну а прихожане маленького храма во имя святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана села Пинеровка, где накануне побывали Владыка и руководитель местной администрации, надеются теперь на достигнутую принародно договоренность: Владыка обещал выделить средства на починку кровли, глава района подтвердил, что в стороне от богоугодного дела не останется.

Время остановок неуклонно сокращается. Суббота, впереди - всенощная в переполненном Спасо-Преображенском храме Балашова. А воскресную литургию в день Всех святых Епископ Лонгин служит уже в Самойловке, так же как и большинство других районов благочиния, встречающую Архипастыря впервые. Владыка обещает, что этот визит - не последний.

* * *

Трудно, за такую короткую поездку посетив без малого два десятка приходов, успеть все как-то уложить в памяти, сделать выводы. Но что-то очевидно само по себе. Картина церковной жизни во многих селах, безусловно, печальная. Однако в самой ли Церкви дело? Кажется, что жизнь постепенно утекает из этих сел, они точно обречены на то, чтобы уйти в небытие. Почему? Наверное, все по той же причине: Царство Небесное забыто, а земное - настолько непрочно само по себе, когда не становится ступенькой к небу. Но именно храмы - последние островки надежды здесь, даже такие - только-только восстанавливающиеся, восстающие из руин. Воскреснут они, воскреснет и жизнь вокруг них.

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/01church/54.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Боровицкий
Все статьи Владислав Боровицкий
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44