На постсоветском пространстве сейчас существуют два союза и две системы ценностей, конкурирующие между собой. Такие страны, как Украина, Грузия и Молдавия, стремятся в НАТО и в ЕС. Тбилиси и Кишинев требуют от России, чтобы она убрала с их территории свои военные базы. Киев пытается выдавить Россию из Севастополя, где расположены базы российского военно-морского флота. Наблюдатели полагают, что здесь есть предпосылки для третьего расширения НАТО на восток.
В других постсоветских государствах авторитарные режимы находятся в тупике. Либеральные революции на Украине и в Грузии возымели влияние на страны Центральной Азии. В Киргизии насильственным путем произошла смена власти, в Узбекистане волна протеста была подавлена режимом только при помощи танков. В Белоруссии и в Казахстане существующие режимы ввиду предстоящих президентских выборов оказались прижатыми к стенке.
Еще никогда влияние Запада в постсоветских республиках не было таким сильным. США не собираются убирать свои базы из Центральной Азии. Напротив, чтобы усилить давление на Иран и весь Средний Восток, НАТО может вскоре разместить свои войска на Кавказе.
С открытием трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан российской монополии в каспийском регионе положен конец. Проект по созданию этого нефтепровода является началом нового энергетического альянса между Западом и объединением ГУАМ (в него входят Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия). Заручившись поддержкой США, а также Польши и Прибалтики, эти силы хотят навсегда освободить бывшие южные советские республики от российского влияния.
Если Путин действительно думал с помощью своей авторитарной модели привлечь другие государства в постсоветском пространстве, то после переворотов, произошедших в странах, граничащих с Россией, он должен опасаться изоляции.
Помимо США, есть еще два участника событий. Китай впервые проводит военные маневры в Центральной Азии и самостоятельно начал строительство гигантского трубопровода, по которому собирается качать казахстанскую нефть в Азию.
Тем временем ЕС разрабатывает свою политическую стратегию "политики соседства" со странами бывшего СССР. Основу этой стратегии составляют миссии по обеспечению мира в Молдавии, Грузии и Нагорном Карабахе. Германия предлагает России помощь в процессе восстановления Чечни и хочет таким образом открыть для ЕС дорогу на Северный Кавказ.
Геополитические изменения, произошедшие в Евразии за последнее время, оценивают по-разному. На Западе некоторые рассматривают происходящие процессы как силу, сдерживающую имперскую Россию. Другие, например Париж и Берлин, ищут пути интеграции России в новую геополитическую систему, формирующуюся на территории Европы и Евразии.
В России тоже существует два разных течения. Националисты считают, что их окружили со всех сторон, и думают только об обороне. Другие, например известный Совет по внешней политике и обороне, развивают новые концепции по укреплению связей России с Европой. Только так можно избежать конфликта с Западом. Движение России к тому, чтобы самой стать частью Запада, помогло бы ей легче пережить перевороты на постсоветском пространстве и не воспринимать их как историческое поражение.
Однако, советуют российские стратеги, Россия должна смотреть не на современный Евросоюз, а ориентироваться на ЕС 2020 года, когда он отойдет от ныне претворяемой в жизнь концепции ценностно-ориентированного партнерства и примет предложение России о сотрудничестве на основе прагматических интересов.
21 июня 2005
http://www.inopressa.ru/print/welt/2005/06/21/15:31:55/moscow