1418 дней, запечатленных навеки

0
191
Время на чтение 5 минут
В Московском доме фотографии 16 июня завершится выставка фотографий военных лет "1418 дней", одно из наиболее значительных и продолжительных мероприятий, приуроченных к празднованию шестидесятилетия Победы. Те, кто не успеет посетить выставку, смогут составить представление о ней по одноимЈнному альбому, куда вошли все выставлявшиеся фотографии в сопровождении выдержек из документов военной поры: приказов, сводок Совинформбюро, личных писем. Зрителям предоставлена возможность взглянуть на войну не из своего далЈкого послевоенного времени, а глазами тех, кто был на ней. Экспонирующиеся фотографии разделены не хронологически, по долгим дням, месяцам и годам войны, а так сказать эмоционально, в зависимости от выражаемого той или иной группой снимков смысла и настроения: горе, освобождение, победа, возвращение, враг и другие. Многие снимки посвящены тем, кто обычно остается за кадром, то есть самим военным фотографам и бытовым подробностям их работы.

Выставка по-своему, на ограниченном материале, но всЈ-таки ставит вопрос: как можно оценивать войну сейчас, из настоящего момента, спустя 60 лет после еЈ окончания? Допустима ли, в частности, эстетическая оценка качества представленных фотографий? Странно звучит такой вопрос, если, к примеру, всЈ, что в вашей семье известно о прадеде - это его фронтовой снимок. Глядя на этот желтоватый клочок бумаги, вы вряд ли будете сетовать на то, как плохо он снят. То же самое относится и к выставке. Она возвращает нам коллективную память такой, какая она осталась в сравнительно немногих источниках. И дело здесь не в качестве и достоверности снимков, а в моральном их воздействии.

Многим людям свойственно обострЈнно переживать собственную уникальность. Но если все представители какого-нибудь народа возомнят себя абсолютно уникальными, такой народ перестанет существовать. Одной из основных скреп национального единства традиционно считают культуру. Понятно, что культура отнюдь не является простой совокупностью материальных памятников прошлого, пусть даже и выдающихся. Свидетельства прошлого становятся и остаются культурой постольку, поскольку в настоящем в них вкладывают особый смысл. В экспонировавшихся фотографиях эта дистанция между предметом и сопровождающим его смыслом особенно мала, поэтому так важно и значительно состоявшееся событие выставки. Эти фотографии не оставляют нам выбора, они убедительно напоминают нам кто мы и откуда идЈм. Между каждым отдельным изображением и смотрящим на него устанавливается болезненная, но необходимая связь припоминания, постоянно возобновляющая смысл нашего сегодняшнего существования.

Ошибутся те, кто скажет, что о войне не нужно напоминать слишком часто. Потерявшийся в мелочных повседневных заботах, человек даже себя не помнит, куда уж ему помнить о прошлом. Единственная возможность растрясти обросшую жирком душу - такие вот выставки, на которых кругом причудливое, но цепкое единство ужаса, боли, радости и очищения. Только так можно понять, как же это долго - 1418 дней. И ощутить долг неизбывной благодарности всем, кто прошЈл через это.

Этическое значение проходящей в Доме фотографии выставки, равно как и всех остальных мероприятий, посвящЈнных Дню Победы трудно переоценить. В последнее время часто говорят о необходимости восстановления пошатнувшегося духовного здоровья нации. Одной из мер сохранения здоровья является профилактика болезней. Материалы выставки дают хорошую прививку от нацистской заразы. Может, они и не спасут безнадЈжно больных, но, по крайней мере, предохранят колеблющихся. К сожалению, многие склонны поддаваться на сладкие речи некоторых "интеллектуалов" о том, что в соединении национализма с социализмом нет ничего дурного. Действительно, подумаешь, всего-то национал-социализм. Те, кто видел фотографии выставки, так рассуждать уже не смогут. На этих снимках отчЈтливо видно, что национал-социалистическая идеология в практическом применении означает разрушения и смерть, предел которым положила наша, Советская, Армия.

Фотографии выставки подобраны с большим умом и тактом. Есть там и зал, где представлены враги, то есть немецкие фотографии немецких же солдат. И это очень хорошо, что такой зал там есть. Полезно напомнить, что война не выбирает своих жертв, что это трагедия для всех еЈ участников. Уважение к проигравшим - главный признак достоинства победителя. Разделив свою боль и страдание с немцами, мы тем самым доказываем своЈ право на гордость. И эту гордость мы не можем и не должны разделить ни с кем. Наоборот, нам нужно беречь слабый огонЈк этой гордости внутри себя. Слишком уж часто воинов-освободителей, в тяжелейших боях ценой огромных потерь разгромивших фашистов на их земле, в последнее время называют оккупантами. Как бы не назвали их оккупантами на собственной земле...

Помимо этического, выставка "1418 дней" имеет ещЈ и политическое значение. Когда-то давно Клаузевиц определил войну как продолжение политики насильственными средствами. Если это так, то политика - это продолжение войны мирными средствами. Мы не имеем, конечно, в виду войну с внешним врагом. Нет, воевать нам нужно прежде всего за самих себя. Отвоевать историю русского народа в XX веке от искажений, сделанных злонамеренно или по неведению - вот наша задача. Одним из таких искажений является, несомненно, представление действий Советской Армии на территории Восточной и Центральной Европы как оккупации. Однако оккупация в соответствии со словарным значением этого слова предполагает самостоятельное существование оккупируемого государства, суверенитет которого и попирается. Но независимость освобождЈнных Советской армией народов и суверенитет их национальных государств были уничтожены гораздо раньше фашистскими захватчиками. Таким образом, советские войска не отнимали, а возвращали свободу народам и суверенитет государствам. И представленные на описываемой выставке фотографии являют собой одно из наиболее убедительных доказательств этого. Действительно, трудно, глядя на ликующие толпы народа на улицах Варшавы, Будапешта, Праги, Вены утверждать, что всЈ это только красочный спектакль. Нет, такую радость не подделать. ЕЈ можно только испытать.

Секрет воздействия фотографии заключается в том, что она всегда остается на грани действительного и воображаемого. На снимке нам представлено то, что действительно было и одновременно снимком нам предоставлено право быть действительными. Каждый зритель смотрит на военные снимки из своей перспективы. И все эти перспективы сходятся там, внутри снимка. Созерцание этих снимков исполняет нашу действительность. В этом заключается историческое значение выставки. История, как известно, не существует сама по себе. ЕЈ нужно продлевать, а для этого нужны люди. Обращаясь к представленным на выставке Дома фотографии моментам прошлого, мы продлеваем сами себя в будущее, выстраивая непрерывную линию преемственности, идущую от предков к потомкам. Не будем забывать, что каждый показанный снимок помимо прочего является ценнейшим историческим документом. Более того, некоторые из имеющихся на выставке снимков служили свидетельствами обвинения на Нюрнбергском процессе, что, согласитесь, задает совершенно особую перспективу их рассмотрения.

Иногда говорят, что знание о Великой Отечественной войне заменило нам национальную идеологию. Упрекают за будто бы наличествующее стремление бесконечно снимать проценты с исторического капитала, спекулируя на теме колоссальных потерь Советского Союза во время войны. Оставим этот упрЈк на совести тех, кто отважился его сформулировать. Нам кажется, что проблема как раз в недостаточном знании о войне. Его нельзя получить из глянцевых открыток или сухих страниц энциклопедии. Такое знание нужно пережить. Оно должно стать результатом душевной работы, стимулом к которой безусловно может послужить выставка "1418 дней". Особенно это важно для молодых. На выставке вообще очень много молодЈжи. И это просто замечательно. Возможно, это знак постепенного перехода от пассивного отношения к собственной истории как к собранию скучных историй к активному вчувствованию в пережитые народом горе и боль. Только при условии развитой способности к со-чуствию, можно говорить о прочности связей, объединяющих отдельных личностей в народное единство. Выставка не только учит, но и воспитывает. Дежурные слова о том, что такие события способствуют пополнению духовного богатства личности, здесь как нельзя к месту. Собственно, эти фотографии и есть одно из главных наших богатств, утрата которого поистине была бы непоправима.

Жаль, что события, подобные выставке "1418 дней", быстро заканчиваются. Ведь нашу национальную память нужно тормошить всЈ время. Уж слишком много наносного и внешнего засоряет еЈ. Как говорил один из героев Достоевского, надо, чтобы человеку всегда было куда пойти. Показанные в рамках заканчивающейся выставки фотографии - это и есть то место, куда мы всегда можем пойти. Это и есть наш дом. Может быть, страшный и неприглядный на первый взгляд военный дом, зато до мозга костей наш.

История не предает, в этом, пожалуй, и заключается главный урок выставки.

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=9941
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Сафронов
Все статьи Петр Сафронов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40