Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 3

0
685
Время на чтение 9 минут
Каширский Никитский монастырь, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, монастырь Четырех Церквей, Саввина пустынь, монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, Спасо-Казанская женская община

КАШИРСКИЙ НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)

Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г.
Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г.
До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю.

Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община.

Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.

Каширский Никитский монастырь. 2000 г.
Каширский Никитский монастырь. 2000 г.
Никитский монастырь был в большом почете у жителей Каширы и всей Тульской губернии, а ее насельницы находились под руководством Оптинских старцев. В обители подвизалась известная московская старица Моисея (в миру Мария Ложкина, позднее схимон. Ольга, 1871 - 23.01.1973), обладавшая даром редкой прозорливости. Ее могила на Калитниковском кладбище Москвы - место постоянного паломничества верующих. Среди жертвователей на монастырское строительство был сам Государь Император Николай II.

В 1919 г. насельницы обители, желая спасти ее от закрытия, преобразовали монастырь в трудовую артель. Однако, в конце 20-х гг. монастырь был окончательно закрыт, при этом сильно пострадала матушка Ольга (Ложкина), ей тяжелым предметом пробили голову.

В последующие годы была разрушена колокольня, снесен верх Никитской церкви, уничтожена ограда с башенками, обезображено здание трапезной. В ноябре 1941 г., когда немцы были всего в семи километрах от Каширы, в Никитском храме находился штаб обороны города. Позднее значительную часть обители, включая Никитский храм, заняла носочно-чулочная фабрика, не выведенная отсюда и поныне. Преображенский собор пустовал и разрушался. Лишь в 1998 г. он передан общине верующих.

Храмы:

1. строительство первого храма общины - во имя Св. вмч. Никиты - из-за недостатка средств затянулось. Главный престол был освящен только в 1855 г.

2. в колокольне был устроен храм во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина"

3. при игум. Тихоне, переведенной из Белевского монастыря, был возведен Спасо-Преображенский собор (освящен в 1894 г.).

Святыни:

1. Серафимо-Дивеевская обитель прислала в дар икону Божией Матери "Умиление"

2. другой чтимой иконой монастыря была Смоленская, привезенная первыми сестрами общины.

Скит монастыря:

В 1890 г. крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игуменье с просьбой открыть школу для местных детей. Школу решили построить рядом с лесом, переданным во владение монастыря. Когда-то здесь находилась Соколова пустынь - мужской монастырь, упраздненный в XVIII в. Один из храмов обители был посвящен Усекновению Главы св. Иоанна Предтечи. В память об этом новый храм при школе посвятили Крестителю Господню. Затем здесь образовался Иоанно-Предтеченский скит. В советское время он был полностью разрушен.

Иоанно-Предтеченский скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря. Ныне дер. Соколова пустынь.

Монастырь не действует (ныне здесь чулочно-носочная фабрика).

Проезд: до ст. Кашира Павелецкой ж.д. Каширское шоссе. Далее пешком. (см. Белопесоцкий монастырь).

СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: "...а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело... да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. [1569 г.] 40 руб. денег". В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г.

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря

(см. Каширский Никитский монастырь, скит).

МОНАСТЫРЬ ЧЕТЫРЕХ ЦЕРКВЕЙ

Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века.
Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века.
На берегу р. Оки, напротив впадения в нее р. Лопасни, когда-то стоял город Лопастна - владение черниговских князей. Позднее город отошел к Рязани, однако, неоднократно разоренный татарами в XIII-XIV вв., он окончательно запустел. От города остались (или были построены заново) четыре деревянные церкви. Место стало называться "погост Городище". Из сохранившегося описания XVI в. следует, что храмы были посвящены Воскресению Христову, Его славному Преображению, свт. Николаю Чудотворцу и мчц. Параскеве Пятнице. Храмы были "строенья мирского, монастыря еще не было".

О существовании обители свидетельствуют рукописный синодик 1653 г., хранившийся в одной из церквей: "положил сей сенодик в монастырь Николы Чудотворца зовомый четырех церквей Государев богомолец Благовещенский протопоп Стефан В[o]нифатьев [...] по своих родителех в вечный поминок...". Стефан Вонифатьев был духовником Государя Алексея Михайловича.

Просуществовав около ста лет, монастырь был закрыт, вероятно, при Петре I. К началу ХХ в. здесь сохранились только два вновь построенных храма: Пятницкий (1677 г.) и Никольский (1752 г.).

Внутреннее убранство Пятницкого храма отличалось оригинальностью. Иконостас был установлен прямо на полу, а солеи не было. Вместо цельного яруса "икон Богородицы с пророками" на карнизе иконостаса, прилегавшем прямо к потолку, были изображены: в центре - Знамение Пресвятой Богородицы, справа - Серафим с огненно-розовой ветвью в левой руке и трубой в правой, слева - Херувим с красной волнистой ветвью в правой руке и с колосьями злаков в левой. Символистическое значение этих изображений объяснялось словами Псалма 73: "Бог же, царь наш, прежде века содела спасение посреде земли... Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну. Ты создал еси я".

Часть риз на иконах была сделана из тисненого левкаса, а часть из тонких деревянных досок с прорезями для ликов и рук. Кроме царских врат в алтарь вела только одна дверь - северная, с изображением Благоразумного разбойника Раха с крестом на правом плече. Пол в большей части храма был из половинок бревен. К началу ХХ в. иконостас немного подняли над полом, выстроили новую трехъярусную колокольню.

Второй деревянный храм - Никольский, был гораздо скромнее и по устройству, и по убранству.

В начале 1930 гг. Пятницкий храм перевезли в ближайшее село Жерновку для постройки клуба. Судьба Никольской церкви неизвестна. Место древнего города совершенно опустело и даже название "Городище" из здешних жителей мало кто помнит.

Проезд: До ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. до с. Тарасково (17 км.), далее пешком 10 км. Урочище находится через овраг от дер. Федоровка.

САВВИНА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Находилась на р. Березыни, близ сельца Игумнова, ныне в Тульской обл., в четырех километрах от границы с Московской.

Согласно писцовой книге 1578-79 гг., монастырь тогда входил в Растовский стан Каширского уезда: "Монастырь Саввина Пустыня, на реке на Березыни, а в монастыре церковь Никола чюдотворец, древена, клецки [...], да на колоколнице 3 колоколы; а все церковное: образы, и книги, и свечи, и колокола монастырские приходное; да на манастыре ж другая церковь Пятница святая с трапезою; да на манастыре ж в келье игумен Серапион, в келье черный поп, а старцов в кельях 3, в келье понамарь, да 2 кельи вкупчиковых [вкладчиков в монастырь] [...]. Вотчина Савины пустыни [...], сельцо Игумново, на реке на Березыне".

Иногда монастырь объединялся с Соколовой пустынью Каширского уезда. В 1679 г. оба монастыря были приписаны к Коломенскому архиерейскому дому.

Обитель была упразднена около сер. XVIII в. Монастырский храм стал приходским в с. Игумнове, но вскоре упразднили и приход.

В 1865 г. гвардии полковник С. А. Волоцкий, желая возродить здесь богослужение, построил на Игумновском кладбище молитвенный дом. Спустя три года он уже именовался кладбищенской церковью, на содержание которой Волоцкий пожертвовал 3 тыс. руб.

Проезд: до ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. на Серебряные Пруды до ост. "Игумново" (34 км.), далее пешком 1 км.

МОНАСТЫРЬ ВСЕВОЛОЖ ПРЕЧИСТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
(мужской монастырь)

Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы
Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы
Эта удаленная от Москвы обитель располагалась на территории нынешнего Серебряно-Прудского района. В писцовой книге конца XVI в. находим описание монастыря: "Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, а церковь Пречистые Богородицы древена, клецки, стоит от монастыря четверть версты, а около ее ограды и келей нет, одна сторожня, а в церкве образов: деисус стоячей [...] а в ней семь икон [...], да образ месной Пречистые Богородицы, на золоте, в киоте [...], да образ чудотворный Успение Пречистой [...], да перед церковьюна колокольнице два колокола невелики. Да на монастыре же церковь Никола чюдотворец.... А на монастыре келей семь (в одной игумен Еустат, в прочих старцы), да две кельи пусты".

Год упразднения обители неизвестен, но произошло это до 1764 г. Местные жители указывают на небольшой холм рядом с шоссе Серебряные Пруды - Кашира, где, по преданию, находился монастырь.

Обители принадлежали две деревни: Житово и Мягкое. О первой деревне сейчас напоминает лишь местный лес под названием "Житовка", а вторая деревня сохранилась. Со временем она стала селом, здесь был построен храм во имя Успения Пречистой Богородицы, явно в память о монастыре. В 1892 г. начали строить новый каменный храм, который был освящен в 1907-1908 гг. При этом были устроены два придела: во имя св.Параскевы Пятницы и св. блгв. кн. Даниила Московского.

Храм был закрыт в период 20-30-х гг. Служивший здесь протоиерей Сергий Аманов расстрелян в 1937 г.

Возрождение храма началось в 1993 г. (приход). По одному из приделов храм именуют в народе Пятницким.

Проезд: до ст. Узуново Павелецкой ж/д (165 км.). Далее пешком или поездом на Рыбное до ост. Мягкое (7 км.).

СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)

Ныне у дер. Соколова Пустынь. Расположена на левом берегу р. Оки, в 41 км. к востоку от г. Серпухова. Время основания неизвестно. Опись 1578 г. сообщает: "...а на монастыре церковь Пречистыя Богородицы древенная, на каменное дело... да другая церковь Усекновения честныя главы Крестителя Господня Ивана с трапезою, древенная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсонофья с братьею на церковное сооруженье и на монастырское строенье в 77 г. [1569 г.] 40 руб. денег". В 1679 г. пустынь была приписана к Коломенскому архиерейскому дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г.

Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит).

Проезд: (см. Белопесоцкий м.)

СПАСО-КАЗАНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА

В 1888 году, 17 октября, произошло крушение поезда, в котором ехал император-Миротворец Александр III с семьей. Поезд сошел с рельс, погибло 23 человека. Из царской же семьи никто не получил даже сколько-нибудь серьезного ранения. Все православные россияне увидели в этом знак особой милости Бога к Своему помазаннику. Во многих местах империи стали воздвигать храмы и создавать обители в память чудесного спасения царской семьи.

Одной из таких обителей явилась небольшая Спасо-Казанская женская община в имении Дворяниново, Тульской губернии. Когда-то здесь жил знаменитый ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), человек обширнейших познаний, известный прежде всего как ботаник и агроном. После его смерти имение не раз переходило из рук в руки. Последняя владелица усадьбы, Н. Д. Давыдова основала здесь в 1904 г. женскую общину. Она создавалась по благословению и при участии святых Православной церкви: старцев Оптинских - о. Амвросия и о. Анатолия, Гефсиманского старца Варнавы (была его последним "детищем").

Храм в общине был домовый, имелась школа для девочек. После революции, в 1921 г., общину закрыли. Затем устроили здесь трудовую артель. В 1930 г. артельщики сожгли усадьбу дотла... В 1988 г. на этом месте был построен мемориальный музей А.Т. Болотова. О восстановлении общины речь не идЈт, но в последнее время события идут столь быстро, что, возможно, наши сведения устарели.

Проезд:

1. Поездом с Курского вокзала на Тулу до станции Тарусская - 125 км, далее автобусом (поезд отходит от вокзала в 7:56, приходит на станцию в 10.17, автобус отходит в 10.55, кроме вторника и четверга) до Русятина - 14 км, далее пешком до Дворянинова - 2 км.

2. В сухую погоду - тем же поездом до остановки "132-й километр", далее пешком - 7 км.

http://www.pravoslavie.ru/put/050602130714
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Васильевич Крестников
Все статьи Юрий Васильевич Крестников
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06