КАШИРСКИЙ НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(женский монастырь)
Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г. |
Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община.
Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.
Каширский Никитский монастырь. 2000 г. |
В 1919 г. насельницы обители, желая спасти ее от закрытия, преобразовали монастырь в трудовую артель. Однако, в конце 20-х гг. монастырь был окончательно закрыт, при этом сильно пострадала матушка Ольга (Ложкина), ей тяжелым предметом пробили голову.
В последующие годы была разрушена колокольня, снесен верх Никитской церкви, уничтожена ограда с башенками, обезображено здание трапезной. В ноябре 1941 г., когда немцы были всего в семи километрах от Каширы, в Никитском храме находился штаб обороны города. Позднее значительную часть обители, включая Никитский храм, заняла носочно-чулочная фабрика, не выведенная отсюда и поныне. Преображенский собор пустовал и разрушался. Лишь в 1998 г. он передан общине верующих.
Храмы:
1. строительство первого храма общины - во имя Св. вмч. Никиты - из-за недостатка средств затянулось. Главный престол был освящен только в 1855 г.
2. в колокольне был устроен храм во имя иконы Божией Матери "Неопалимая Купина"
3. при игум. Тихоне, переведенной из Белевского монастыря, был возведен Спасо-Преображенский собор (освящен в 1894 г.).
Святыни:
1. Серафимо-Дивеевская обитель прислала в дар икону Божией Матери "Умиление"
2. другой чтимой иконой монастыря была Смоленская, привезенная первыми сестрами общины.
Скит монастыря:
В 1890 г. крестьяне трех деревень, расположенных на другом берегу Оки, обратились к игуменье с просьбой открыть школу для местных детей. Школу решили построить рядом с лесом, переданным во владение монастыря. Когда-то здесь находилась Соколова пустынь - мужской монастырь, упраздненный в XVIII в. Один из храмов обители был посвящен Усекновению Главы св. Иоанна Предтечи. В память об этом новый храм при школе посвятили Крестителю Господню. Затем здесь образовался Иоанно-Предтеченский скит. В советское время он был полностью разрушен.
Иоанно-Предтеченский скит находился в шести километрах к западу от Троицкого Белопесоцкого монастыря. Ныне дер. Соколова пустынь.
Монастырь не действует (ныне здесь чулочно-носочная фабрика).
Проезд: до ст. Кашира Павелецкой ж.д. Каширское шоссе. Далее пешком. (см. Белопесоцкий монастырь).
СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)
Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря
(см. Каширский Никитский монастырь, скит).
МОНАСТЫРЬ ЧЕТЫРЕХ ЦЕРКВЕЙ
Монастырь Четырех Церквей. Фотография середины XX века. |
О существовании обители свидетельствуют рукописный синодик 1653 г., хранившийся в одной из церквей: "положил сей сенодик в монастырь Николы Чудотворца зовомый четырех церквей Государев богомолец Благовещенский протопоп Стефан В[o]нифатьев [...] по своих родителех в вечный поминок...". Стефан Вонифатьев был духовником Государя Алексея Михайловича.
Просуществовав около ста лет, монастырь был закрыт, вероятно, при Петре I. К началу ХХ в. здесь сохранились только два вновь построенных храма: Пятницкий (1677 г.) и Никольский (1752 г.).
Внутреннее убранство Пятницкого храма отличалось оригинальностью. Иконостас был установлен прямо на полу, а солеи не было. Вместо цельного яруса "икон Богородицы с пророками" на карнизе иконостаса, прилегавшем прямо к потолку, были изображены: в центре - Знамение Пресвятой Богородицы, справа - Серафим с огненно-розовой ветвью в левой руке и трубой в правой, слева - Херувим с красной волнистой ветвью в правой руке и с колосьями злаков в левой. Символистическое значение этих изображений объяснялось словами Псалма 73: "Бог же, царь наш, прежде века содела спасение посреде земли... Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну. Ты создал еси я".
Часть риз на иконах была сделана из тисненого левкаса, а часть из тонких деревянных досок с прорезями для ликов и рук. Кроме царских врат в алтарь вела только одна дверь - северная, с изображением Благоразумного разбойника Раха с крестом на правом плече. Пол в большей части храма был из половинок бревен. К началу ХХ в. иконостас немного подняли над полом, выстроили новую трехъярусную колокольню.
Второй деревянный храм - Никольский, был гораздо скромнее и по устройству, и по убранству.
В начале 1930 гг. Пятницкий храм перевезли в ближайшее село Жерновку для постройки клуба. Судьба Никольской церкви неизвестна. Место древнего города совершенно опустело и даже название "Городище" из здешних жителей мало кто помнит.
Проезд: До ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. до с. Тарасково (17 км.), далее пешком 10 км. Урочище находится через овраг от дер. Федоровка.
САВВИНА ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)
Согласно писцовой книге 1578-79 гг., монастырь тогда входил в Растовский стан Каширского уезда: "Монастырь Саввина Пустыня, на реке на Березыни, а в монастыре церковь Никола чюдотворец, древена, клецки [...], да на колоколнице 3 колоколы; а все церковное: образы, и книги, и свечи, и колокола монастырские приходное; да на манастыре ж другая церковь Пятница святая с трапезою; да на манастыре ж в келье игумен Серапион, в келье черный поп, а старцов в кельях 3, в келье понамарь, да 2 кельи вкупчиковых [вкладчиков в монастырь] [...]. Вотчина Савины пустыни [...], сельцо Игумново, на реке на Березыне".
Иногда монастырь объединялся с Соколовой пустынью Каширского уезда. В 1679 г. оба монастыря были приписаны к Коломенскому архиерейскому дому.
Обитель была упразднена около сер. XVIII в. Монастырский храм стал приходским в с. Игумнове, но вскоре упразднили и приход.
В 1865 г. гвардии полковник С. А. Волоцкий, желая возродить здесь богослужение, построил на Игумновском кладбище молитвенный дом. Спустя три года он уже именовался кладбищенской церковью, на содержание которой Волоцкий пожертвовал 3 тыс. руб.
Проезд: до ст. Кашира Павелецкой ж.д., далее авт. на Серебряные Пруды до ост. "Игумново" (34 км.), далее пешком 1 км.
МОНАСТЫРЬ ВСЕВОЛОЖ ПРЕЧИСТЫЯ БОГОРОДИЦЫ
(мужской монастырь)
Монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы |
Год упразднения обители неизвестен, но произошло это до 1764 г. Местные жители указывают на небольшой холм рядом с шоссе Серебряные Пруды - Кашира, где, по преданию, находился монастырь.
Обители принадлежали две деревни: Житово и Мягкое. О первой деревне сейчас напоминает лишь местный лес под названием "Житовка", а вторая деревня сохранилась. Со временем она стала селом, здесь был построен храм во имя Успения Пречистой Богородицы, явно в память о монастыре. В 1892 г. начали строить новый каменный храм, который был освящен в 1907-1908 гг. При этом были устроены два придела: во имя св.Параскевы Пятницы и св. блгв. кн. Даниила Московского.
Храм был закрыт в период 20-30-х гг. Служивший здесь протоиерей Сергий Аманов расстрелян в 1937 г.
Возрождение храма началось в 1993 г. (приход). По одному из приделов храм именуют в народе Пятницким.
Проезд: до ст. Узуново Павелецкой ж/д (165 км.). Далее пешком или поездом на Рыбное до ост. Мягкое (7 км.).
СОКОЛОВА БОГОРОДИЦКАЯ КАШИРСКАЯ ПУСТЫНЬ
(мужской монастырь)
Возобновлена монашеская жизнь в 1890 г. Образован скит женского Никитского Каширского монастыря (см. Каширский Никитский монастырь, скит).
Проезд: (см. Белопесоцкий м.)
СПАСО-КАЗАНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБЩИНА
В 1888 году, 17 октября, произошло крушение поезда, в котором ехал император-Миротворец Александр III с семьей. Поезд сошел с рельс, погибло 23 человека. Из царской же семьи никто не получил даже сколько-нибудь серьезного ранения. Все православные россияне увидели в этом знак особой милости Бога к Своему помазаннику. Во многих местах империи стали воздвигать храмы и создавать обители в память чудесного спасения царской семьи.Одной из таких обителей явилась небольшая Спасо-Казанская женская община в имении Дворяниново, Тульской губернии. Когда-то здесь жил знаменитый ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), человек обширнейших познаний, известный прежде всего как ботаник и агроном. После его смерти имение не раз переходило из рук в руки. Последняя владелица усадьбы, Н. Д. Давыдова основала здесь в 1904 г. женскую общину. Она создавалась по благословению и при участии святых Православной церкви: старцев Оптинских - о. Амвросия и о. Анатолия, Гефсиманского старца Варнавы (была его последним "детищем").
Храм в общине был домовый, имелась школа для девочек. После революции, в 1921 г., общину закрыли. Затем устроили здесь трудовую артель. В 1930 г. артельщики сожгли усадьбу дотла... В 1988 г. на этом месте был построен мемориальный музей А.Т. Болотова. О восстановлении общины речь не идЈт, но в последнее время события идут столь быстро, что, возможно, наши сведения устарели.
Проезд:
1. Поездом с Курского вокзала на Тулу до станции Тарусская - 125 км, далее автобусом (поезд отходит от вокзала в 7:56, приходит на станцию в 10.17, автобус отходит в 10.55, кроме вторника и четверга) до Русятина - 14 км, далее пешком до Дворянинова - 2 км.
2. В сухую погоду - тем же поездом до остановки "132-й километр", далее пешком - 7 км.
http://www.pravoslavie.ru/put/050602130714