- После освобождения Белоруссии, когда линия фронта в течение полугода проходила практически через родной дом, или, точнее, через то, что от него осталось, в августе 1944 года был мобилизован в армию. Артиллерийским разведчиком прибыл на 1 Белорусский фронт 10 декабря 1944 года. Боевое крещение принял на Висле, был ранен, перенес две операции, эвакуирован на лечение в тыл. По болезни проходил службу в строительных войсках и в 1945 году демобилизован.
И очень кратко отец Константин сказал о том, что со 2 сентября 1946 года он несет церковное служение - сначала 15 лет в Белоруссии, а затем в г. Костроме. А ведь за этой короткой фразой - целая жизнь, почти 60-летний подвиг служения в лоне Русской Православной Церкви.
Скромно подошел на фотографирование Герой Советского Союза в гражданском костюме. Как оказалось, это летчик - истребитель, генерал-лейтенант в отставке Выборнов А.И. Александр Иванович оказался "крепким орешком" - ведь в его боевой биографии в годы Великой Отечественной 350 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника.
- Александр Иванович, опишите Ваш боевой путь и случай, когда можно говорить о чудесном исходе боевого вылета или полета.
"Крепким" Александр Иванович оказался и рассказчиком - четкое изложение событий, фактов, имен... Он - Заслуженный военный летчик СССР.
- Я в годы войны воевал сначала на истребителях И-16, а затем на Як-7. А вот Героя Союза получил только в 1945 году, уже по третьему представлению документов. Хотя в битве под Курском лично сбил 12 самолетов и 2 - в группе. В настоящее время являюсь помощникам Менделеевского университета и почетным жителем Подмосковного города Каширы.
Почему Каширы? Тут целая история. Я учился в этом городе. И вот в 1944 году произошло следующее.
Школьники Каширы собрали 70 тысяч рублей и послали телеграмму Верховному Главнокомандующему с просьбой построить для меня именной самолет. Сталин им ответил, а мне был вручен самолет с надписью: "А.И.Выборнову от Каширских школьников" и на нем уже 20 звездочек, т.е. сбитых самолетов, нарисовано.
Закончил я войну командиром авиаэскадрильи в звании "майор", участвовал в Параде Победы 1945 года. Да, в 1947-53 г.г. обучался в Военно-воздушной академии, а затем и в Ворошиловской. Прошел последовательно должности до командира авиакорпуса, потом 12 лет был генерал-инспектором в инспекции Министра обороны, уволен в 1981 году. До конца летал на всех типах самолетов...
- А.И., а можете рассказать о случае из своей боевой биографии, о котором можно сказать: "Бог спас! Господь уберег!".
- Конечно. Это было под Харьковом в сентябре 1944 года. Там, как писали фронтовые газеты, я совершил свой подвиг. А было так...
Подбили самолет летчика нашего полка, Александра Твирикова и он произвел посадку на поляну в лесу, без шасси. Я подал команду ведомым: "Прикройте!" и сел на эту поляну. Помню, попрыгал самолет здорово...
Летчик живой, но обгорел. Пришлось его затолкать в отсек инструментов. Начинаю взлетать, поляна заканчивается, а скорость до требуемой для взлета еще не выросла. Впереди деревья. Ну, думаю... Откуда взялся бугорок, я не знаю. Но с этого бугорка, как с трамплина, самолет оторвался от земли. Покачиваясь, задевая верхушки деревьев, взлетел. Развернулся на восток. Минут через 15 вместе со штурмовиками Ил-2 начал заходить на посадку на их передовой аэродром. Глохнет мотор, закончилось топливо, но удалось посадить самолет на краю аэродрома.
- А.И., так почему Вы едва, едва взлетели?
- Потом разобрались. Все оказалось просто. Когда после посадки на поляну самолет сильно прыгал, погнулся винт двигателя...
И еще случай. Это было в Сандомирской операции. "Хорошо" поработали зенитки противника, самолет получил повреждения и одна стойка шасси не вышла. Командир полка с КП сначала требовал, а потом уговаривал покинуть самолет с парашютом: "Сынок, набирай высоту и прыгай! Не нужно с одной ногой..." и т.д.
А как же прыгать, самолет-то именной? Ну и зашел на посадку, посадил самолет на одну стойку и сколько мог, на ней удерживал самолет на пробеге. Ну а потом... Когда на землю опустилось крыло, самолет развернуло на 360 градусов, да не один раз, а три! Как командир полка сказал на построении: "Выборнов цирк на полосе показывал". Но ничего, самолет отремонтировали. На нем и довоевал до конца войны, которая для меня закончилась только 12 мая 1945 года в небе Чехословакии.
- А.И., простите, а сколько Вам лет?
- Осенью, 17 сентября, приходите на юбилей. Отметим мое 85-летие.
- Александр Иванович, а...?
- Помню, помню. А после войны сказал себе, хоть в 1944 году и был принят в партию, сказал честно: "Бог есть! В такой войне Он спас! Господь сохранил!".
Делегация Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина была представлена несколькими поколениями воинов-авиаторов...
Удивительна судьба фронтовиков - семьи Я.И. и Г.В. Борейко. Яков Ильич, полковник в отставке, в годы войны летчик-разведчик, а в последующем летчик-штурмовик. Галина Васильевна, сержант, специалист парашютной службы полка, в котором воевал в то время Борейко. После окончания войны Яков и Галина сыграли свадьбу и вот уже почти 60 лет вместе. Сейчас он - подтянут, внимателен, несколько суров, она - очень общительна и подвижна.
Лейтенант Яков Борейко закончил Ворошиловградскую школу пилотов в ноябре 1942 года. В боях с начала 1943 года и до конца войны.
- Яков Ильич, расскажите о наиболее запомнившихся эпизодах из Вашей боевой биографии.
- Пожалуй, это чудо завершения боевого полета на воздушную разведку летом 1943 года под Орлом, о котором я рассказал в своей книге "700 дней войны", изданной в 2003 году. Мне чудом удалось уйти от атак пары истребителей противника, которые, к сожалению для нашего экипажа, были успешными. Штурман на запросы не отвечал. Осуществил посадку без шасси. При осмотре самолета я насчитал в самолете 13 пушечных попаданий и очень удивился, как мне удалось долететь до аэродрома и произвести посадку практически без рулей высоты и поворота.
Из книги Я.И. Борейко: "... Месяц назад освобожден Донбасс... так почему бы не навестить родителей в освобожденном Славянске... Я был рад, что родители живы, здоровы, что с большим трудом, в условиях голода, пережили оккупацию. Много рассказывали о зверствах фашистских поработителей... Мать, заключая разговор о войне, сказала, что я остался жив потому, что она за меня молилась Богу".
Только два года войны в защиту Отечества, а стоит это целой жизни. Но было еще 43 года послевоенной службы в Военно-воздушных силах.
Следует с благодарностью отметить, что более 15 лет кандидат военных наук доцент полковник Борейко Я.И. был на преподавательской работе в Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина.
Ныне, в 81 год, полон энергии, бодрости и щедрости в передаче своего богатого боевого опыта, научно-методического наследия новым поколениям авиационных командиров, обучающимся в академии, а также солдатам, кадетам и школьникам гарнизона Монино.
Вопрос к супруге Якова Ильича, Г.В. Борейко:
- Галина Васильевна, а можете ли Вы рассказать о своей фронтовой жизни?
- 2 декабря 1942 года, 18-летней девушкой была призвана в ряды Красной Армии. Основная специальность - парашютоукладчица, в том же полку, где летал Яков Ильич...
- Кроме того, - вступает в разговор Яков Ильич, - на счету Галины Васильевны, сотни выполненных боевых задач по охране боевых самолетов и обеспечению бесперебойной телефонной связи боевого управления авиационного полка. За ее хрупкими плечами - сотни фронтовых дней вплоть до 9 мая 1945 года. Днем - обеспечение полетов, а ночью, когда все отдыхали, она в составе караула охраняла самолеты.
Из воспоминаний Г.В., в семейной библиотеке названных "Рассказ рядовой участницы войны": "Говорят, пишут: у войны - не женское лицо. Спору нет. Война противна всей женской сути: она несет смерть, а женщина дает жизнь, женщина оберегает ее. Но верно и то, что у нашей Победы - женское лицо.
С самого своего начала она (Победа - Г.Б.) творилась матерями: войны без воинов не бывает, а они - рожденные женщинами дети. Их отдавали матери войне для Победы, ради нее. Какой же силой духа надо было обладать, чтобы сознательно благословлять идущих на смерть... Этой силой... держалась многострадальная женская душа, до краев наполненная любовью и ненавистью. Любовью к Родине, мужу и детям, ненавистью - к врагам.
Те же святые чувства осеняли на подвиг молодых женщин и девушек. Поражала их готовность внести свою лепту в Победу...".
- Г.В., а Вы помните тот полет, о чудесном завершении которого вспомнил сегодня Яков Ильич?
- Конечно, помню. Когда самолет заходил на посадку, было видно, что он весь пробит снарядами, а стойка шасси просто болталась, как на веревочке... Как бежала вместе со всеми к месту посадки, а нам с земли казалось - падения самолета, слыша: "Борейко разбился". Как вышел он из разбитого самолета, а на нем ни одной царапинки. И штурман оказался живой. Переживала, конечно, очень. А в ноябре 1945 года мы поженились, вырастили троих детей, все они получили высшее образование, защитили диссертации...
Заведующая солдатским клубом Военно-воздушной академии Короткова В.М.: "По благословению Святейшего Патриарха, усилиями оргкомитета и докладчиков все материалы и сведения о роли Русской Православной Церкви в обеспечение Победы имеют огромную духовную и патриотическую ценность. Об основных выступлениях и итогах конференции обязательно расскажу солдатам срочной службы академии и прочитаю воинам стихотворение участника Великой Отечественной войны полковника в отставке Р.К. Чутовского "День Победы!", которое он прочитал для участников конференции.
Победе нашей - шестьдесят!
Потомки наши с гордостью глядят
На лица наши, наши ордена,
За подвиг, что вручила нам страна.
Пусть мало нас осталось на счету,
Но мы видны во тьме и на свету.
И павшие, нам кажется, не спят
Не забывайте, люди, никогда
Сороковые грозные года!
Не забывайте юных, молодых,
Насквозь прошитых пулями, седых.
Не забывайте подвига солдат.
Они в бессмертье звездами горят.
И в день Победы они встанут в строй,
И скажут всем: "Мы с вами, со страной,
Нас невозможно в мире позабыть,
Мы погибали в битвах, чтобы жить!"
Думаю, молодым воинам, солдатам, как и участникам конференции, слова стихотворения затронет сердца и души ребят, несущим воинскую службу в академии. Наверняка, кто-нибудь из них вспомнит о своих близких, о их подвигах на фронте и в тылу".
Преподаватель кафедры истории военного искусства академии кандидат исторических наук подполковник Крылов Семен Владимирович.
- Что на конференции произвело на Вас, педагога и военного историка, наибольшее впечатление? Что наиболее ценно, на Ваш взгляд, для патриотического воспитания будущих командиров авиаполков, дивизий и командиров частей обеспечения, обучающихся в академии?
- Тема конференции очень важная и интересная. После ее окончания получил дополнительный импульс для своей дальнейшей научно-педагогической деятельности на благо России.
Накануне 60-летия Великой Победы, наблюдая, как обесцениваются и предаются забвению ее плоды, все более отчетливо начинаешь понимать, что в современном Российском государстве существует дефицит военной мощи, соединенной с высокой духовностью.
Из выступлений участников конференции следует лишь одно - Армия и Русская Православная Церковь всегда созидали русскую государственность, отстаивая честь и достоинство Отчизны, хранили ее достояние, культуру и духовное наследие.
Безусловно, что вклад Русской Православной Церкви в Победу весьма значителен, тем более, что сама история подтверждает неоспоримый факт - Армия и Церковь всегда строили и защищали Россию, объединяли ее народы.
Хочется верить, что и сегодня эта тенденция в отношениях государства, воинства и священнослужителей будет сохранена. Для Вооруженных Сил настал час возвысить свое служение России, наполнив его священными и благородными традициями наших православных предков.
Полковник запаса Коротков А.И., ученый секретарь ученого совета академии, военный летчик 1 класса, представляет поколение авиаторов конца 60-х - 80-х годов.
- Именно это поколение летчики-фронтовики обучали и воспитывали в военных училищах летчиков, штурманов и инженерных училищах, в авиаполках и в академии.
В названии конференции слова: "Роль Русской Православной Церкви в Великой Победе". Прослужив почти 36 лет в Военно-воздушных силах, должен сказать, что это слова правды, которая долгие годы была сокрыта от нас, воинов-авиаторов послевоенных лет.
Это правда - о наших православных предках - священнослужителях и воинах, и ее нужно донести до каждого воспитанника летной школы, курсанта авиационного училища, офицера и генерала ВВС ".
Это правда - о наших православных родственниках, о Русской Православной Церкви, о вере в Бога и Его промысле о каждом из нас.
Эта правда, которая в судьбе фронтовиков, в летной и боевой практике авиаторов последующих поколений, раскрывается (или, если вспомнить, будет раскрыта) на тех чудесных случаях, событиях в боевой и летной жизни, о которых, часто по не знанию, говорят: "Не может быть!", "Судьба!", "Повезло...".
А нужно сказать, прежде всего самому себе, правду, как это сделал в конце войны уважаемый А.И. Выборнов: "Слава Богу! Господь спас!".
И, несомненно, делиться бесценным наследием наших православных предков: воинов, священнослужителей, просто верующих людей, соработающих на протяжении более чем 1000-летней истории Православной Руси на ниве: "За други своя!".
И в завершение только одно четверостишие, с надеждой и обращением:
Вера предков нас призовет.
И Господь распахнет нам объятья.
Предки нам говорят: "Господь ждет!"
Что ж мы медлим, сестры и братья".
http://www.pobeda.ru/informbureau/drugi_svoya_2.html