Ни в одной европейской стране нет такого малого числа памятников, как в России. С отчаянной удалью мы, русские, памятники сокрушаем, но ставить не любим. Турист, побывавший, например, в Лондоне, заметит, что памятников там - как голубей на Трафальгарской площади. Неужели все эти полузабытые тени безгрешны? Черчилль, воссевший у Вестминстерского аббатства, - не он ли спровоцировал Вторую мировую? Памятники нужны человеку не только для того, чтобы выставить нравственную оценку историческому персонажу (крупной птице - монумент, попроще - бюст или барельеф у подъезда), но и затем, чтобы почувствовать личную связь с историей и уметь извлекать из нее урок. В России любимое занятие - переписывание истории, исходя из изменчивой морали. Отсутствие памятников - это поведение страуса, который не желает видеть неприятную истину. И это - малодушный инфантилизм, который заставляет нас повторять ошибки минувшего времени и биться лбом об одни грабли. Кто сказал, что в памятниках заложено преклонение? Даже царям ставили памятники, в которых читались насмешка и осуждение.
Но разве не стал памятником Сталину призыв к москвичам освободить родимый город от своего присутствия в дни празднования Дня Победы? Рядовые граждане, дескать, помешают передвижению чинов. Спасибо, на Колыму не ссылают. Как Сталин не замечал маленького человека, так и нынче эти винтики можно брезгливо ногой отбросить. Но Сталина хоть соседи уважали, а нынешняя власть претерпевает от соседей такое же унижение, каковому подвергает своих граждан.
Потому, униженный чередой девальваций и дефолтов, человек-винтик и мечтает о памятнике Сталину, что видит в нем величие пусть уже не свое, забытое, но величие эпохи. И нет в том свидетельства мазохистской тяги русского народа к рабству, как горестно вскрикивают либералы. Есть уважение к победам, которых остро недостает. В Швеции почти обожествили Карла XII, в Монголии - Чингисхана, в Америке - Линкольна, хотя, если разобраться, неоднозначные это персонажи. Любой нации нужны вожди-герои. Для молодежи, что делать, нет особой разницы между душегубством Ивана Грозного, Петра Великого и Иосифа Сталина. Закон уходящего времени. Запоминается, как в футболе, вкус победы.
Самым важным в сталинской теме является совсем другой вопрос - почему именно при Сталине в нашей стране было создано почти все, чем она гордится и поныне, а как только мертвая хватка ослабла, мы погрузились в вялость и апатию, которую стряхиваем лишь при обсуждении вечного вопроса о культе личности? Страшное откровение для молодежи: только сталинизм в нашей стране конструктивен, а демократия - разрушительна. В этом отношении лучший памятник Сталину - провалы действующей власти.
Валентин Катаев вспоминал, как после смерти Сталина он зашел в парикмахерскую и от скуки стал выспрашивать у старого мастера, как тот относится к культу личности. "Был культ, - ответил, щелкнув ножницами, мастер, - но была и личность".
21.04.2005
http://www.izvestia.ru/columnist/article1646395