itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Всегда жду Святейшего на чай

Скромный священник с окраины Питера рассказывает о дружбе с Патриархом, начавшейся в годы Великой Отечественной войны

0
77
Время на чтение 4 минуты
Храм, где отец Василий служит настоятелем, находится на окраине Питера. От метро "Черная Речка" - минут двадцать пешком до Серафимовского кладбища, затем прямо по аллее до кладбищенской церкви Преподобного Серафима Саровского. Василия в народе называют старцем. Но на старца он совсем не похож, ну разве что возрастом: лет около восьмидесяти, глаза молодые, небольшая бородка, бодрый, энергичный голос.

- Здравствуйте, детки мои милые... Ну что, Саня, как здоровьишко-то?

- На поправку, батюшка, вашими молитвами...

- Значит, еще лучше будет! Ну а ты, раба Божия?

- Все хорошо, батюшка, благословите на поездку...

- Погоди, не спеши...

Батюшка идет вдоль стоящих в два ряда духовных чад, дожидающихся его в домике причта, и по дороге успевает давать советы и благословения, одному сует в карман плитку шоколада, другому дарит просфорку. Кого-то из толпы подзывает к себе. Через секунду до сознания доходит: меня. На приходе отец Василий доступен всем, приходящим к нему.

Среди прихожан Серафимовского храма известна такая история. Приехали некие петербуржцы в Псково-Печерский монастырь, к старцу Иоанну Крестьянкину. А отец Иоанн их и спрашивает: "А чего вы приехали ко мне в такую даль? У вас в Петербурге есть свой старец - отец Василий с Серафимовского кладбища".

Об удивительном даре батюшки прихожане рассказывают истории одна необычнее другой. Вот некоторые из них.

"Вот случай, который произошел на моих глазах. У прихожанки заболела мама. Болела она долго, но теперь врачи рекомендовали положить ее в больницу. Положили. Здоровье не улучшалось, и дочь поехала в Шуваловскую церковь, которую ее мама посещала много лет. И попросила тамошнего батюшку отслужить молебен о здравии матери. Отслужили молебен. Потом прихожанка эта приехала к своему духовному отцу в Серафимовский храм, к отцу Василию, и подробно рассказала ему о состоянии матери, спросила, надо ли переводить ее в другую, лучшую больницу. Батюшка ответил: "Не о том думать надо, готовь смертное... платье, чулки..." - "Что, надежды нет? Может, все-таки перевести ее в другую больницу?" - "Переводи", - сказал и ушел, дав понять, что не следует вносить суету в таинство смерти. Мать умерла на двенадцатый день. Я была на панихиде по умершей".

"У моей дочери есть подруга, Тася, тоже прихожанка Серафимовской церкви. Знаю ее лет пятнадцать уже. У Таси появилась опухоль на щеке - был затронут нерв языка. Врачи, к которым она обращалась, давали разные рекомендации. Одни говорили: "Надо удалять". Другие советовали не трогать. Тася пошла за советом к отцу Василию. "Не спеши", - сказал он. Опухоль продолжала расти. Осмотрев больную, профессор 1-го Медицинского института предложил операцию. Тася - снова к батюшке. Он: "Еще подожди". Через месяц дал благословение на операцию.

- После операции, когда немного пришла в себя, оперировавший меня профессор сказал: "Ваш случай - самая удачная операция за всю мою практику! Почему, спросите вы. Потому что она очень своевременно сделана: все созрело, но тянуть дальше было нельзя: опухоль могла задушить", - рассказывала потом Тася и с удивлением в голосе продолжала: - Профессор сказал мне словами батюшки! Ведь отец Василий, давая благословение, сказал: "Сейчас - время!" Удивительно, правда?"

Во время войны подростка из орловского городка Болхова Василия Ермакова вместе с сестрой угнали в концлагерь в город Таллин. Духовно окормлял заключенных этого лагеря таллинский священник Михаил Ридигер. Он совершал богослужения, утешал, исповедовал и причащал. Отец Михаил приезжал не один, а вместе с псаломщиком (ныне - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий) и сыном Алешей, ныне - Патриархом Московским и всея Руси.

Вот как об этом времени рассказывает сам Святейший Патриарх Алексий II: "В бараке нам выделяли комнату или просто отгораживали закуток. Там ставили переносной престол, на котором и совершались богослужения. Многие пленные просили их окрестить, никому из них не отказывали.

Особенно жалко было детей - перепуганных, голодных. С одним из них, Василием Ермаковым, я познакомился ближе. Мальчик попал в концлагерь вместе с младшей сестренкой. Они были детьми священника Василия Веревкина, тоже оказавшегося в плену. Правда, детьми духовными.

Но для администрации лагеря отец Василий эту деталь не уточнял, что в конечном итоге и спасло ребят. Родом все они были из Орловской области. В разгар битвы на Курской дуге попали в облаву и оказались в концлагере. Мой отец и другие таллинские священники, узнав о трагической судьбе собрата, начали хлопотать об освобождении его семьи, приписав к ней на свой страх и риск брата и сестру Ермаковых. Их освободили в праздник Покрова Пресвятой Богородицы..."

- Я не знаю, как там отец Михаил хлопотал, к кому обращался, - вспоминает те дни отец Василий, - но твердо знаю, что только благодаря его усилиям я и мои сродники были освобождены из лагеря в сорок третьем году.

С тех пор Василий, подружившийся с Алексеем, был желанным гостем в гостеприимном доме Ридигеров. Однако вскоре, получив известие, что его родители живы, засобирался домой. На таллинском вокзале Василия и его сестру провожали Алексей со своими родителями, которые снабдили отъезжающих продуктами в дорогу.

- В минуту прощания на перроне я и подумать не мог, что ровно через год мы снова с Алешей встретимся, - рассказывает батюшка. - Он узнал, что в Ленинграде открывается духовная школа - семинария, академия, и послал мне телеграмму: "Вася, приезжай в семинарию. Алеша".

Так он и сделал. Оба они поступили и стали учиться сначала в семинарии, потом в академии.

Еще когда отец Василий был семинаристом, его вызывали в НКВД. Допрашивали, что делал в оккупации, как освободился из концлагеря? Выдали "волчий билет", по которому невозможно было оставаться в Ленинграде. И тогда он пошел в храм Духовной академии и помолился перед старинной иконой Божией Матери "Знамение" (по преданию, ее подарил царю Алексею Михайловичу Константинопольский Патриарх Афанасий). Через два часа стало известно, что отцу Василию позволили продолжить учебу в семинарии. Из всего выпуска Духовной академии 1953 года нынче в живых остались только двое: Предстоятель Русского Православия и скромный кладбищенский священник. Отец Василий не стал использовать свою дружбу со Святейшим ни в карьерном, ни в материальном плане. Детская дружба осталась искренней и бескорыстной.

По окончании академии батюшка служил в знаменитом Никольском Морском соборе. В 1950-е годы за сочинение "Роль духовенства в Смутное время" на него ополчились деятели из Московского института религии и атеизма: почему не сказано о роли народа? В органах отца Василия считали "неблагонадежным", "нелояльным к власти". В это время на него в КГБ завели "дело", пытались склонить к сотрудничеству, уговаривали "смягчить" проповеди. Потом, поняв, что это занятие пустое, отправили подальше - на окраину города, на Серафимовское кладбище. А духовные чада - следом, через весь город добираются к любимому батюшке. Сегодня дружный батюшкин приход составляет несколько сот человек - это для небольшого-то храма! А за советом к батюшке едут со всей России - как когда-то к Кронштадтскому пастырю - и тоже на окраину Санкт-Петербурга! И, несмотря на то, что у батюшки большая собственная семья - жена, три дочери, внуки, - для каждого приходящего он находит слово утешения. И всегда ждет в гости из Первопрестольной своего великого друга и однокурсника: им есть о чем вспомнить и поговорить.

http://www.tribuna.ru/material/150405/8-1.shtml
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Андрей Полынский
Спасти спасателя
Отец Владимир, всегда спасавший из беды других, оказался в беде сам
03.08.2007
Все статьи Андрей Полынский
Последние комментарии
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Сергей Швецов
05.10.2022 08:25
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Vladislav
05.10.2022 03:15
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Наблюдатель
05.10.2022 01:45
Это война!
Новый комментарий от Кирилл Д.
05.10.2022 00:09
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 00:04
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 00:00
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Кирилл Д.
04.10.2022 23:41