Вчерашняя философия для завтрашних вузов

0
170
Время на чтение 5 минут
Как известно, в Советском Союзе любой учащийся высшего учебного заведения был обязан прослушать курс марксистко-ленинской философии. Насколько этот процесс был необходимым и вообще осмысленным - это вопрос дискуссионный, но большинство населения, разумеется, воспринимало эту идеологическую повинность без особого энтузиазма. Официальная советская философия отличалась, во-первых, догматической верой в непогрешимость основных положений своих идейных основателей, а во-вторых, и это, скорее всего, было главной проблемой, довольно низким уровнем компетенции преподавательского состава в целом. В исторической перспективе становится ясно, что лишь отдельным представителям советской философской школы удавалось подняться до достаточно высокого уровня, оставаясь в рамках официальной философии. Более того, на какое-то время определенная часть советской философии попала в сферу изучения западных мыслителей. Однако в большинстве случаев советские преподаватели философии, кажется, сами с трудом понимали те формулы и определения, которые диктовали своим студентам. В 1991 году Союз рухнул, а вместе с ним у разбитого корыта осталась и советская философия. Все шло к тому, что марксизм-ленинизм должен был отправиться на свалку истории, но он выжил. Философия советского типа продолжает преподаваться в сотнях российских вузов.

Причин для этого было немало. Главной из них, конечно, была социальная. Огромное количество преподавателей философии, которые еще недавно обладали весьма высоким статусом в обществе, могли оказаться безработными без какой-либо специальности. Лишь относительно небольшая часть из них могла рассчитывать на трудоустройство на Западе или на переквалификацию. Крах идеологии больнее всего ударил именно по рядовым труженикам идеологического фронта, которые в одночасье были поставлены перед фактом своей исключенности из новой ситуации. Блестящая академическая карьера и льготы (говорят, что Сталин установил особую систему оплаты именно для вузовских преподавателей философии: их стандартная академическая нагрузка была в два раза меньше, чем у остальных, при сохранении той же оплаты) остались в прошлом. Но академическая философская структура неожиданно оказалась чрезвычайно прочной и даже способной на некоторую мимикрию: например, специалисты по современному марксизму в странах Латинской Америки (фактически, специалисты по пропаганде) стали историками философии, вездесущие научные коммунисты превратились в политологов, диалектический материализм стал называться метафизикой и т.п. Здесь сложилась парадоксальная ситуация: новая власть не стремилась и, по всей видимости, не могла создать никакую новую идеологию, которая могла бы претендовать на статус научной дисциплины, и сквозь пальцы смотрела на существование в стенах учебных заведений старой системы идеологического воспитания. Преподавание философии в этих условиях окончательно превращалось в формальность: учителя обычно мало верили в то, о чем говорили, студенты часто презирали их, а зачеты и экзамены ставились часто "на коммерческой основе", и только для отвода глаз сдавались рефераты, к которым в большинстве случаев не был приложено никакого труда.

В то же время на нескольких центральных философских факультетах страны наметилось некоторое движение. Старая гвардия постепенно сдавала здесь свои позиции и на передний план выдвигалась предприимчивые комсомольские вожди, сосредоточившие административную и финансовую власть в своих руках. Советская философия запрещалась в явном виде (например, в учебных программах 90-ых годов фактически отсутствовала фигура Маркса), но зато бурно расцветала в контексте штампов, стереотипов и кругозора преподавателей. Здесь же в моду вошел так называемый постмодернизм, система воззрений которого отрицает какую бы то ни было систему воззрений: как русскую православную, так и советскую коммунистическую. С точки зрения постмодернизма любая претензия на социальную или духовную истину есть следствие фундаментального изъяна европейской христианской мысли, связанного с центрацией на слове или едином бытии. Некоторые исследователи отмечают, что постмодернизм фактически открыл путь политико-экономической практике неолиберализма: в эпоху уничтожения "больших истин" любая стратегия борьбы с последним оказывается бессмысленной.

Весь этот вялотекущий процесс разложения академической советской философии не устраивал многих. Например, академик Лихачев предлагал заменить философию в вузах на довольно абстрактную культурологию. Подобные предложения возникали неоднократно, но все они сталкивались с тремя основными проблемами. Прежде всего, это полная неспособность сформулировать какую-либо положительную идею подобной дисциплины, ее цели и задачи помимо общих фраз вроде "ознакомления с мировой культурой". Кроме того, здесь возникает неразрешимая проблема кадров. Кто должен готовить преподавателей-культурологов и откуда брать соответствующие ресурсы в нынешних условиях? Наконец, главная трудность для любых попыток реформ - это мощное философское лобби на различных уровнях вплоть до РАН.

В 2003 году тогдашний министр образования Филиппов заявил, что философию необходимо исключить из вузовских программ, чем поверг в шок представителей Института Философии и философских факультетов страны, не говоря уже о рядовых преподавателях. Разгорелся довольно серьезный скандал, в ходе которого некоторые ученые, представляющие естественнонаучные дисциплины в резкой форме поддержали Филиппова, утверждая, что философия в любом виде является бесполезной. Все эти демарши, правда, снова упирались в неясность положительной части реформы: если философия в вузах не нужна, то что именно нужно? Против отмены философии выступили ректоры МГУ и МВТУ им. Баумана.

В результате было принято компромиссное решение, которое, правда, в большей степени отвечало интересам философов. Предполагалось, что отныне аспиранты российских вузов будут сдавать курс истории и философии науки, заменивший традиционный курс философии. Идея заключалась в том, что философия науки способна дать аспирантам более глубокое понимание проблем той дисциплины, по которой они обучаются. Преподавать новый предмет, естественно, начали те же философы, которые в настоящее время авральными темпами получают соответствующие аттестаты. Поступающие в аспирантуру при этом продолжают сдавать традиционный экзамен по философии.

Вопрос о немедленной отмене философии за ненадобностью был снят, но общие перспективы преподавания философии в вузах, особенно в связи с начавшейся реформой образования, оставались весьма туманными. И вот недавно стало известно о том, что Министерство Образования приняло решение об увеличение программы обучения философии в вузах в два раза: если сейчас российский студент сдает экзамен по 72-часовому курсу, то с первого июля 2005 года курс будет увеличен до 144 часов. Министр образования Фурсенко, правда, вроде бы оговаривается, что философия не будет являться обязательным предметом и вузы вправе заменить его на другую дисциплину. Последний момент представляется довольно странным: на что может быть заменена философия в отсутствие кадров и идей? Надо заметить, что увеличение часов курса в нынешней ситуации вообще выглядит весьма пародоксальным. Многочисленные старые кадры постепенно уходят на пенсию, а подготовка новых преподавателей философии весьма затруднена из-за сокращения числа бюджетных мест на философских факультетах. Кроме того, не следует забывать о том, что редкие выпускники гуманитарных факультетов сегодня вообще идут работать по специальности: зарплата ассистента на кафедре в пять раз меньше зарплаты водителя автобуса, не говоря уже о доходах различного рода "менеджерах". В этой связи не совсем ясно, какие цели преследуется Министерством Образования, выдающего такой подарок философскому академическому сообществу. Гипотезы здесь можно строить самые разные, вплоть до довольно радикальных предположений о том, что стремление увеличить количество "гуманитарных" часов связано с тем, что они обходятся государству дешевле, чем, например, часы технических дисциплин. Ведь, как известно, философам для работы не нужно ничего, кроме карандашей и бумаги.

В целом, можно заметить, что сохранение существующей программы обучения философии и ее расширение свидетельствует в первую очередь о полной неспособности власти сформулировать какую-либо идею, которая могла бы служить идеологическим обоснованием ее актуальных практик.

21.03.2005

http://www.rustrana.ru/article.php?nid=7321
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Мартынов
Все статьи Кирилл Мартынов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:00
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
23.04.2024 21:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.04.2024 18:59
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:44