Он напомнил, что еще в середине 90-х депутаты Госдумы РФ подняли вопрос о придании правового статуса всем культурным ценностям, вывезенным в Россию во вторую мировую, дабы они считались компенсацией за потери, понесенные в войне Советским Союзом, подвергшимся агрессии. На сегодня речь идет об одном миллионе 257 тысячах книг, 266 600 архивных дел и 249 600 музейных предметов. Это то, что осталось после безвозмездной передачи Германской Демократической Республике Хрущевым трофейных ценностей (более полутора миллионов единиц хранения, включая экспонаты Дрезденской галереи) и других широких "жестов доброй воли" некоторых советских руководителей.
В 1997 году Госдума разработала и приняла законопроект из 12 пунктов по "трофейному искусству". Однако Конституционный суд признал в нем правомочными лишь шесть позиций, касающихся тех вещей, "которые вывезены из Германии и стран-союзниц фашизма в строгом соответствии с приказами командования Советской армии". Эти ценности признаются достоянием России. Все же остальные вещи, находящиеся в госсобственности и по тем или иным причинам незащищенные соответствующей документацией, Россия должна отдать любой стране, власти или частные граждане которой докажут на них свои права. Иностранцам нужно будет лишь оплатить расходы по хранению и реставрации (очевидно, еще по советским расценкам), а также доставку.
Вилков рассказал, что в связи с этим сейчас во всех музеях, библиотеках и архивах России полным ходом идет "инвентаризация", и в Интернете на специальном сайте Минкульта публикуются списки трофейных ценностей. Уже известно, что от "лишних" сокровищ будут избавлены Эрмитаж, МГИИ имени Пушкина, Государственный Исторический музей, центр Грабаря, Политехнический музей, Библиотека иностранной литературы и Нижегородский художественный музей. Когда окончательно сформируются списки, иностранцы смогут подавать заявки в течение 18 месяцев. По истечении этого срока все слабо задокументированные трофейные ценности будут обращены в федеральную собственность и перераспределены по учреждениям культуры России.
Однако, судя по всему, надеяться на это не приходится. Поскольку речь идет об уникальных вещах, стоимостью в сотни тысяч, а то и миллионы долларов, Запад уже начал проявлять активность и даже кое-что успел заполучить. Так, за последние два года от нас уже увезены архивные документы в Люксембург, Нидерланды (22 фонда), Бельгию (40 фондов). В Германию отданы витражи алтаря Мариенкирхе во Франкфурт-на-Одере. Уже приняты к рассмотрению претензии от Австрии, Польши, США, Великобритании, Греции. Венгрия требует уникальную библиотеку Шарах-Патокского реформаторского колледжа и коллекцию книг графа Эстергази, в полном составе выявленную недавно в Москве в Библиотеке иностранной литературы. Нидерланды предъявляют претензии к художественной коллекции Кенигса, экспонаты которой Гитлер покупал в этой стране для своего музея в Линце. Рассматривается претензия братьев Голдшмидт из Америки на картину Гойи, которая хранится в ГМИИ имени Пушкина.
О Балдинской коллекции (364 произведения Рембрандта, Тициана, Дюрера, Делакруа, Гойи, Ван Гога, Мане, Тулуз-Лотрека, стоимостью по разным оценкам от 23 миллионов до полутора миллиардов долларов) Вилков сказал, что судьба ее будет решаться во второй половине года на "Межведомственном совете по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны". Однако Анатолий Иванович (ответственный секретарь этого совета) уже уверенно заявляет, что Балдинская коллекция не подпадает под защиту "трофейного" закона и "ее нужно вернуть" Германии (в России останется только 20 произведений).
Более сложная ситуация с коллекцией серебра принца Ангальского (XVI век), которую Вилков сравнил по ценности с шапкой Мономаха. Серебро это обнаружено наследниками принца в Эрмитаже. Примечательно, что Генпрокуратура РФ отказала немцам в возвращении этих вещей, однако Минкульт взялся им помочь, и скоро в российское правительство будет направлено соответствующее ходатайство.
О картине Рубенса "Тарквиний и Лукреция", которая принадлежала Геббельсу, а сейчас находится в Эрмитаже, Вилков сказал, что ее ситуация похожа на балдинскую. Хотя в прошлом году суд окончательно признал ее хозяина - российского коллекционера Владимира Логвиненко "добросовестным приобретателем" и Генпрокуратура России отказала немцам в выдаче картины, в Минкульте не теряют надежды отдать ее Германии. По словам Вилкова, он посоветовал "немецким коллегам" закрыть у себя уголовное дело по этой картине, тогда в ход можно будет пустить "Соглашение об оказании помощи в возвращении незаконно вывезенных предметов", а Логвиненко выплатят какое-то вознаграждение и расходы по реставрации. Несколько странная позиция, если учесть, что коллекционер предлагал ее Потсдаму за 80 миллионов долларов.
Представитель Минкульта не стал называть стоимость возвращаемых безвозмездно трофейных ценностей. "Мы не поднимаем вопрос о цене, потому что возвращаем не деньги, а конкретные произведения, - сказал Вилков. - А что касается тех художественных ценностей, которые уже обращены в нашу федеральную собственность, то их можно будет вернуть только на условиях равноценного обмена. Но немцам нечего нам предложить. В Германии на госхранении наших вещей нет".
КОММЕНТАРИИ
Николай ГУБЕНКО, актер и режиссер, в Госдуме РФ прежнего созыва возглавлял Комитет по культуре, в ответ на запрос которого в 2003 году Генпрокуратура признала действия Минкульта по попытке передачи Балдинской коллекции немецкому музею Кунстхалле незаконными:
- Месяц назад министр Соколов заверил меня как члена президентского совета по культуре и искусству, что о выдаче Германии Балдинской коллекции не может быть и речи. Капитан Балдин 56 лет назад передал эти шедевры в дар государственному музею на законных основаниях, с тех пор они - официально признанная часть тех компенсаций за потери, которые понес Советский Союз во второй мировой войне. А вообще из того несметного количества художественных ценностей, которые вывезли немцы с наших оккупированных территорий, удалось вернуть сравнительно немного. Да и то отнюдь не стараниями немецких правительств послевоенных лет, а благодаря инициативе отдельных немцев, испытывавших острое чувство вины перед нами. А германское государство твердо стоит на позиции: ничего не отдавать. Говорят: мы не знаем, куда исчезли ваши ценности. В это трудно поверить, учитывая, с каким педантизмом и аккуратностью немцы относятся к каждой бумажке. Часть наших художественных сокровищ находится в американских хранилищах под грифом "Совершенно секретно. Закрыто на сто лет". Так что всю правду узнают только грядущие поколения.
Сейчас я снова буду выяснять у министра, как обстоят дела. Возможно, Вилков вместе со Швыдким, а они люди одной команды, ведет самостоятельную игру, проводя, по сути, антироссийскую политику. Если Соколов меня обманывал, тогда уж ударим во все колокола. Будем апеллировать к президенту, к Госдуме. Здесь не обойтись без политического решения. Я уверен, что в год 60-летия Победы мы должны поставить все точки в делах о "трофейном искусстве" и разобраться с теми чиновниками, которые потворствуют германской стороне в ее несправедливых претензиях.
Савва ЯМЩИКОВ, реставратор, член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей, перемещенных в результате второй мировой войны:
- Выступление Вилкова меня, мягко говоря, удивило. На последнем заседании нашего Межведомственного совета в декабре присутствовало человек 30, среди которых были директор Исторического музея Александр Шкурко, руководитель Института искусствознания Алексей Комеч, представители МИДа, ФСБ и МВД. Тогда о Балдинской коллекции было четко сказано, что никаких решений приниматься не будет, пока не закончатся все экспертизы и проверки. Я этой коллекцией занимаюсь уже 15 лет. Соколов и его зам Надиров специально со мной работали два месяца. Я им передал все касающиеся этого дела документы. Было принято решение считать Балдинскую коллекцию исключительной, она на особом счету. В любом случае Минкульт не может принимать решения в обход нашего совета. Что касается остальных спорных "трофейных ценностей", то наши музейщики не станут молчать и вряд ли что-то отдадут. И народ их в этом поддержит.