О национальной идее и системе народного образования

Александр Новиков 
0
12.02.2005 185
Можно ли сформулировать национальную идею России, и есть ли для неЈ место в системе народного образования?

Одним из серьЈзнейших просчЈтов при проведении реформ в России стала объявленная "деидеологизация образования". Рассматривая полученный опыт необходимо признать, что безыдейной школы - как общеобразовательной, так и профессиональной - не бывает. Для любого мало-мальски знакомого с философией человека это непреложная истина.

Современным российским обществом, его интеллектуальной и правящей элитами была отвергнута коммунистическая идея, но взамен ни правительство, ни учЈные и никакие общественные институты не смогли предложить другой идеологии.

А как говорится: "Свято место пусто не бывает". В образовавшуюся пустоту стали активно насаждаться чуждые народам России и весьма утрированные стандарты "западного образа жизни", идеи наживы, фашизма, евангелизма (протестантизма), сектантства различных сортов и мастей...

Между тем, народность и национальный характер образования - один из главных принципов воспитания личности, способной к духовному развитию. К.Д.Ушинский писал: "Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе развития народного организма".

Народность воспитания в отечественной педагогике имеет двуединый смысл - это школа, во-первых, вырастающая из культурно-исторических традиций народа и выражающая его национальный характер, чаяния, идеалы и стремления, а во-вторых, создаваемая для обращения к потребностям и целям народа, направленным в будущее.

Школа неотрывна от национальной почвы. Она не только хранит и передаЈт, но и формирует национальную культуру, обогащая общечеловеческим и общечеловеческое национальным.

В тоже время крайне важно, чтобы народное образование базировалось на национальной идее как фундаменте, способном прочно консолидировать всЈ современное российское общество. Ибо национальная идея - это диалектическое единство оплодотворяющего начала нации и одновременно традиций еЈ многовекового бытия.

О необходимости национальной идеи для современной России много писалось и говорилось, но пока эти попытки ничем не закончились.

Между тем, однажды в российской истории национальная идея была уже сформулирована и оказывала действующее влияние на все стороны жизни общества на протяжении нескольких десятилетий. Речь идЈт о сформулированной в 1833 году министром народного просвещения графом С.С.Уваровым национальной идеи: "Православие, самодержавие, народность". Граф Уваров заявлял, что необходимо "завладеть умами юношества", которому следует привить "истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего общества".

Эта национальная идея подверглась острейшей критике как крайне реакционная во второй половине XIX века и, особенно, в советской педагогике. Но так ли она была плоха? И плоха ли во всЈм? Не следует забывать, что сформулирована она почти за тридцать лет до отмены крепостного права. В тот период Церковь играла огромную роль в воспитании нравственности в большинстве своЈм тЈмных и забитых людей, как и в консолидации православной части общества.

В огромной стране нужна была и сильная державная власть, как она необходима и в наши дни. Не следует забывать, что в тот период от победы над Наполеоном в войне 1812-1814 годов и Венского конгресса 1815 года до Крымской войны Россия была ведущей мировой державой. А народность во все времена была актуальной для России.

Формулируя по аналогии для настоящего периода развития России национальную идею необходимо обратиться к особенностям российского менталитета. Ведь у каждой нации, как культурной целостности есть свой особый строй мышления и образ жизни, сообразуясь с которыми и развивается история народа.

В чЈм же основные особенности российского менталитета? Во-первых, необычайно большая доброта. Естественно, добрые люди есть среди каждого народа, но у некоторых народов именно доброта на первом месте среди других качеств, включая и массу недостатков. Это и есть россияне. Это качество имеет и оборотную сторону - удивительную терпимость к угнетению, стойкое перенесение страданий от угнетателей.

Во-вторых, очень гуманное мировоззрение, когда на первом месте в системе ценностей человека стоят судьбы всего человечества, на втором плане - судьба своего народа, на третьем - судьба своей семьи, собственная судьба. Впрочем, и здесь есть оборотная сторона - пренебрежение к своим бытовым условиям жизни. Россиянин может жить в полуразвалившимся доме, в грязи, довольствоваться самым малым, не имея даже желания что-то улучшить, но размышляя при этом о глобальных проблемах.

В-третьих, высокоразвитое чувство подвижничества. Россиянину нет равных, когда надо поднять неподъЈмное или вытерпеть нестерпимое, когда надо "растворить" свою жизнь в жизни других людей или целиком посвятить себя делу, которому служишь.

Вот эти три качества: доброту, гуманное мировоззрение и подвижничество можно объединить общим понятием - духовность, а еЈ саму как первую отличительную черту российского менталитета.

Духовность можно определить как особое нравственно-эстетическое состояние человека, когда он ведЈт внутренний диалог о своЈм предназначении и смысле жизни и искренне привержен непреложным ценностям: истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость.

Что же можно отнести к следующей группе отличительных особенностей российского менталитета? Во-первых, общинность, что так часто называют соборностью, а в советский период именовали коллективизмом. И здесь россияне принципиально отличаются от западной цивилизации. Западная цивилизация, прежде всего, в протестантских странах исторически воспитала совершенно особый тип человека.

Характерной его чертой является индивидуализм, как ценность и психологическая реальность индивидуальной автономии. Так, в США основным религиозным течением было пуритантство, одним из главных тезисов которого было приумножение богатства во славу Господа. Отсюда жесткий индивидуализм: "Каждый за себя - один Бог за всех", трудолюбие и энергичность. Базовыми ценностями американского общества стали индивидуальная свобода, опора только на себя и материальное благополучие как эквивалент счастья. Индивидуализм имеет и положительные и отрицательные стороны. Так, американцы сами страдают от своего одиночества - ведь все свои беды и несчастья он должен носить в себе, а на людях только улыбаться. Даже у себя в семье. Не дай бог попробовать "поплакаться в жилетку" кому-нибудь - сразу станешь изгоем: "Это твои проблемы, ты их сам и решай!"

Менталитет россиянина, исторически сформированный под влиянием Православной церкви и русской деревенской общины, иной - общинный, соборный - "один за всех и все за одного". Каждому читателю хорошо, наверное, известны выражения: "всем миром", "с миру по нитке - голому рубашка" и т.д. Так вот, "мир" в этом смысле - это деревенская община, которая всегда основывалась на взаимопомощи и взаимовыручке, У нас принято "пожаловаться" соседу, друзьям на свои неприятности, взять денег взаймы - что в западных странах немыслимо. И вообще в России человеку не дадут пропасть. Нищенство, широко распространЈнное в дореволюционной России и возродившееся теперь с одной стороны, и меценатство наподобие братьев Третьяковых, С.Морозова и других состоятельных людей, с другой стороны - как полярные явления также являются проявлением этого качества - общинного менталитета россиянина. Автор умышленно пишет "россиянина", а не только русских, поскольку общинность как особенность менталитета свойственна не только русским, но и евреям, и в этом отношении в их менталитетах много общего, и народам с мусульманской историей, и с буддистской. Таким образом, общинность свойственна, очевидно, почти всем или всем народам и народностям, населяющим Россию. Точно также, как и духовность. Ведь недаром, к примеру, Восток всегда называли созерцательным.

Но общинность имеет и свои отрицательные качества. Прежде всего, принцип: "не высовывайся". В общине люди должны жить примерно одинаково: "я как все", "у нас не хуже, чем у других". Человека, в чЈм-то преуспевшем значительно больше, чем другие или не желающего жить по общим канонам община не приемлет и "выживает". Как, например, нередко ярких передовых учителей, преподавателей выживают не столько директора учебных заведений, сколько серые педагогические коллективы.

Тем не менее, общинность со всеми своими положительными и отрицательными сторонами является неотъемлемой чертой российского менталитета.

Во-вторых, это - традиционность, которая проявляется в опоре на народную культуру, народные традиции, народный язык, народную педагогику, народные обряды, народные ремесла, промыслы и т.д. В этом отношении интересно провести аналогию с США. Бывая там, удивляешься - как будто народной культуры, народных традиций не существует вовсе. В этом отношении все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д. всегда вырастали на народной почве, из народных традиций. В третьих - это открытость, т.е. любознательность россиянина, способность российской культуры открываться внешним влияниям, впитывать ценности разных народов, духовно обогащаться и преобразовывать их, сохраняя при этом свою неповторимость и единство.

Эти три особенности могут быть объединены во второе общее понятие - народность российского менталитета, свойственного российской цивилизации. И, кстати, в связи с этим целесообразно, по мнению автора, восстановить "статус-кво" в названиях органов управления образованием: "Министерство народного образования" (федеральное и республиканские), "управления народного образования" (региональные и муниципальные) и само понятие "система народного образования".

Наконец, третья группа качеств. Во-первых - это патриотизм как любовь к Отчизне, любовь к малой и большой Родине, готовность верно служить делу их процветания, любить свой дом и готовность защищать его. Конечно, патриотизм в той или иной мере развит у людей всех народов. Но у россиянина в высочайшей степени, до боли развито чувство ностальгии - тоске по Родине - достаточно посмотреть фильм А.Тарковского "Ностальгия". Кроме того, российский народ, как уже говорилось выше, может исключительно долго терпеть угнетения. Но угнетения от своих, внутренних угнетателей. И совершенно не терпит не только внешних, зарубежных угнетателей, но и любого внешнего вмешательства в свою жизнь. Как писал А.С.Пушкин, он терпеть не мог российских чиновников, но возмущался, когда их начинали ругать англичане.

Особенность национального патриотизма россиян можно также проиллюстрировать Отечественными войнами 1812 и 1941-1945 годах. В обоих случаях Наполеон (к 1812) и Гитлер (к 1941) оккупировали почти всю Европу. Но партизанская война в массовых масштабах в 1812 году была только в России и Испании. В 1941 - только в СССР, Югославии и, отчасти, во Франции.

Во-вторых, это признание необходимости сильной державной власти, о чЈм сегодня и мечтают, и говорят подавляющее большинство россиян. Исторически сложилось так, что Россия развивалась скачками, и эти скачки приходились на периоды сильной государственной власти - Ивана III Великого (просьба не путать, что часто происходит, с Иваном IV - Грозным), Петра Первого, тоже прозванного Великим, Екатерины Второй - Великой, а также, как это не горько признавать - Сталина. Сильная государственная власть вовсе не противоречит демократии - ведь демократия может быть сильной и слабой. Так что сильная державная власть России сегодня в условиях демократических реформ крайне необходима.

Необходима она России и для того, чтобы противостоять в нынешних условиях тем внешним и внутренним силам, которые всячески стремятся ослабить Россию, вытеснить еЈ из числа ведущих мировых держав, а то и развалить вовсе.

Таким образом, патриотизм и признание необходимости сильной государственной власти могут быть объединены третьим обобщающим понятием - державность.

Эти три обобщающих понятия: духовность, общинность, державность, если обратиться к трЈм категориям - личность, общество, государство: выстроены в определЈнной логической схеме: духовность - как направленность личности каждого отдельного человека; народность - как отношения каждого человека с обществом, с народом и как система общественных отношений; наконец, державная система как система отношений человека и государства, общества и государства.

Перечисленные три обобщающих понятия: духовность, народность, державность и могут составить, по мнению автора, суть национальной идеи России в нынешних условиях с тем, чтобы консолидировать общество, чтобы народ почувствовал "собственные мускулы", увидел перспективу и поверил в возможность еЈ достижения, и дать оплодотворяющее начало воспитанию молодежи.

ПричЈм, если национальная идея будет признана обществом и "взята на вооружение" как руководство к действию, она может для народного образования стать основой создания новой системы воспитательной работы в образовательных учреждениях всех уровней - ведь сейчас система воспитательной работы с молодЈжью практически отсутствует, но она крайне необходима.

Кроме того, любые инновации, вводимые в образовательные учреждения как "сверху", так и "снизу" можно сверять - соответствуют ли они национальным интересам России? Если да - то их следует внедрять. Если нет - они заведомо не привьются на национальную почву и должны быть отторгнуты.

Относительно национальной идеи необходимо сделать одно существенное пояснение: национальная идея не может иметь авторства в обычном понимании этого слова. Дело гораздо сложнее. Менталитет народа формируется веками и меняется чрезвычайно медленно. И национальную идею тот или иной автор может лишь вычленить и сформулировать, а фактически она живЈт в народе постоянно. И предлагаемая в данной публикации формулировка национальной идеи России, и формулировка XIX века графа С.С.Уварова своими истоками уходит в глубокую древность. Очевидно, в XIV век, когда крепло и развивалось Московское государство во взаимодействии с Золотой Ордой (в союзе или противостоянии - историки до сих пор спорят), и когда ведущие церковные авторитеты - митрополит Алексий и Сергий Радонежский активно проповедовали: духовные ценности, общежитие, необходимость единения народа под сильной державной властью.

Национальный менталитет чрезвычайно консервативен, и ввиду этого обстоятельства, одинаково нелепыми выглядят и панические, и чрезвычайно оптимистические утверждения. Панические, что с распадом СССР, началом рыночных преобразований в России нравственные устои народа развалились, хотя при таких резких преобразованиях, естественно, "поверхность бурлит, пена выхлЈстывает наружу". Оптимистические, что мы быстро воспитаем людей с новым "рыночным", "западным" менталитетом. Нет! Менталитет меняется чрезвычайно медленно. И нравственные устои народа никак не могут рухнуть в одночасье. Так же как и невозможно в течение одного поколения воспитать "нового Адама".

Здесь нами представлен один из возможных вариантов формулирования национальной идеи России. Наверное, могут быть и другие подходы. Но в целом национальная идея России сегодня крайне необходима!
Источник: "Интеллигент"
10.02.2005

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Александр Новиков
Все статьи Александр Новиков
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от Человек
22.09.2021 22:17
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
22.09.2021 21:04
«Новые люди» как инструмент либерального транзита власти
Новый комментарий от учитель
22.09.2021 20:19
Что-то запредельное происходит в России
Новый комментарий от Константин В.
22.09.2021 19:32
«Маньяки стали "героями" нашего времени»
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 18:18
Выход из тупика
Новый комментарий от Тимофей56
22.09.2021 17:29