"Двойка" по математике

Система образования в России скатилась до уровня Турции


Российскую школу "осудили" за то, что она дает детям знания, но не учит применять их в жизни.
В начале этой недели Организация экономического сотрудничества и развития подвела итоги тестирования школьников, проводившегося в 41 стране мира. По результатам исследования, первое место заняла Финляндия, за ней идут Южная Корея, Япония и Канада. Россия обосновалась в самом конце списка, по соседству с Мексикой, Турцией и Индонезией. Выяснилось, что наши ученики не готовы применять полученные ими знания на практике. А подавляющее большинство российских школ значительно отстают от международных стандартов.

Исследование в рамках "Программы по международной оценке учащихся" (PISA) проходит один раз в три года. В исследовании принимают учащиеся, достигшие 15 лет. Возрастная категория объясняется спецификой целей тестирования - выяснить способность детей применять полученные ими знания на практике. Как правило, к этому возрасту во многих странах завершается обязательное обучение в школе. И именно на данном этапе образования важно определить состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности самостоятельно приобретать знания.

Исследование проводится в трех направлениях: грамотность чтения, математическая грамотность и естественно-научная грамотность. Но каждые три года предпочтение отдается только одному из направлений. Ему уделяется две трети времени тестирования. В прошлый раз, в 2000 году, основным направлением исследования была грамотность чтения. В 2003 году (итоги именно этого исследования подведены на днях) упор был сделан на математику.

Тесты даются в нескольких вариантах. В каждом из них до 100 вопросов. Учащиеся за 2 часа отведенного времени должны не только выбрать правильный ответ из предложенных, но и сделать самостоятельные выводы и умозаключения. Эта методика очень сильно отличается от технологий отечественной педагогики. Здесь школьникам требуется вся их смекалка. Как отмечают российские участники тестов, в погоне за первенством наши школьники стремились ответить на все вопросы. Так десятилетиями учила советская система: если сдавать на анализ кровь, то все 5 литров.

Результаты оказались для нас неутешительными. Российские школьники по результатам математических тестов заняли только 36-е место. По общим показателям мы оказались лишь на пару позиций выше. Кстати, по сравнению с прошлым тестом положение России не сильно изменилось. В 2000 году наша страна заняла 27-е место из 31 страны.

Тогда были проведены и дополнительные исследования. В частности, удалось выяснить, что одной из причин провала стало сильное расслоение отечественной школьной системы. Если 20% российских школ (в первую очередь спецшколы, гимназии и лицеи) показали уровень знаний значительно выше среднего международного, то остальные учебные заведения оказались полностью не готовы к испытанию. Особенно "испортили" статистику сельские школы и ПТУ.

Эксперты видят и другие причины: в первую очередь неспособность школьников решать реальные проблемы. "Мы давно уже не занимаем первых мест, - считает директор столичного Центра образования "Царицыно" N548 Ефим Рачевский. - Нас обогнали китайцы, американцы, корейцы. Все потому, что мы пользуемся собственными выдуманными мерилами и стандартами. Наше содержание - это архаичная "полнота" знаний и наукообразие. Зачем школьников пичкать программой 1-2 курсов мехмата или физфака? Гораздо разумнее развить их способности к восприятию, письменную, устную речь, математическую культуру и формировать информационную грамотность. Школа должна давать фундаментальные знания, чтобы ребенок смог применять их на практике. Это тестирование позволяет оценить не то, знает ли ребенок, что дважды два четыре, а то, как он этим знанием воспользуется. В нашей стране этому не учат. Отсюда и такие показатели".


Нередко школьные задания по математике ставят в тупик даже калькулятор.
Ученики Центра образования "Царицыно" также принимали участие в исследовании и в принципе показали неплохие результаты. Как и четыре года назад, чуда не произошло: средний уровень отечественного образования оказался намного ниже международного. Те же финны значительно оторвались от России.

"В Финляндии очень силен элемент гражданского соуправления, - говорит Ефим Рачевский. - Родители продуктивно вмешиваются в образовательный процесс. Они считают это своим правом, так как осознают себя налогоплательщиками. Естественно, они будут выступать против того, что их детям 4 часа в неделю преподают, например, "Тюменеведение" и азы непонятной экономики. И добьются своего. А в России чуть ли не половина выпускников средних общеобразовательных школ, успешно сдавших химию, физику и математику в вузы, не могут быть зачислены на первый курс потому, что получили "двойки" по русскому языку. Из-за этого некоторые вузы теперь ставят по русскому языку "зачет-незачет", иначе они останутся без абитуриентов. Получается, что дети в школе учат безумное количество правил русского языка, а эффект равен нулю. Так кого школа должна готовить: лингвистов или все-таки функционально грамотных детей?"

Впрочем, значительная часть российского образовательного сообщества отнеслась к результатам PISA довольно скептически. "В эти удручающие факты я не верю. От этих тестов и программ дурно пахнет, - считает член-корреспондент Российской академии образования, директор Центра образования N 109, заслуженный учитель России Евгений Ямбург. - То, что за границей плохо учат математике, мне вполне ясно. Я хорошо представляю себе уровень, допустим, американских детей. И знаю уровень наших детей. Так что все эти исследования - один сплошной большой знак вопроса".

Примерно такое же мнение высказывали многие собеседники "НИ" из Российской академии наук, с физических и математических факультетов вузов. Говорили, что на международных математических олимпиадах Россия всегда занимает первые места, что выпускники наших университетов востребованы за рубежом. Однако, когда речь заходила о неспособности практического применения полученных знаний, эксперты грустно отмечали: "Но ведь это традиционный принцип нашего образования. Чего же вы хотите?"

Кстати, четыре года назад Германия заняла на тестах PISA 21-е место. Тогда немцы посчитали это "национальным позором". Правда, ученые, так же как и в России, говорили о необъективности подсчета, о неправильных критериях исследований. Тем не менее профсоюз работников образования и науки провел целую серию массовых акций, потребовав изменить отношение властей к школам, провести анализ сложившейся ситуации и внести соответствующие коррективы в учебные программы и управление образованием. Немцы отправляли целые делегации учителей в Финляндию, чтобы "перенимать передовой опыт". В результате в последнем исследовании Германия значительно улучшила свои позиции, выучив урок PISA. Россия же продолжает числиться "двоечницей".
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
А. Богомолов:
"Двойка" по математике
Система образования в России скатилась до уровня Турции
09.12.2004
Российское телевидение отдадут донецкому православию
За рьяной поддержкой, которую оказывает Кремль Виктору Януковичу, стоят не только геополитические соображения, но и интересы державно-православного лагеря, претендующего на выработку православной пропагандистской доктрины для президента Путина.
19.11.2004
Главное, чтобы хиджабчик сидел...
Российский паспорт скорректирован под мусульманский обычай
16.05.2003
"До синагоги бы и не достало..."
Попытка взорвать машину бизнесмена напугала хасидов
22.04.2003
Все статьи автора
Последние комментарии