itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вокруг Храмовой горы

Смерть Арафата стала миной замедленного действия для Израиля

Третий Храм 
0
199
Время на чтение 5 минут
Кончина Ясира Арафата знаменует смену эпох в жизни народов Ближнего Востока. На протяжении более чем сорока лет он был одним из немногих лидеров арабского мира, которые, используя время от времени исламскую риторику в политической борьбе, все же оставались вождями национального движения, не замыкавшегося сугубо на религии. Но при обсуждении последнего события в жизни публичного политика, т.е. похорон, религиозная тема опять вышла на первый план.

Пока бывший террорист и лауреат Нобелевской премии умирал во французском военном госпитале Перси, его соратники разработали сценарий погребения: торжественное прощание в Каире с приглашением глав государств и правительств и захоронение на территории его резиденции в Рамалле, в специальном мавзолее. Как это часто бывает, действительность несколько отличалась от предварительного плана: прощание в Каире прошло спокойно, а вот в Рамалле во время похорон погибли 15 человек и был скомкан заранее спланированный ритуал прощания.

Десятки тысяч палестинцев устремились к резиденции "Муката", чтобы увидеть, как гроб с телом их лидера опустят в могилу из мрамора и камня. А когда прах Арафата привезли из египетской столицы, где в первой половине дня прошла церемония государственных похорон, толпа около получаса не давала вытащить гроб из вертолета. В результате толчеи, давки и беспорядочной стрельбы пострадали более 100 человек.

Всю ночь рабочие готовили в Рамалле могилу под деревьями, рядом с остатками зданий, разрушенных в свое время израильской армией. При погребении в могилу бросали землю из иерусалимской мечети Аль-Акса, где, как надеются палестинцы, Арафат когда-нибудь будет перезахоронен, согласно его завещанию. Муфтий Иерусалима Акрама Сабри издал фетву (официальное суждение, своего рода вердикт по какому-либо религиозноправовому вопросу. - "НГР") о "будущем перезахоронении" останков председателя ООП в Иерусалиме. В фетве говорится, что перезахоронение праха Арафата "не потревожит дух покойного". Однако то, что не тревожит дух почившего раиса (вождя), вселяет большую тревогу в души многих израильтян, в том числе премьер-министра Израиля Ариэля Шарона.

Дело в том, что мечеть Аль-Акса на Храмовой горе не раз становилась яблоком раздора в арабо-израильском конфликте. В последние годы исламские святыни в Иерусалиме были камнем преткновения в конфликте Израиля не только с палестинцами, но и со всем арабским миром. Наиболее ярко это проявлялось во время периодических попыток прийти к соглашению между Израилем и Палестинской автономией, чтобы положить конец противостоянию. Какими бы сложными ни были разногласия между сторонами конфликта, почти во всем удавалось найти компромисс.

Но вопрос, кому принадлежит Иерусалим, Старый город и Храмовая гора, неизменно оставался неразрешенным. "Ты можешь предложить мне все, - говорил Арафат президенту Клинтону летом 2000 года во время Кэмп-Дэвидской конференции, - независимое государство, беженцев, Яффо и Хайфу в придачу. Без Хара-а-Шариф (мусульманское называние Храмовой горы. - "НГР") ничего не будет. Я отвечаю за это не только перед палестинским народом, но и перед всем мусульманским миром. Я не имею права отказаться даже от миллиметра земли в этом месте".

Именно из-за неразрешимости вопроса Храмовой горы и владения ею, по свидетельствам всех без исключения участников переговоров, все попытки достичь мира на Святой земле последовательно провалились. Как ни парадоксально, но два национальных движения - еврейское и палестинское (в массе своей секулярные) оказались заложниками многолетних околорелигиозных мифов.

Старый город был освобожден (а с палестинской точки зрения оккупирован) Израилем в результате Шестидневной войны 1967 года. Слова "Храмовая гора в наших руках", прорвавшиеся сквозь шум и треск радиостанций, стали символом победы. На Храмовой горе, согласно иудейской вере, более двух тысяч лет назад возвышался Иерусалимский храм (у подножия горы сохранилась его Западная стена - стена Плача). Не одно столетие храм был символом рассеянной по миру еврейской нации. Тогда, в 1967-м, военная победа как никогда, казалось, приблизила воплощение многовековой мечты.

Однако на протяжении многих веков, когда евреи жили в рассеянии, Храмовая гора была в руках то христиан, то мусульман. Шесть столетий спустя после разрушения второго Иерусалимского храма и изгнания крестоносцев на Святую землю пришли мусульмане. В годы их владычества на горе появились две крупнейшие святыни ислама - мечеть Омара и мечеть Аль-Акса. Мусульмане верят, что мечеть Аль-Акса отмечает место, откуда Пророк Мухаммад вознесся в рай. Иерусалим вообще и Храмовая гора в частности стали для мусульман третьей святыней наряду с Меккой и Мединой. В попытке не допустить превращения национального конфликта в религиозный израильские власти не реализовывали победу и де-факто не утвердили власть Израиля на Храмовой горе. Управление там осуществляет мусульманский совет "Вакф", а Израиль лишь контролирует внешнюю безопасность и обладает юридическим суверенитетом, никак в реальной жизни не проявляющимся.

Согласно еврейскому закону (Галахе), до прихода Мессии (Машиаха) и построения Третьего храма евреям запрещено подниматься на Храмовую гору. Долгие годы среди религиозных еврейских общин шли споры на эту тему. В стране немало верующих иудеев, которые считают, что построение нового Иерусалимского храма должно быть делом рук человеческих. В 1984 году была арестована группа еврейских религиозных экстремистов, готовивших взрыв мечети Аль-Акса в качестве первого шага по "очищению" горы от мусульман и подготовки стройплощадки.

Позже появилось религиозно-политическое движение "Верные Храмовой горы". Ежегодно в девятый день месяца Ава по еврейскому календарю, в день, когда все верующие иудеи оплакивают разрушение храма, члены этого движения вопреки существующему религиозному запрету пытаются подняться на гору и водрузить там первый камень будущего, Третьего иерусалимского храма. Их попытки неизменно пресекаются полицией, но движение "Верных" вызывает немалый общественный резонанс.

Несмотря на то что израильское владение Храмовой горой было и остается в основном формальным и евреи туда не допускаются, требование палестинцев о передаче им полного суверенитета в этом святом для Израиля месте неприемлемо для израильского руководства. Ни та ни другая сторона не готовы окончательно расстаться с частью своего религиозного и национального достояния.

В 2000 году во время трехсторонних переговоров между Арафатом, премьер-министром Израиля Эхудом Бараком и президентом США Биллом Клинтоном соглашение о статусе Храмовой горы так и не было достигнуто. Напротив, вскоре вспыхнула "интифада Аль-Аксы", длящаяся по сей день. Мечеть стала главным поводом к войне, вызванной не столько религиозной нетерпимостью, сколько политическими причинами. Формальным поводом к интифаде стал визит израильского премьера Шарона на Храмовую гору, которым политик нарушил разом и договоренность с палестинцами о непосещении евреями Горы, и соответствующий иудейский религиозный запрет.

Четыре года спустя, после многочисленных терактов, направленных против мирного населения Израиля и ответных действий израильской армии, от которых также страдает мирное население Палестинской автономии, вопрос о Храмовой горе по-прежнему остается не только одним из самых сложных, но и в силу своей религиозной специфики почти неразрешимым. А стремление соратников Арафата выполнить его завещание и захоронить его прах на Храмовой горе может привести к очередной эскалации конфликта на Ближнем Востоке.

На данный момент правительство Израиля выступает категорически против захоронения Арафата в Иерусалиме, тем более на Храмовой горе - как лаконично выразился Шарон, это может произойти "только через мой труп". Таким образом, похороны Арафата стали еще одной политической акцией, направленной на конфронтацию между евреями и арабами. Остается надеяться, что компромисс будет найден, и национально-политический конфликт не перерастет в религиозный.

Иерусалим

Об авторе: Габриэль Вольфсон - израильский журналист.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Габриэль Вольфсон
Иерусалим в ожидании беспорядков
Религиозные организации против проведения гей-парада
08.11.2006
Молитва о мире в разгар войны
Главные проблемы - терроризм, распространение вооружений и бедность
26.12.2005
Синагога как индикатор безопасности
Израиль официально прекратил оккупацию сектора Газа
12.09.2005
Земля и вера
Религиозно-идеологический конфликт грозит поставить израильское общество на грань гражданской войны
04.02.2005
Все статьи Габриэль Вольфсон
Третий Храм
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Антихрист ускользающий
Все разговоры о «строительстве третьего храма» в Иерусалиме, в котором «воссядет антихрист» – нелепы
13.03.2024
Зачем президент Аргентины приезжал в Ватикан?
Чтобы получить согласие понтифика на строительство Третьего храма?
14.02.2024
«Традиционные ценности» «полезных идиотов» Машиаха
Кулаки американских христиан могут обрушиться на противников Третьего Храма
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30