Так какова эта прослойка думающей молодежной элиты? Что из себя представляет на сегодняшний день среднестатистический российский студент? Тот самый студент, который еще только формируется в своем мировоззрении, находясь в атмосфере идеологического плюрализма, в стране, где нет даже единой государственной идеологии.
После принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей деидеологизацию общества, наше студенчество оказалось в очень непростой ситуации: нет четких ориентиров. И не каждый из молодых людей в состоянии самостоятельно проделать путь разума в поисках Истины, найдя и обретя ЕЈ.
Безусловно, ответы на многие жизненные вопросы находим в христианстве, но современное христианство поставлено в условия цивилизации досуга, где первое место у людей отводится "хлебу и зрелищам", а уже потом - семье, Родине, Богу. Неудивительно, что сегодня нередко мы видим людей, которые выдают фразы типа: "Я атеист, но при этом я русский, а значит, православный". Или наоборот: "Я православный, но, правда, я атеист".
По меркам "нового мышления" христианин не должен отвечать на критику христианства и не должен иметь никаких сердечных привязанностей к символам и к святыням своей традиции; так что, если сегодня студенту на семинаре, в светском ВУЗе, например, скажут: "Христианская педагогика - это не наука и такой науки не может быть по определению, потому что не может быть никогда", то студент должен это молча проглотить и ничего не отвечать, а если и попробует возразить, ему скажут опять примерно следующее: "Смотрите на вещи шире! Не связывайте себя какой-то одной определенной позицией по этому вопросу".
Жизнь без убеждений (по диагнозу К. Г. Юнга, такая жизнь как раз и порождает шизофрению) начинает считаться нормой. Человек же, имеющий религиозные убеждения и не готовый их менять с каждым новым газетным выпуском или при встрече с каждым новым собеседником, рассматривается как угроза для общественного порядка. Возможно ли, в таких условиях, вести христианину равноправный диалог с окружающим его миром?
Очевиден конфликт между христианской мыслью и светским обществом. Совершенно справедливо Н. А. Нарочницкая в своей известной работе "Россия и русские в мировой истории" отмечает некую профанацию глубочайших религиозно-философских тем в светской науке. "Разделение, незнание друг друга, взаимный снобизм по-прежнему характеризуют отношения между светской наукой и наукой церковной, развивающимися в Академии наук и в недрах богословских и православных высших учебных заведений, где читаются курсы по русской и всемирной истории, философской мысли и основам культуры".
Стоит отметить, что на любом гуманитарном факультете даже светского Вуза, студент вправе выбрать для себя спецкурс по основам, например, православной культуры или по философии и т. п., но большинство молодых людей и не думают напрягать свой мозжечок, считая религиозные вопросы делом отвлеченным от жизни. А от жизни им нужно только "хлеба и зрелищ" (точно такие же требования в древности выдвигала непросвещенная челядь). В основном потребность у нашей молодой интеллектуальной элиты лишь к развлечениям и всевозможным удовольствиям.
Автору статьи такая позиция "прогрессивного студенчества" известна не понаслышке, т. к. сам проучился в весьма известном московском вузе, где у студентов исторического факультета жизненные интересы весьма специфические.
К сожалению, большинство учащихся просто прожигают свою цветущую молодость. К 22 годам студент-выпускник уже опустошенный сосуд, уставший, разбитый, много в этой жизни попробовавший и узнавший в основном лишь еЈ темные стороны. Редко увидишь целомудренного молодого человека или девушку, которая себя сохранила в чистоте и невинности. И это приходится констатировать, одновременно признавая общий моральный упадок по всем студенческим фронтам.
Наука нынче не в моде! Зато появились другие увлечения: в студенческой среде можно открыть для себя любой порок, любое чувственное наслаждение можно испытать вплоть до содомии и наркомании. Поистине, сбываются в студенчестве идеалы социалистической утопии, продекларированные еще в начале XIX века Фурье: "Граждане наиболее полезные общественному механизму те, кто наиболее склонны к утонченным наслаждениям и смело отдаются удовлетворению своих страстей. В обществах комбинированного строя самое полезное для торжества правды - любовь к богатству". Социалист Фурье учил своих последователей: "Наслаждайтесь моментом... Избегайте любого брачного или иного союза, не дающего удовлетворения вашим страстям уже сейчас. К чему вам работать на пользу общего блага?... Весь распорядок комбинированного строя будет прямой противоположностью нашим человеческим навыкам и вынудит поощрять все то, что мы именуем пороком" ("Теория четырех движений и всеобщих судеб", "Теория всемирного единства").
Создается впечатление, что вокруг тебя обучаются "цивилизованные дикари", знающие кое-как основы своей специальности, владеющие хотя бы одним иностранным языком, умеющие работать на компьютере, но в душе, превратившиеся в одичалых дикарей.
Следующая, пожалуй, самая основная студенческая проблема - это пьянство. Приведу пример: когда в начале этого учебного года мне позвонила домой моя соседка, очень интеллигентная женщина, и пожаловалась на своего внука-второкурсника, который уже несколько дней не появлялся в институте из-за того, что каждый вечер приходил домой пьяный и просыпал на следующий день семинары и лекции. Мне пришлось ее успокаивать, говоря, что-де, это обычное явление для студента второго курса. "Вы, не волнуйтесь, - успокаивал я свою соседку, - наверное, это временное явление, т. к. замечено, что многие студенты часто выпивают во время обучения". Понимая, что такими речами соседку не убедишь, я посоветовал ей поделиться своим горем с каким-нибудь опытным священником.
Но, все же, приходиться признать, второй курс - это самый пьяный год, проведенный студентом в Высшем учебном заведении. Ну, а что можно сказать о пьяных преподавателях, заваливающихся в лекционную аудиторию, бормочущих здесь свою бессвязную хмельную ахинею! Конечно, сия проблема не только студенческая - она всероссийского масштаба.
У многих думающих студентов и аспирантов появилось подозрение, что в нашей стране проводят специальную политику, цель которой - уничтожение перспективной российской молодежи. Будто бы, государству только и надо, чтобы господствовала всякая невзрачная серость, а талантливые, увлеченные своим делом молодые творческие души где-нибудь прозябали вдали от Родины, работая на дядю Сэма. И такое впечатление будет оставаться у нас до тех пор, пока исполнительная власть в России не выскажет свою четкую и ясную позицию по делу российской молодежи.
Государству необходимо на сегодняшний день определить и, самое главное, обнародовать во всеуслышание свои действия по поддержке российского студенчества.