itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Старица

Религия 
0
138
Время на чтение 5 минут
Сейчас в любом деле главная мысль об одном: народ в невиданной беде, народ вымирает. По миллиону в год, а то и больше Так что же делать: смириться с этим ходом и вымирать до конца или могучим напряжением национальных сил преодолеть катастрофу и выйти на стрежень истории и жизни? - И каждый русич сейчас перед этим главным выбором.

Конечно, жизнесозидательный потенциал народа велик. Но он не беспредельный и к тому же он придавлен пьянством, наркоманией, рекламно-эстрадной попсой, словоблудием на всех уровнях и парализующей безответственностью. Сейчас спасение народа в постижении самого себя и самоутверждении в здоровых и наиболее перспективных национально-исторических свойствах, и точно так же спасение России в
государственной политике национального патернализма. Обо всем этом думается и передумывается в летних поездках-странствиях, которые сами по себе составляют драгоценное свойство русского самосознания и культуры.

Меня влечет к себе провинция. Там тоже вымирание, но я согласуюсь с теми, кто считает, что в ней залог спасения, - в ее здоровом консерватизме и близости к национальным первоистокам, в живых традициях религиозного и культурологического православия, в сохраняющейся тяге к многодетности и явном иммунитете по отношению к неоязыческой и западно-конфессиональной агрессии нынешних СМИ.

И вот Старица. Она в Тверской области, из Москвы прямой автобус. В туристическом путеводителе, подъезжая, читаем: "Старица - город маленький, а точнее очень маленький. Наверное, один из самых маленьких в России".

Верно Зернышко! Но какие его всходы на русской земле? Не стоит село без праведника, и не стоит город без своих знаковых имен. Старица прославлена двумя именами, причем из тех, которыми зиждется сама русская земля. Это первый русский патриарх Иов (1589-1605), ныне канонизированный в лике святых, и Пушкин, составляющий "наше все". И это Старица!

Иов родом отсюда, из простых посадских людей. Здесь, в возрождаемом ныне Свято-Успенском монастыре, составившем этим летом мою заветную цель, он принял схиму, здесь же был рукоположен в архимандриты, отсюда началось его смиренное восхождение на патриарший престол, и здесь же в результате национальной катастрофы смутного времени, конца XVI - начала XVII вв он отшел в вечность.

Пушкин в годы 1828-33 был пять раз желанным гостем на Старицкой земле. Посещал друзей в усадьбах Малинники, Павловское, Курово-Покровское, Берново, кстати, в Бернове уже давно существует Пушкинский музей, и я посетил его ровно 20 лет назад, будучи тогда в Торжке. Считается, что в самой Старице Пушкин был в январе 1829 года. Установлено, что именно на этой земле Пушкин написал свой знаменитый "Анчар" и еще около 20 произведений. Конечно, это не "Болдинская осень", но это подлинно Старицкий состав Пушкинского творчества.

Так с дистанцией почти в полтора века сошлись на Старицкой земле первый по времени русский патриарх и гостивший на ней первый по значению русский поэт; а сейчас, всматриваясь в церковно-государственную деятельность первого и читая солнечного второго, мы утверждаемся в собственных народно-патриотических силах для преодоления нынешней смуты, психологической апатии и физического вымирания.

Известно, что народ и его гении на разных витках истории как бы отражаются друг в друге, и патриарх Иов по-своему отразился в Пушкине, в его мировоззрении, эмоциональном складе и творчестве, в патриотическом понимании Российской государственности, в глубине и масштабах своего внутреннего мира. Им обоим был свойственен артистизм, как высшая и наиболее совершенная форма духовно-нравственного самовыражения.

Историк русской православной церкви А.В. Карташов писал об Иове: "Он был необыкновенным артистом в исполнении православного богослужения, наизусть читал Псалтирь, Апостола, Евангелие. Во время крестного хода Богоявленского водосвятия все длинные молитвы - наизусть. Литургийные молитвы, даже Василия Великого - наизусть, и столь доброгласно и с умилением, что и сам плакал и заражал слезами всю церковь."

А ВОТ характеристика пафоса Пушкинского творчества по Белинскому: "Если б мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним словом, мы сказали бы, что это по превосходству поэтический, художественный, артистический стих". Так в свойстве артистизма Иов и Пушкин сходятся один к одному. Более того, Карташов писал далее об Иове: "Натура явно славянская, эмоциональная. Опять-таки на удивление мягок в обхождении, гуманен, милосерд, нестяжателен, раздавая все церкви и бедным: после смерти нашли у него всего 15 рублей".

И Белинский раскрыл нам творчество Пушкина в свойстве русской народности и "лелеющей душу гуманности", а Гоголь еще при жизни Пушкина увидел в нем "явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа".

И не менее того известно, что после смерти поэта, помимо великого творческого наследия, у нашли только кучу долгов. С приведенной характеристикой патриарха Иова также полностью согласуется представление самого Пушкина об идеальном святительском слове и его собственное религиозно нравственное переживание, выразившееся в ответных стихах на стихотворное же послание митрополита Филарета (Дроздова), прямого преемника патриарха Иова на архипастырской стезе.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.


И эти слезы, одинаково исторгавшиеся в ходе церковной службы и творческого акта, как проявление высшего религиозного и нравственно-эстетического переживания У Пушкина" "Над вымыслом слезами обольюсь", "И горько жалуюсь, и горько слезы лью", "Я слезы лью; мне слезы утешенье". Таково сходство этих двух великих личностей, отражающее в себе общие типологические свойства русского народа. Пушкин интересовался патриархом Иовом, знал его по летописям и по "Истории Государства Российского" Карамзина и воссоздал его образ в трагедии "Борис Годунов". В сцене "Царская дума" монолог патриарха образует кульминацию трагического переживания царя Бориса, что подчеркивается специальной ремаркой: "Общее смущение. В продолжение сей речи Борис несколько раз отирает лицо платком". Причем в уста патриарха Пушкин вложил пересказ старого пастуха о его чудесном прозрении, совпадающий по характеру переживания с позднейшей характеристикой самого Иова и, одновременно, с лирическим героем поэта:

...и слушаю обедню.
И разгорясь душой усердно плачу
Так сладостно, как будто слепота
Из глаз моих слезами выходила.


Современный исследователь А. П. Богданов, отнюдь не склонный к апологии Иова, признаем талант историка, которым он "в полной мере обладал", и его недюжинный литературно-публицистический дар, сказавшийся в его ораторских речах, посланиях, завещании и тем боле в его "Повести о честном житии царя и великого князя Федора Иоанновича всея Руси". В целом писательская деятельность патриарха была подчинена задаче утверждения на царстве Бориса Годунова. В тех конкретных тяжелейших исторических условиях Иов делал это для укрепления государственного здания московской Руси. Но неисповедимыми путями разрушительные силы социального, нравственно-психологического, природного (трехлетний голод подряд) порядка сошлись в таком катастрофическом разряде, перед которым оказался бессилен даже мудрый Борис Годунов, и поэтому на личности и деятельности патриарха Иова лежит
трагический отсвет эпохи. Но своему патриотическому призванию он остался верен до конца. Карамзин так изобразил его мужественное самообладание с приходом Самозванца: "Тут несчастный Иов изъявил и смирение, и твердость: сняв с себя панагию и положив ее к образу Владимирской Богоматери, сказал громогласно: "Здесь, перед сею святою иконою, я был удостоен сана архирейского и 19 лет хранил целость веры, ныне вижу бедствие церкви, торжество обмана и ереси. Матерь Божия! Спаси Православие!" Своим государственно-державным идеям он остался верен до конца. Он отверг, в отличие от многих своих современников, авантюриста Самозванца, торговавшего страной, и своей государственно-патриотической деятельностью он стал
предшественником на патриаршем престоле святителя Гермогена (1606-1612), возглавившего совместно с Мининым и Пожарским освобождение страны от иноземного засилья.

Окончание следует.

25 августа 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30