Бродячий синь-камень

Общество 
0
237
Время на чтение 4 минуты
Много лет назад огромный ледник сполз со Скандинавского щита, увлекая за собой гигантские валуны. Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно "проехали" Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского оказалась большая, весом в двенадцать тонн, каменная плита.

"Мелкозернистый кварцевый биотитовый сланец", - дают Синему камню оценку геологи. На самом деле такой цвет он приобретает солнечным утром, когда, влажный от росы, отражает небо. В лунные ночи оттенок скорее фиолетовый. Но известен камень не цветом, а своей древней историей.

В воде не тонет...

Первым побережье Плещеева озера заселило языческое племя мерян. Большим камням они придавали особое значение, считая, что в каждом живет дух какого-либо божества. Валун странного цвета сразу привлек их внимание. В IX веке мерян потеснили славяне - тоже язычники. Они назвали холм Ярилиной горой. Рядом был отстроен город Клещин, упоминаемый в "Повести временных лет". Остаткам мерян милостиво разрешили жить по-старому.

Затем на Русь пришло христианство. Славяне его приняли, а вот меряне продолжали почитать валун. Поэтому в 1152 году христиане поднялись на гору и сбросили его вниз. Мерянам это не понравилось, и они подожгли Клещин. Силами дружины князя Юрия Долгорукого бунт подавили, но язычники клялись, что сброшенный "бог" все равно никого не пустит.

Так, в общем-то, и вышло. Гору присмотрел для своей загородной резиденции князь Александр Невский, после чего она стала именоваться Александровой. Однако хоромы простояли здесь недолго. Холм оставался пустым. Зато рядом с поверженным камнем забил ручей чистой воды.

А народ продолжал ходить к языческому идолу. "Бысть во граде Переславле камень, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе людей... И они слушаху его и стекахуся и творяху ему почесть...", - отмечал летописец. Валун украшали цветами, а в Ярилин день водили хороводы.

В начале XVII века с благословения преподобного Иринарха на единоборство с ним вышел дьякон Переславской Семеновской церкви Ануфрий. Он собственноручно выкопал яму, свалил в нее силами всего прихода "каменного беса" и засыпал землей. Но через несколько лет каменная глыба впервые продемонстрировала тягу к самостоятельному движению и "выглянула" из-под земли. И опять к ней потянулись люди. В летописи сохранились строки о том, что игрища у камня проводились в ночь с 28 на 29 июня, то есть в канун Петрова дня. Таким образом, вероятно, хотели задобрить и старых языческих богов, и апостола Петра - ведь когда-то он носил имя Кифа, что в переводе означает "камень".

Новая акция против "беса" была предпринята зимой 1788 года, когда его решили "запечатать крестом", положив в фундамент строящейся Свято-Духовской церкви. Доставить камень предполагалось по льду озера. Валун взвалили на огромные сани и потащили по застывшей глади - но не довезли. Лед треснул, и синяя плита ухнула в глубину.

Однако вскоре пошли тревожные слухи. Вода в озере была тогда прозрачной, и рыбаки стали докладывать, что валун медленно, но неуклонно ползет по дну в направлении "своей" горы. Это движение, конечно, было едва заметным, и на поход к месту былой славы камню потребовалась уйма времени, однако весной 1850 года он оказался у подножия бывшего холма-пьедестала. Здесь глыба пребывает и ныне. Причем по-прежнему перемещается туда-сюда, то зарываясь в землю, то показываясь из нее. Фотографии 50-х годов запечатлели его на самом берегу озера, а спустя тридцать лет валун оказался уже на расстоянии ста метров от прежней "прописки". Сегодня его отделяет от холма треть километра.

"Здесь был Вася"

Народная тропа сюда не заросла и по сей день. На ветвях засохшего деревца трепещут разноцветные ленточки, которые оставляют ходоки, чтобы камень о них "помнил". Они усыпают подножие валуна монетками и карамельками, хотя порой бывают и оригинальные приношения - вроде банки со сметаной.

Ярила считался некогда богом плодородия, и женщины приходят к валуну, чтобы "вымолить" ребенка, а представители сильного пола - для восстановления мужской силы. В июньскую ночь, накануне праздника Иоанна Предтечи, у Синь-камня стала собираться романтическая молодежь. Девушки возлагают венки и загадывают желания. Случается, поют и частушку: "Синий камень, синий камень, синий камень - сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь". Что до остальных жителей, они любят смотреть на камень зимой. Ведь как бы ни объясняли его природу ученые, факт остается фактом: даже в самую холодную погоду снежинки, касаясь поверхности валуна, сразу тают...

К вниманию журналистов, проведавших о Синем камне, администрация национального парка "Плещеево озеро" относится настороженно. "Как появится очередная статья, так сюда толпы с молотками и зубилами съезжаются", - сетует сотрудница Марина Арнольдовна Дорофеева. Ведь бытует поверье, что если растолочь кусочек "волшебного камня", перемешать с водой и выпить, то избавишься от кучи болячек. Камень будто изгрызен громадным зверем. Видны и процарапанные кое-как надписи, вроде классического: "Здесь был Вася". Уследить за хулиганами невозможно. И оградку вокруг тоже не сделаешь: камень-то движется...

"А и не надо забора, - сказал пьяненький абориген. - Камень сам о себе позаботится, уйдет от людей". Подмечено, кстати, верно, ибо глыба медленно погружается в землю. Когда-то на ее вершине могли запросто уместиться 12 человек. Теперь над почвой осталась только "макушка" высотой в 30 сантиметров. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Разумовская полагает, что виной топкие берега Плещеева озера, не выдерживающие тяжести камня, да оголтелые туристы, что все время на него залезают. А по мнению местных бабуль, валун реагирует на невеселые события. Только с объяснениями не определились. Одни говорят, что камень прячется в предчувствии социальных катаклизмов, другие - что, наоборот, предсказывает светлые времена.

В поисках движущих сил

Надо отметить, что камень-путешественник не одинок: в мире еще несколько мест, где гигантские булыжники двигаются как бы сами собой. Известны, например, "бродячие" валуны в калифорнийской Долине смерти - они переползают со скоростью полуметра в час, оставляя на песке следы, хотя очевидцам не удается уловить сам момент перемещения. Британский Уэльс славен местечком Гламорган, где на берегу моря находится "камень короля Артура", который дважды в год, - на Хэллоуин и Иванов день, - спускается к воде, а затем "заползает" обратно. Есть у Синь-камня "брат" и в России - полуторатонная глыба у озера Болонь на Дальнем Востоке. Местные жители зовут ее Мертвым камнем, уверяя, что внутри обитают злые духи. Валун известен тем, что движется, - причем неравномерно, а скачками. Порой останавливается на несколько месяцев, а затем вдруг срывается с места, словно пытаясь наверстать упущенное...

Аналогичные баталии развернулись и вокруг Синь-камня. В 1996 году здесь работала группа исследователей ассоциации "Экология непознанного", сделавшая вывод, что глыба находится на пересечении неких "энергетических" силовых линий - оттого и движется. У классических ученых объяснения более простые. Еще тридцать лет назад со страниц местной газеты они заявили: валун оказался на берегу, потому что талые воды размыли песок, а затем камень начали двигать подводные течения и ледовые торосы. Правда, ни один ледолом почему-то не вытащил на берег другие затонувшие и куда более легкие предметы - лодки, автомашины. Да и движения уже по поверхности почвы такая гипотеза не объясняет.

Ярославская область.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Мухтаров
Из-под глыб
В Ярославле продолжаются раскопки на месте снесенного в 30-х годах величественного Успенского собора. Вскоре он будет отстроен заново. А пока археологи делают одно открытие за другим.
06.08.2005
Последний деревни Васильево житель
В Костромской области тихо умирают десятки забытых селений
30.04.2005
Святое на продажу
В Ростове Великом на торги может быть выставлен уникальный храм XVII века
04.11.2004
Все статьи Евгений Мухтаров
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11