Монотеизм по самой своей сути был революцией, поощряющей свободу, равенство и братство всех людей. Именно поэтому Аллах призвал пророка Мухаммеда обратиться к христианам и иудеям: "О, обладатели Писания! Давайте признаем единое, справедливое слово для нас и для вас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и никого не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха". Если же они отвернутся, то скажите: "Засвидетельствуйте, что мы - мусульмане, предавшиеся Аллаху". (Коран, 3:64). С тех пор, как в Мекке впервые прозвучало: "Нет Бога, кроме Аллаха", земные правители незамедлительно поняли неизбежность социальных, политических и религиозных перемен, угрожающих их власти. По этой же причине многие сильные мира боятся и ненавидят ислам и в наши дни.
Пророк Мухаммед отвергал любой вид угнетения и призывал верующих бороться с угнетателями. Они всегда должны помогать тем, кто подвергается притеснениям: "И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые взывают: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и пошли нам от Тебя покровителя, и пошли нам от Тебя помощника"?" (Коран, 4:75).
С точки зрения ислама, существует два вида воинов. Одни - это верующие, отстаивающие дело Аллаха, во имя того, чтобы на Его земле осуществлялись Его право и закон. Другие - неверующие, борющиеся за Тагут (силы зла). На земле Аллаха они хотят установить власть безбожников. Ни один верующий не может встать на их сторону.
Гнев Всевышнего обрушивается на тех, кто готов переносить унижение и угнетение, и кто продолжает жить там, где их оскорбляют и притесняют: "Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вам переселиться в другое место?" (Коран, 4:97). Ислам осуждает тех. кто ради денег и материальных благ проявляет готовность мириться с несправедливостью. По словам египетского богослова Сейида Кутба, такие люди "судорожно держатся за малое, оставив в стороне обширный мир Аллаха".
Ислам никогда не говорит: "Не противься злу". Более того, он требует постоянной, непрерывной борьбы против зла. Естественно, что в этой борьбе может возникнуть потребность покинуть родину, объединиться и организоваться, чтобы вместе с братьями по вере содействовать искоренению твердыни зла, участвовать в ее разрушении. Выселение ради дела Аллаха является долгом верующего. Если он все же решает остаться в безбожном обществе, то это допустимо лишь в следующих случаях: 1. Мусульманин намерен бороться за изменение данного общества по исламскому образцу. 2. Мусульманин слаб и беспомощен, обременен столь тяжкими обязанностями, что, вопреки собственному искреннему желанию, не в состоянии переселиться.
Верующий мусульманин не может безучастно взирать на любую несправедливость, сохранять пассивность перед проявлением зла в какой бы то ни было сфере жизнедеятельности: политической, экономической, социальной или культурной. Наоборот, он должен сопротивляться злу всеми средствами, которые имеются в его распоряжении.
"Верующие ведь - братья" (Коран, 49:10). Не может считаться верующим тот, кто отрицает права слабых, бедных или нуждающихся. В Коране немало аятов, которые можно рассматривать как прямое отвержение современного капиталистического общества, обрекающего миллионы людей на беспросветную нужду и жалкое прозябание.
Тот не верил в Аллаха великого, кто не побуждал накормить бедняка. И нет для него сегодня здесь друга, и нет пищи, кроме гноя" (Коран. 69: 33). Комментируя эти слова, богослов Юсуф Али пишет: "Своей жестокостью и несправедливостью в этой жизни некоторые люди буквально пожрали многих. Они утратили чувство сострадания. Они не только сами не помогали нуждающимся, но не давали другим делать это. Поэтому в будущей жизни у них нет ни друзей, ни пищи, кроме гноя, текущего из ран".
Исламскую экономику характеризует ее гуманистический аспект. В ряде отношений она прямо противоположна капитализму:
- запрещены ростовщичество и монополия как средства эксплуатации.
- поощряя увеличение продукции, ислам настаивает на равенстве распределения.
- мусульмане обязаны платить закят (налог на доход), деньги от которого распределяются между бедными и нуждающимися.
Цель исламской экономической системы - не беспредельный рост доходов, плодами которого пользуются лишь единицы, а удовлетворение потребностей всего населения.
Пророк Мухаммед был не только посланцем Аллаха, но и политиком, основателем и главой государства. По его стопам следовали праведные халифы, руководившие уммой в соответствии с шариатом. Они опирались на религию и видели в ней основу своей власти. В наши же дни забыли об этом, но зато изобрели термин "политический ислам", чтобы привить верующим неприязнь к политике и отделить ее от религии, что противоречит самому духу ислама. Тот ислам, который был известен на протяжении столетий, никогда не отделялся от жизни и всех ее проявлений, поэтому нелепо навешивать на него ярлыки и пытаться делить его на разные виды: "культурный ислам", "социальный ислам", "политический ислам" и т.д. Ислам был, остается и всегда будет один по своей сути, основывающийся на Коране и Сунне Пророка. "Поистине, Мы ниспослали тебе Книгу, чтобы ясно разъяснить все вещи, и как Руководство ко спасению и милосердие и добрую весть для мусульман" (Коран, 16:89). Эта Книга и есть Руководство во всех жизненных вопросах, включая политику.
Именно поэтому "политический ислам", вопреки замыслам изобретателей этого термина, равнозначен "правильному исламу" - тому единственному, который Аллах предписал в Его Книге, и которому неуклонно следовали Пророк и праведные халифы.
В последнее время мусульман часто обвиняют в экстремизме. Но любые крайности и ислам являются понятиями взаимоисключающими. Мусульманская община призвана держаться середины. Все перегибы должны быть чужды этой общине. Как говорит шейх Карадави: "Мир нуждается в цивилизационной миссии ислама - единственной силы, способной освободить его от оков бездушной, материалистической цивилизации Запада".