itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Хранитель чудотворной

Религия 
0
197
Время на чтение 4 минуты
"Не думал, что она попадет домой еще при моей жизни"
Отец Сергий родился и до 15 лет жил в Латвии. Затем оказался в Америке. Но и сейчас, спустя полвека, этот уже седой человек прекрасно владеет русским языком и помнит латышский. Тихвинскую икону он впервые увидел в Риге в 1944 году.
До сих пор не утихли разговоры, что все церковные ценности были вывезены незаконно, а священнослужители сотрудничали с немцами. Возможно, на взгляд НКВД, так и было: батюшки недолюбливали большевиков, которые гноили их в Сибири и расстреливали тысячами. Священники же считают, что радели о спасении реликвий. Так было и с Тихвинской иконой Божией Матери.
Икону отцу Сергию передал его приемный отец - архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс). В своем завещании о. Иоанн предписывал вернуть святыню на родину, но при условии конца безбожной советской власти и после полного восстановления Тихвинского монастыря. В 1991 году отец Сергий первый раз посетил Тихвин.
- Монастырь был в запустении, - рассказывает "Собеседнику" Сергий Гарклавс, - и произвел удручающее впечатление. Я думал, что долго придется ждать, пока его восстановят. Может, и не дождусь при своей жизни. Но как был удивлен, когда спустя четыре года обитель выглядела совсем иначе!


"Бомбежка была страшная, но мы уцелели"
По преданию легендарная икона написана евангелистом Лукой. В 1383 году она чудесным образом явилась на Руси - сначала рыбакам на Ладоге, затем над берегом реки Тихвинки. В последнем месте для нее и был отстроен храм. Икона исцеляла, избавляла от напастей и охраняла северо-западные рубежи России. В 1560 году во славу Тихвинской иконы Богоматери по указу Ивана Грозного был основан мужской монастырь, а икона продолжала пребывать рядом, в прибрежном храме.
Уже в наше время, на исходе второй мировой, руководствуясь какими-то своими соображениями, немцы отправили святыню в Псков. Оттуда в марте 1944 года с беженцами она попала в Ригу, где ее принял рижский архиепископ Иоанн (Гарклавс).
- Встретиться с чудотворной в главном соборе Риги собрались пять тысяч человек, - вспоминает отец Сергий. - Все верующие восприняли это как очень важное событие. Около полугода икона оставалась в Риге, но потом отцу Иоанну в течение двенадцати часов было предписано оставить Латвию. Для безопасности иконы отец передал ее в один из монастырей - надеялся, что после войны она вернется в Россию. Сам же вместе со мной, 15-летним мальчиком, и своей престарелой матерью отправился в Либаву - ее теперь знают как город Лиепая. Очень скоро туда по морю на рыбацкой лодке прибыла группа священников с семьями. Каково же было удивление отца, когда он увидел у них Тихвинскую икону Богоматери. Восприняли это как знак судьбы: видно, неугодно было иконе оставаться в Латвии...
В Либаве, где продолжались службы, образ встретили тысячи людей.
- В этих встречах было много трогательных моментов, - продолжает отец Сергий, - ведь жили в состоянии, когда не знаешь, что будет завтра. Наконец нас стали грузить на пароход. Грузили всю ночь, а рано утром перед отплытием советские аэропланы стали нас бомбить. Вокруг рвались бомбы, но чудесным образом пароход и две тысячи человек на нем остались целы. Едва мы прибыли в Данциг, снова бомбежка - теперь американская. Погибших было много, но все сопровождавшие икону остались целы. "Рижская группа", как мы себя называли - а это 35 человек, священники с семьями, - держалась вместе. Мы прошли почти пол-Европы. Из Данцига - в Лодзь, а там на границу с Германией. Как-то проходили мимо одного из лагерей за колючей проволокой... Мы не знали, какая участь нас ждет, может, и мы окажемся за этой проволокой. Но Бог миловал.
Дальше "рижская группа" попала в Чехословакию. В городе Яблонце их приняли в одном старом католическом храме. Удалось даже начать службы. Поклониться иконе и за утешением приходили христиане самых разных национальностей.
- Поскольку все мы были живы и могли служить, то благодарили Бога, что можем помогать людям в такие тяжелые времена, - продолжает отец Сергий. - Когда солдаты Красной Армии вошли в Яблонец, то очень удивились, увидев русских в подрясниках. "Откуда это русские попы? Как сюда попали?"
Кто-то советовал возвращаться домой. Другие остерегали: "К себе домой не попадете, а пойдете прямым путем в Сибирь". Впоследствии стало известно, что священники, которые остались в Латвии, практически все оказались именно там.


"Живем за океаном, но каждый день молимся о России"
Яблонецким рижанам в подрясниках повезло. Их раздумья, как быть дальше, прервало предложение перебраться в Прагу, а там католическая организация определила группу к репатриантам-европейцам для выезда в американскую зону. Это был и шанс, и огромный риск. Священники - с малыми детьми, престарелыми родителями и довольно объемной святыней. В Праге - суматоха, переполох. Их грузят в переполненный товарный вагон. Оказалось, состав не тот. В свой состав шли под вагонами, готовыми вот-вот тронуться. Отец Сергий, тогда невысокий и худенький мальчик, нес икону на плечах.
Наконец добрались до границы зоны. А здесь всюду американские, английские, русские патрули - это последний контроль. А дальше - свобода. Или - несвобода. Вагон "рижской группы" наглухо закрыт, а его пассажиры научены - если откроют, по-русски не говорить, только по-латышски. Поздним вечером пассажиры слышат, как один из патрулей решает вагон проверить, но другой патруль отрезает: "Да мы тут были". Опять Бог помог?
Вот и зона. Группа попадает в балтийский лагерь, все 6 семей священников поселяют в одной квартире, в нижнем помещении дома они сразу же устраивают часовню. Отец Иоанн с иконой ездит по Германии по лагерям для беженцев и бывших узников. Однажды служба прошла под открытым небом и, хоть велась по-славянски, собрала тысячи христиан разных конфессий. Эта служба объединила многих людей, уставших от войны и горя.
- Мы были благодарны Господу, что вел нас, а Матерь Божия нас всегда защищала, - говорит отец Сергий.
В 1949 году американскую зону стали расселять по миру - в Австралию, Венесуэлу, Канаду... Отца Иоанна приняли в Нью-Йорке. В 1955 году его назначили архиепископом средних штатов, он перебрался в Чикаго, а икона - в Чикагский собор.
Остался при отце в Америке и повзрослевший отец Сергий, там повстречал свою будущую супругу. О том, что у них с матушкой 5 детей и 11 внуков, он говорит с нескрываемой радостью. В Россию он приезжал и с сыном - отцом Александром, и с внуком Матвеем. Матвей в скором времени собирается изучать русский язык в Петербурге. Отсюда, кстати, и одна из невесток протоиерея.
Выйдя на пенсию, жил в этой большой семье и архиепископ Иоанн. Умирая, он передал икону на хранение сыну. В последние годы она хранилась у протоиерея дома в пригороде Чикаго, но каждый мог позвонить и договориться, чтобы прийти поклониться иконе.
- Мы хранили ее, а она хранила нас, - завершает рассказ отец Сергий. - Мы живем за океаном, но каждый день молимся, чтобы Россия благоденствовала. И верим, что с возвращением Тихвинской иконы возвратится не только ее чудотворный образ, но и Матерь Божия вернется в Россию. Да хранит вас Бог!
29 июня 2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Религия
Тревожное пророчество старца Ефрема Аризонского
О какой войне говорил основатель 19-ти православных монастырей в Северной Америке
05.02.2020
Духовное наследие преподобного Серафима и новомученики XX века
19 июля/1 августа - обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца (1903)
31.07.2016
Человек, ушедший из семьи, нового счастья как правило не находит
В канун дня памяти святых Петра и Февронии, официальный представитель Московского патриархата священник Михаил Дудко рассказал о том, как смотрит Церковь на разные аспекты личной жизни современных людей
08.07.2005
Все статьи темы
Последние комментарии
Стрелков сегодня
Новый комментарий от Сергей Швецов
05.10.2022 08:25
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Vladislav
05.10.2022 03:15
Что не так со специальной военной операцией?
Новый комментарий от Наблюдатель
05.10.2022 01:45
Это война!
Новый комментарий от Кирилл Д.
05.10.2022 00:09
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 00:04
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.10.2022 00:00
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Кирилл Д.
04.10.2022 23:41