Стиль старого советского путеводителя безвозвратно канул в прошлое - вместе с обязательными массовыми паломничествами в Шушенское по партийно-профсоюзной линии и даже вместе с самим названием музея. Теперь заповедник, превратившись из ленинского мемориала в историко-этнографический комплекс, именуется просто "Шушенское". Тут по-прежнему рассказывают про ссылку Ильича и показывают два домика, в которых квартировал Ленин сначала один, а потом с приехавшей к нему Крупской. Но теперь это сюжеты второстепенные для двухчасовой экскурсии, посвященной жизни сибирской деревни конца позапрошлого столетия.
Теперь даже заповедник из пропагандистского проекта превратился в академическую энциклопедию народной жизни конца XIX века
Заповедник "Шушенское" превратился в постоянно действующий фестиваль народных промыслов. Сотрудники музея - смотрители, экскурсоводы, хранители коллекций и технические работники - по заказу посетителей лепят горшки, ткут полотенца, раскрашивают деревянные ложки и прядут пряжу. А по вечерам превращаются в настоящих крестьян - работают на собственных огородных участках, расположенных прямо на территории музея
Жизни, тщательно воссозданной в сохранившихся с XIX века трех десятках деревянных домов - усадьбах зажиточного крестьянина, середняка и бедняка, здании волостного правления с примыкающим острогом, в общественном питейном заведении или сельской лавке. Экскурсии по заповеднику, посещение которого возможно лишь в сопровождении музейного сотрудника-гида, могут по желанию клиента дополняться фольклорным театрализованным представлением, демонстрацией работы бондаря, гончара или пряхи, угощением фирменными сибирскими блюдами вроде пирога с черемухой. Для детей устроены игровые площадки с деревянными качелями, лошадками и аналогами нашей "тарзанки". Можно еще прокатиться в конной повозке и послушать выступление ансамбля русской песни "Плетень", состоящего из сотрудников музея.
В общем, сегодня "Шушенское" - это хорошо отлаженное развлечение для любителей национальной экзотики, причем устроенное с большим вкусом и сохранением аутентичного духа, чем даже какое-нибудь столичное "Коломенское". При этом в заповедник опять потянулись туристы, и хотя советских рекордов по 300 тысяч человек в год ему пока не побить, но уже в этом году музей рассчитывает принять 208 тысяч гостей. Кризис посещаемости рубежа 80-90-х удалось благополучно разрешить - ценой Ленина.
Именно в начале 90-х тематические, идеологически ангажированные экспозиции вроде "Ленин и красноярская партийная организация" или "Подарки трудящихся Ленину" были безжалостно размонтированы. Под руководством столичных экспертов создана новая концепция развития музея, где акцент делался на этнографии. Было принято решение ввести входную плату и завести салон-магазин для продажи сувениров, изготовленных в музейных мастерских. В 1993 году музей сменил название. Коммунистической утопии в одном отдельно взятом советском учреждении культуры пришел конец.
Эта смена ориентации оказалась возможной благодаря необычному для типичного ленинского музея характеру "Шушенского", изначально сочетавшего в себе "историко-революционный" и "архитектурно-этнографический" компоненты. Впрочем, сочетавшего не очень органично. Заповедник "Сибирская ссылка В.И. Ленина" был создан в юбилейном 1970 году на базе существовавшего еще с 1930 года ленинского музея, размещавшегося в доме крестьянки Петровой, где Ульянов провел большую часть срока ссылки. И работники дома-музея с подозрением отнеслись к созданию обширной этнографической экспозиции в специально расселенных сельских избах, превращенных в заповедник.
Вот, к примеру, фраза из протокола заседания методбюро музея 1977 года по поводу проведения выставки "Одежда и посуда сибирских крестьян конца XIX века": "Наш музей ленинский, не имеет никакого отношения к этнографии, незачем тратить средства и отвлекать сотрудников". Или вот еще: "Ст. научный сотрудник Центрального музея Ленина Селезнев Н.С., лектор-методист Никитина Е.П. изменили основной маршрут по музею-заповеднику, исключили 6 домов с этнографической экспозицией (дома кулаков, середняков, лавка, кабак, тюрьма). Новый маршрут обзорной экскурсии стал шире освещать жизнь и революционную деятельность В.И. Ленина в годы ссылки" - цитата из отчета за 1972 год. "В сегодняшних условиях наш ленинский мемориал Шушенского - это Партийная Твердыня" - выделенная в особую рамочку запись в книге отзывов 1989 года. И тем не менее "этнографы" победили "партийцев". В заповеднике - и в масштабах всей страны.
"Шушенское" - миниатюрная копия всей ситуации в российской культуре. Это только извращенцы из "Разлива" хотят устраивать в своем музее рэйв-вечеринки и современные выставки. А вообще-то прощание с коммунистическим прошлым у нас в самом деле переросло в ностальгию по России, которую мы потеряли. Флаги сменились хоругвями, кепки - кокошниками, транспаранты - рушниками. Вместо демонстраций и митингов у нас теперь выступления фольклорных коллективов и катания в повозках с бубенцами. Выморочную советскую уникальность строителей светлого будущего потеснили устремленные во тьму веков поиски национальной самобытности. Потому коммерческий успех толкового и в данном случае уместного фольклорного аттракциона под названием "Шушенское" объясним и общим настроением его потенциальных посетителей.
И только стойкие корейские товарищи, приезжая на экскурсию, категорически отказываются изучать быт сибирской деревни и требуют показать им Ленина.