Антиленинским курсом

В заповеднике "Шушенское" коммунистическую утопию сменила этнографическая архаика

Общество 
0
188
Время на чтение 4 минуты
Книжка "Шушенское", издательство "Советская Россия", 1976-й год. Первая страница: "Государственный мемориальный музей-заповедник "Сибирская ссылка В.И. Ленина" влечет в Шушенское людей со всех концов земли. Самолетами, поездами, теплоходами, автобусами и автомашинами прибывают они сюда, чтобы своими глазами увидеть места, где в 1897-1899 годах жил ссыльный В. Ульянов - Владимир Ильич Ленин..."

Стиль старого советского путеводителя безвозвратно канул в прошлое - вместе с обязательными массовыми паломничествами в Шушенское по партийно-профсоюзной линии и даже вместе с самим названием музея. Теперь заповедник, превратившись из ленинского мемориала в историко-этнографический комплекс, именуется просто "Шушенское". Тут по-прежнему рассказывают про ссылку Ильича и показывают два домика, в которых квартировал Ленин сначала один, а потом с приехавшей к нему Крупской. Но теперь это сюжеты второстепенные для двухчасовой экскурсии, посвященной жизни сибирской деревни конца позапрошлого столетия.

Теперь даже заповедник из пропагандистского проекта превратился в академическую энциклопедию народной жизни конца XIX века

Заповедник "Шушенское" превратился в постоянно действующий фестиваль народных промыслов. Сотрудники музея - смотрители, экскурсоводы, хранители коллекций и технические работники - по заказу посетителей лепят горшки, ткут полотенца, раскрашивают деревянные ложки и прядут пряжу. А по вечерам превращаются в настоящих крестьян - работают на собственных огородных участках, расположенных прямо на территории музея

Жизни, тщательно воссозданной в сохранившихся с XIX века трех десятках деревянных домов - усадьбах зажиточного крестьянина, середняка и бедняка, здании волостного правления с примыкающим острогом, в общественном питейном заведении или сельской лавке. Экскурсии по заповеднику, посещение которого возможно лишь в сопровождении музейного сотрудника-гида, могут по желанию клиента дополняться фольклорным театрализованным представлением, демонстрацией работы бондаря, гончара или пряхи, угощением фирменными сибирскими блюдами вроде пирога с черемухой. Для детей устроены игровые площадки с деревянными качелями, лошадками и аналогами нашей "тарзанки". Можно еще прокатиться в конной повозке и послушать выступление ансамбля русской песни "Плетень", состоящего из сотрудников музея.

В общем, сегодня "Шушенское" - это хорошо отлаженное развлечение для любителей национальной экзотики, причем устроенное с большим вкусом и сохранением аутентичного духа, чем даже какое-нибудь столичное "Коломенское". При этом в заповедник опять потянулись туристы, и хотя советских рекордов по 300 тысяч человек в год ему пока не побить, но уже в этом году музей рассчитывает принять 208 тысяч гостей. Кризис посещаемости рубежа 80-90-х удалось благополучно разрешить - ценой Ленина.

Именно в начале 90-х тематические, идеологически ангажированные экспозиции вроде "Ленин и красноярская партийная организация" или "Подарки трудящихся Ленину" были безжалостно размонтированы. Под руководством столичных экспертов создана новая концепция развития музея, где акцент делался на этнографии. Было принято решение ввести входную плату и завести салон-магазин для продажи сувениров, изготовленных в музейных мастерских. В 1993 году музей сменил название. Коммунистической утопии в одном отдельно взятом советском учреждении культуры пришел конец.

Эта смена ориентации оказалась возможной благодаря необычному для типичного ленинского музея характеру "Шушенского", изначально сочетавшего в себе "историко-революционный" и "архитектурно-этнографический" компоненты. Впрочем, сочетавшего не очень органично. Заповедник "Сибирская ссылка В.И. Ленина" был создан в юбилейном 1970 году на базе существовавшего еще с 1930 года ленинского музея, размещавшегося в доме крестьянки Петровой, где Ульянов провел большую часть срока ссылки. И работники дома-музея с подозрением отнеслись к созданию обширной этнографической экспозиции в специально расселенных сельских избах, превращенных в заповедник.

Вот, к примеру, фраза из протокола заседания методбюро музея 1977 года по поводу проведения выставки "Одежда и посуда сибирских крестьян конца XIX века": "Наш музей ленинский, не имеет никакого отношения к этнографии, незачем тратить средства и отвлекать сотрудников". Или вот еще: "Ст. научный сотрудник Центрального музея Ленина Селезнев Н.С., лектор-методист Никитина Е.П. изменили основной маршрут по музею-заповеднику, исключили 6 домов с этнографической экспозицией (дома кулаков, середняков, лавка, кабак, тюрьма). Новый маршрут обзорной экскурсии стал шире освещать жизнь и революционную деятельность В.И. Ленина в годы ссылки" - цитата из отчета за 1972 год. "В сегодняшних условиях наш ленинский мемориал Шушенского - это Партийная Твердыня" - выделенная в особую рамочку запись в книге отзывов 1989 года. И тем не менее "этнографы" победили "партийцев". В заповеднике - и в масштабах всей страны.

"Шушенское" - миниатюрная копия всей ситуации в российской культуре. Это только извращенцы из "Разлива" хотят устраивать в своем музее рэйв-вечеринки и современные выставки. А вообще-то прощание с коммунистическим прошлым у нас в самом деле переросло в ностальгию по России, которую мы потеряли. Флаги сменились хоругвями, кепки - кокошниками, транспаранты - рушниками. Вместо демонстраций и митингов у нас теперь выступления фольклорных коллективов и катания в повозках с бубенцами. Выморочную советскую уникальность строителей светлого будущего потеснили устремленные во тьму веков поиски национальной самобытности. Потому коммерческий успех толкового и в данном случае уместного фольклорного аттракциона под названием "Шушенское" объясним и общим настроением его потенциальных посетителей.

И только стойкие корейские товарищи, приезжая на экскурсию, категорически отказываются изучать быт сибирской деревни и требуют показать им Ленина.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Панов
Все статьи Александр Панов
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06