Красный Петроград стал плавильным котлом двух радикально противоположных церковных течений. Настоятель храма у Витебского вокзала Александр Введенский возглавил "обновленческий раскол", а митрополит Ленинградский Иосиф (Петровых) - "контрреволюционное течение" "иосифлян", позже составившее костяк Катакомбной церкви. В годы блокады в Ленинграде действовало всего семь храмов. Епархию возглавлял митрополит Алексий (Симанский) - ближайший сподвижник основателя современной Московской патриархии митрополита Сергия (Страгородского). В начале 45-го он провел Поместный собор, который и утвердил его - естественно, единогласно - в должности Патриарха Московского и всея Руси.
В конце 60-х на ленинградской кафедре выдвинулась, пожалуй, самая самостоятельная фигура в РПЦ советского периода - митрополит Никодим. Наладив контакты с зарубежными христианами и поставив Церковь в авангард экуменического движения, Никодим попытался говорить с властью на равных. Даже сейчас, спустя 25 лет после смерти Никодима, почти все руководство РПЦ состоит из его учеников.
Биография нынешнего предстоятеля РПЦ теснейшим образом связана с городом на Неве. Юный Алексей Ридигер учился в Ленинградских духовных школах, а в 1980 гг. возглавил Ленинградскую епархию. Его служение в Питере было недолгим - уже в 1990 году Алексий становится патриархом, однако так уж совпало, что церковное возрождение в городе на Неве началось именно при нем. По его инициативе были канонизированы самые почитаемые в городе святые - Ксения и Иоанн Кронштадтский.
Преемниками патриарха в Петербурге последовательно стали два взаимоисключающих иерарха: сначала - гиперконсервативный митрополит Иоанн (Снычев), потом - либерально-экуменический митрополит Владимир (Котляров). Вступив на кафедру, митрополит Владимир перепугал паству заявлениями о необходимости перевода церковного календаря на новый стиль и о наличии благодатных таинств у католиков.
N20, 2004 г.