Кавказ в Подмосковье

Политика 
0
128
Время на чтение 6 минут
Так, только по официальным данным, в 2001 году в Подмосковье прибыло 311 граждан Азербайджана, 471 - Армении, 744 - Грузии. В 2002 году, соответственно - 486, 598 и 596. За период с 1989 (пика межэтнических конфликтов в Закавказье) по 2002 гг. в область мигрировало 34,4 тысячи армян, 12,8 тысяч азербайджанцев и 10,9 тысяч грузин. Сегодня по неофициальным, но известным практически всем данным, в городах и районах Московской области проживает на несколько порядков больше граждан из закавказских республик. Такая ситуация, естественно, не могла не сказаться на этническом балансе Подмосковья. И, если называть вещи своими именами, по численности южных гостей в том или ином городе или районе можно судить о коррумпированности местной власти и правоохранительных органов.
Основной фактор, способствующий миграции жителей Закавказья в Россию, - катастрофическая экономическая ситуация в ранее процветающих закавказских республиках. Это подтверждается как экономическими сводками и статистическими данными, так и проводимыми в России среди мигрантов социологическими опросами. Нетрудно заметить, что в миграционных потоках явно доминирует "мужская" миграция. Женщины, согласно обычаям и менталитету, не склонны покидать родные места. Да и родственники никогда не отпустят восточных красавиц к неверным без сопровождения мужчины, который будет отвечать за нее перед многочисленными родственниками своей жизнью. Поэтому многие переселенцы-мужчины живут на два дома и имеют две семьи: одну (временную и незаконную) в России и другую (законную) у себя, куда регулярно посылают деньги.
Выбор Московской области часто обусловлен как личным опытом мигранта, так и рекомендациями знакомых, длительное время проживающих на территории России. Преимущества области начинают в полной мере осознаваться уже до переезда. Близость столицы с ее емким рынком и потоками капиталов в сочетании с более "мягким" отношением правоохранительных органов (можно откупится), в сравнении со столицей, расценивается как, безусловно, положительный момент.
Анализ ситуации показывает, что жители Закавказья, проживающие в Московском регионе, по своему социальному статусу не однородны. Их можно условно разделить на три различных по численности группы.
Представители первой группы в подавляющем большинстве являются выходцами из сельских районов Закавказья. Это относительно недавно прибывшие мигранты, которые проживают в регионе не более 3-5 лет, ведут оседлый образ жизни в городе и почти не стремятся к дальнейшей миграции. Они сохраняют прочные социально-экономические и эмоциональные связи со страной исхода, в которую когда-нибудь собираются вернуться.
Вторая группа - это те, кто уже давно непрерывно мигрируют между Закавказьем и Россией. Основная особенность, присущая гастарбайтерам и гостевым торговцам, заключается в том, что у них более ярко выражено подчеркивание принадлежности к своей родине. Особенностью таких временных мигрантов является "предпринимательский дух" и торгашеские повадки. Главное в их бизнесе - сорвать куш и сменить место пребывания.
Высокая мобильность, ощущение себя "между" русской и восточной культурами, дает членам этих подгрупп ощущение обособленности и маргинальности, что ярко проявляется в их поведении и образе жизни. В особенности это касается гастарбайтеров, которые, наверное, несколько теснее связаны с Закавказьем, чем гостевые торговцы.
К третьей группе можно отнести тех, кто родился в Московском регионе или долгое время (20 и более лет) проживает здесь. Их дети предпочитают разговаривать на русском языке и слабо знают язык родины родителей. Многие представители "местных" в значительной мере обрусели и ощущают себя ближе к русскому населению, чем к новоприбывшим землякам. Более того, многие из них стремятся избегать общения с недавно приехавшими "братьями", считая, что такие контакты могут быть компрометирующими для них или, по крайней мере, будут обременительны. К тому же, многие подмосковные кавказцы уже давно являясь гражданами России, демонстрируют пророссийскую ориентацию и четко выраженные интеграционные устремления.
Кроме всего прочего, гастарбайтеры и торговцы резко контрастируют с коренным населением, в то время как подмосковные кавказцы стараются по возможности "сливаются" с ним. Все это приводит к стремлению "местных" азербайджанцев ограничить контакты с вновь прибывшими земляками.
В то же время, многие местные и недавно осевшие в регионе кавказцы считают себя обязанными принимать земляков, поскольку пренебрежение традицией гостеприимства может негативно отразиться на их родственниках, оставшихся в стране исхода. Что касается субъективного чувства сплоченности, то оно довольно высоко, но распространяется, в основном, на узкий круг земляков, с которыми поддерживается тесный контакт. Во многих случаях - это вынужденный характер высокой групповой сплоченности, стимулированной негативной позицией коренного населения.
Однако давление автохтонного населения все-таки подталкивает разрозненные группы азербайджанцев, армян и грузин к объединению, стимулируя возникновение организационных структур на уровне этнических общин или национально-культурных автономий. Значительным фактом, способствующим развитию общин, является стремление большинства мигрантов получить российское гражданство. Это особенно заметно среди тех мигрантов, которые хотят осесть в России. Считается, что "так жить проще, да и уважения было бы чуть-чуть больше". Для многих мигрантов наиболее привлекательными считаются московская, санкт-петербургская, воронежская и волгоградская прописка. Именно в этих городах общинные структуры мигрантов наиболее сильно развиты.
Особо следует отметить значительную закрытость этнических диаспор от этнических "чужаков". И что знаменательно, в первую очередь от русскоязычного, славянского населения региона. Однако и для мигрантов общение с местным русским населением, как и возможность получения от него поддержки, сопряжено со значительными трудностями. Как показывают опросы, для русского населения возможность активных контактов практически исключается, хотя как друзья и партнеры русские могут быть участниками бизнеса закавказских предпринимателей.
Абсолютное большинство русского населения относит кавказских мигрантов к "торгашам". И это вполне соответствует действительности. В то же время, проведение различных совместных операций в торговом бизнесе заставляет местных кавказцы часто общаться с русскими. В связи с этим многие представители этнических групп хотели бы иметь друзей среди русских. Однако заметные отличия в поведении и другой стиль общения часто являются непреодолимыми препятствиями для сближения и более глубоких контактов. Это касается как "мелких" отличий, например, в разговоре, поведении, так и более значительных, таких как отношение к браку, семье и в целом, к образу жизни закавказских мигрантов.
По этой причине многие образцы поведения, характерные для русских, остаются недоступными для понимания и совершенно неприемлемыми для кавказцев. Это особенно заметно в их отношении к русским женщинам, когда манера общения наших девушек с представителями мужского пола расценивается "гостями с юга", проживающими в области, как вызывающая или, скажем так, многообещающая. Кроме того, определенная часть мигрантов отчетливо ощущает негативное отношение русских к себе и своим семьям, не без оснований полагая при этом, что неприязнь ко всем кавказцам в целом заметно возросла, особенно в последние годы. О чем свидетельствуют избиения и даже убийства закавказских торговцев на рынках некоторых городов Подмосковья и Москвы. Давление внешней среды, объективно, настолько велико, что далеко не всегда мигранты и осевшее в регионе иноэтническое население чувствует себя в регионе комфортно.
Действительность часто подтверждает высокий уровень напряженности в отношениях мигрантов и русскоязычного населения. Значительное большинство южан считает, что между ними и русскими существует скрытый конфликт и допускает возможность актов насилия со стороны русских. Причем эти "акты насилия" считаются возможными исключительно на бытовом уровне, а также со стороны экстремистских молодежных группировок.
Коренные жители Московской области, как правило, затрудняются четко сформулировать конкретные причины своего неприязненного отношения к представителям закавказских этнических групп, ограничиваясь замечаниями об "оккупации территории", "криминальности бизнеса" и, прежде всего, о "наглом поведении" мигрантов.
В целом создается впечатление отстраненности и сдержанности принимающего населения от представителей закавказских этнических групп, причем армяне и грузины кажутся русским более желанными соседями, чем азербайджанцы.
Скорее всего, одной из главных причин существующей напряженности служит заметное различие в образе жизни представителей диаспорных общин и русского населения. Едва ли не самая большая проблема взаимодействий с этническими мигрантами заключается в том, что мигранты присутствуют в жизни принимающего населения только экономически, но никак не культурно. Практически вся имеющаяся информация сводится к сфере бизнеса, а другие виды деятельности этнических общин по-прежнему незнакомы большинству русских. Более того, многие культурные особенности и мотивация поступков южан остаются для местного населения непонятными или вызывающе-агрессивными, и часто оцениваются, исходя из опыта и знаний собственной культуры и в ее рамках. Такое отношение характерно не только для русского населения, но и для самих этнических групп, представители которых часто имеют весьма слабое представление о том, почему славяне вполне определенным образом реагируют на тот или иной вид поведения "гостей с юга". Это образует значительный и довольно серьезный конфликтный потенциал, который время от времени проявляется на бытовом уровне.
Но все-таки мы должны понимать, что негативное отношение и отторжение закавказских гостей коренным населением центрального российского региона создает не только ощущение отверженности и дискриминации на основании этнической принадлежности, но и является мощным стимулом для объединения по этническому признаку.
Впрочем, существующие проблемы не считаются непреодолимыми. Значительная часть представителей этнических общин не стремится к явному ограничению контактов с русским населением, предпочитая тесное взаимодействие.
В последнее время ощущается общая нервозность и отсутствие толерантности в отношении представителей иноэтнических, в основном мусульманских, культур. Возник страх перед "исламизацией" России. Существует мнение, что выходцам из исламских стран нельзя давать легальный статус, так как это приведет к укреплению и разрастанию исламских общин. Однако, несмотря на безусловную значимость религиозной составляющей, ведущую роль в восприятии иностранцев русскими на сегодняшний момент играет не религия, а регион происхождения мигрантов. Это - объективный факт, с которым должны считаться власти всех уровней.

27апреля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Уралов
Все статьи А. Уралов
Политика
«Как это закончилось раньше, так закончится и сейчас»:
О призывах Запада нанести стратегическое поражение РФ
06.03.2024
Некий «мутант» из советских и классических
западных институтов сегодня руководит страной
14.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44