ПЯТЬ лет костромские сыщики искали полсотни икон XVI - XVIII веков, похищенных преступниками из местной Никольской церкви. Но на днях сотрудники МУРа обнаружили в антикварном салоне столичного Центрального дома художника две похищенные в Костроме иконы XVI века - изображение преподобного Сергия Радонежского и "Богоматерь Одигитрия".
"Культурные воры"
В НАШЕЙ стране нет ни одной церкви или прихода, в которые не ступала бы нога охотников за стариной. Там совершается, по статистике Минкультуры РФ, 65% подобных преступлений. В середине 80-х гг. появились первые преступные группировки: воры, перекупщики краденого и контрабандисты. Все они уже тогда работали "под заказ" западных арт-дилеров и коллекционеров.
В прошлом году питерская милиция обезвредила банду церковных воров-гастролеров. "Прославились" они после кражи ковчега с мощами 14 святых. Его примерная стоимость - 9 млн. руб. Похитители не успели сбыть украденные раритеты, которые хранили в тайнике дома в деревне Овсище Тверской области.
"Если иконы не уничтожают, как в 1904 г. воры поступили с иконой Казанской Божьей Матери (бандиты разрубили и сожгли икону, а ризу, обрамленную тысячей драгоценных камней, продали по частям), то они возвращаются, - говорит Анатолий Вилков, руководитель Департамента по сохранению культурных ценностей Минкультуры РФ. - Недавно в Россию вернулась икона XVI века "Преображение Господне", похищенная в 1957 г. из столичной Рогожской старообрядческой общины и вывезенная контрабандистами за границу. Мы обнаружили икону в одном из антикварных салонов Нью-Йорка".
Контрабанда
ГОВОРЯТ, что в странах Западной Европы на переправке ворованных произведений искусства сегодня специализируются более 40 ОПГ. Большинство из них - бывшие граждане России. Они занимаются поиском, скупкой раритетов по всей стране и вывозом их за границу, где создана целая сеть подпольных специализирующихся фирм-магазинов. Особенно хорошо на этом наживаются немцы: в Германии было выявлено 6 тыс. "левых" антикварных салонов. Сыщики не рассекречивают имена "заказчиков", но нам удалось узнать, что некие частные коллекционеры, известные в антикварных кругах на Западе, прячутся под кличками Святой (собирает старинные русские иконы) и Питер (коллекционирует русскую живопись и царские монеты).
В последнее время среди охотников за стариной кроме российских "культурных воров" появились и иностранцы. Резко повысился интерес со стороны контрабандистов Китая и Южной Кореи. Эти "туристы" вывозят все: старинные рукописи, книги, гравюры и даже раритеты из бывших засекреченных архивов Соловецких лагерей особого назначения (уголовные дела 20-30-х гг., протоколы допросов, фотографии заключенных, их свидетельства о смерти, карты-схемы расположения колоний).
Российский антиквариат попадает на мировой "черный рынок" не только из церквей, но и из музеев и частных коллекций. Практика показывает, что вывезти его нетрудно. Два года назад итальянские таможенники задержали три фуры с поддельной сигаретной и алкогольной продукцией из Санкт-Петербурга. После тщательного осмотра между двойными стенками картонных коробок они обнаружили 800 старинных икон новгородской и московской иконописных школ. Пока доказать, что все иконы (кроме одной) были вывезены контрабандой из России, не удалось. Дело в том, что в наших музеях, галереях и библиотеках многие экспонаты не только не сфотографированы, но и не переписаны (краткая характеристика), чтобы их можно было идентифицировать с украденными ценностями и вернуть назад.
"Ворованные произведения искусства нельзя продать через официальный антикварный салон или аукцион, - говорит Илья Рясной, сотрудник ГУУР МВД. - Особенно если они были похищены из московского или петербургского музея. Известные экспонаты, как правило, опубликованы в специальных каталогах. На "черном рынке" краденая вещь может уйти лишь за четверть цены от реальной ее стоимости. И недобросовестный приобретатель знает, что никогда не сможет ее продать. Ему остается только в одиночестве любоваться купленным "на заказ" или украденным лично, что бывает крайне редко, раритетом у себя дома".