Мученики поп-арта

Религия 
0
231
Время на чтение 5 минут
В Петербурге совершено нападение на экспозицию "космополитических икон" Олега Янушевского. Погромы художественных выставок, авторы которых неосторожно высказываются на тему православия, превратились в тенденцию. Ничего удивительного - современное искусство в России приравнено к преступлению.

В конце февраля в петербургскую галерею С.П.А.С. ворвались семеро людей в масках. Посетителей они не трогали, зато облили краской и испортили выставленные в галерее работы. Свидетели этого анонимного перформанса сочувственно выкрикивали: "Правильно, сынки! Так и надо!" По всей видимости, этих случайных зрителей также охватило справедливое возмущение при виде "космополитических икон" художника Олега Янушевского. Милиция начала следственные действия. Всякий поклонник криминальных сериалов понимает, что первым делом стоит опросить протоиерея Александра Шаргунова.

В январе прошлого года точно такой же налет на выставку "Осторожно, религия!" совершили члены движения возглавляемого им общественного комитета "За нравственное возрождение Отечества". Они точно так же ворвались в Сахаровский центр и облили краской экспонаты - даже цветовая гамма совпадает. Но органы правопорядка, кажется, не очень торопятся искать нарушителей - теперь налеты на выставки разрешены законом. О погроме в Сахаровском центре "Власть" уже писала в феврале 2003 года (см. #5), но теперь ситуация изменилась. Еще в августе Замоскворецкий суд Москвы не усмотрел в действиях критически настроенных граждан, посетивших Сахаровский центр, никакого состава преступления, предусмотренного статьей 213 УК РФ ("Хулиганство"), а значит, и в Петербурге художник Янушевский, и хозяева галереи С.П.А.С. сами могут быть привлечены к суду. Точно так же, как и директор Сахаровского центра Юрий Самодуров, руководитель выставочной группы Людмила Васеловская и художница Анна Альчук, которым прокуратура 25 декабря 2003 года предъявила обвинение по статье 282 УК РФ ("Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды"). Логика очень проста: если ты разжег в ком-то религиозную вражду и на тебя совершили нападение, то и жаловаться не на кого.Справедливости ради следует сказать, что люди из комитета "За нравственное возрождение Отечества" интересуются не только художниками, но именно художники подверглись первыми прямой агрессии - ведь до определенного момента эта организация держалась в рамках демократических норм, организуя пикеты и массовые письма протеста. Комитет боролся "за чистый интернет" и против порнографической рекламы, анафеме были подвергнуты Евгений Киселев, показавший на НТВ "Последнее искушение Христа", и магазины ИКЕА, предоставившие оборудование для растленного шоу "За стеклом". Но главная цель комитета, созданного в 1994 году с благословения патриарха Алексия II,- борьба не столько с непристойностью и прочими дьявольскими искушениями, сколько с прямым сатанизмом. Протоиерей Шаргунов так и говорит: "Времена Антихриста приблизились, и наступают последние времена". При этом вовсе не следует предполагать, что речь шла о конфликте между темными клерикалами и просвещенными художниками. Протоиерей Шаргунов, выпускник иняза, в том же заявлении по поводу выставки "Осторожно, религия!" очень тонко отметил, что "концептуалисты получили адекватный концептуальный отзыв на свою выставку". Противостояние верующих и художников принято описывать в морально-этических терминах и дискутировать о том, этично ли одним, то есть художникам, делать выставки, которые оскорбляют чувства верующих, а другим громить их. Но если посмотреть на вопрос с точки зрения медийных технологий, получится интересная картина. В скандале вокруг выставки "Осторожно, религия!" религиозная общественность мастерски использовала все возможные каналы коммуникации, а правозащитники и художники катастрофически им проиграли.Все перипетии конфликта отслеживались православным агентством "Радонеж", в общенациональные информагентства попадали версии, близкие к православной. Самой эффективной мерой давления оказалась технология door-to-door: прихожане в разных точках России писали в прокуратуру заявления по юридически точно оформленному шаблону - таких заявлений верующих поступило около семи тысяч. Директор Сахаровского центра Юрий Самодуров практически признал поражение художников и правозащитников именно не на этическом, а на правовом поле, сказав, что его "огорчает более всего не та кампания в поддержку погромщиков, которая ведется на радиостанции 'Радонеж' или в программе 'Русский дом', но то, что демократические политики либо не осудили действия погромщиков, либо сделали это весьма осторожно". Когда комитет "За нравственное возрождение Отечества" потребовал закрытия музея, который "существует на деньги Березовского и поддерживает чеченских боевиков", многие видные представители художественной среды (например, директор Института современного искусства Иосиф Бакштейн) заявили, что выставка была плохой, нерепрезентативной и вообще туда им дорога.Расклад сил в обществе довольно отчетливо проявился еще в феврале 2003 года, когда Дума голосовала по обращению к генпрокурору "в связи с проведением выставки 'Осторожно, религия!'". За обращение, инициированное главой комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александром Чуевым, высказалось 265 депутатов из 267 присутствовавших. Одним из двух противников обращения был покойный Сергей Юшенков, воскликнувший с трибуны: "Мы переживаем зарождение тоталитарного государства во главе с Русской православной церковью!". При этом в правовом аспекте истории есть одна очень существенная деталь. Обвинения организаторам выставки "Осторожно, религия!" предъявлены не по пункту 2 статьи 5.26 Кодекса об административных правонарушениях, который предусматривает ответственность за "оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики". Прокуратура обнаружила признаки состава преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ - "Разжигание религиозной вражды". То есть художники и правозащитники попали под действие статьи, направленной против террористов и религиозных экстремистов.Что же касается эстетического аспекта конфликта, то он обостряется тем, что в искусствоведческой экспертизе выставки, которую заказала прокуратура, настойчиво проводится мысль о подрывном по отношению к государству характере художественных произведений. Многие места экспертизы выглядят так, будто продиктованы протоиереем Шаргуновым и списаны из заявлений комитета "За нравственное возрождение Отечества". В обвинительное заключение прокуратуры обвинения в терроризме не попали, зато туда вошли такие отточенные юридические формулировки, как "десакрализация сакральных образов посредством создания ассоциативных связей". Таким образом, всякий постмодернизм и современное искусство теперь в принципе будут рассматриваться как противозаконная деятельность. Комитет "За нравственное возрождение Отечества" настаивает на глубоко антигосударственном характере выставки "Осторожно, религия!". Недавно было выпущено еще одно заявление в связи с принятием Русским музеем коллекции Марата Гельмана, которая "концентрирует вокруг себя антихудожественные, антиобщественные и антихристианские элементы". Не случайно хозяйка известной московской галереи XL Елена Селина говорит: "Я впервые задумалась о самоцензуре. Что останется - 'Натюрморт с чайником'? А потом и владелец чайника будет обижен на цветовую гамму?" Есть, правда, некоторый парадокс в том, что объектом последней атаки "нравственных возрожденцев" (кто бы они ни были и даже если они и не входили в комитет протоиерея Шаргунова) стал именно Олег Янушевский, который выступает против американизации и символов общества потребления - доллара, автомобиля Toyota, Tampax, телефона Nokia. В галерее С.П.А.С. были выставлены его работы типа "Шварценеггер" или "Святой Георгий Буш" с мигающими лампочками. Местные олигархи Янушевскому также мало импонируют, достаточно посмотреть на работу "Святые великомученики Березовский и Гусинский". Здесь он скорее союзник "возрожденцев", но свои иронические послания художник оформил в виде написанных темперой "икон" и сразу же из борца с масскультом сам превратился в провозвестника Апокалипсиса.
Андрей Ковалев

15 марта 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ксения Кривошеина
Все статьи Ксения Кривошеина
Религия
Есть ли конфликт между Церковью и наукой?
Не стоит преувеличивать жестокость инквизиции по сравнению с репрессиями в Советском Союзе
19.10.2024
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06