Люди отвернутся от православия, если православие не отвернется от власти

Рождественское телебогослужение все более напоминает некое шоу, цель которого видится в демонстрации единения церковных чинов с представителями власти и богатства. Бог вместе с верующими отодвинут в массовку: на этих пышных формальных "богослужениях" некого причащать.
В России появился новый феномен - неверующие православные... Об этом размышляет известный религиовед, руководитель учебно-научного центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Николай ШАБУРОВ.

- Николай Витальевич, не секрет, что православие в России быстрыми темпами становится институциональной религией, пользуется поддержкой государства и все более этой поддержки ищет. При этом верхушка РПЦ, ориентируясь на обслуживание государственных интересов, все меньше считается с реальными интересами и нуждами самих верующих, составляющих Церковь. Подобный путь для православия - тупиковый, он будет только провоцировать альтернативные формы религиозности. Возможно, через некоторое время начнется уход из РПЦ многих людей, считающих себя сегодня православными, в иные религиозные течения. Как вы думаете, не приведет ли это РПЦ к катастрофе?
- Не стану давать никаких прогнозов. Однако речь может идти, скорее, не об обрушении, а о расколе. Русская церковь пережила много расколов, в том числе и в ХХ веке. Сейчас помимо Московского патриархата в России действуют несколько православных Церквей - Российская православная автономная церковь (РПАЦ), Русская зарубежная православная церковь (РПЦЗ), различные ответвления Истинно православной церкви (ИПЦ), не говоря уж о староверах и прочих мелких православных образованиях. Раскол - это нормальный эволюционный процесс, когда от одной ветви эволюционного древа религий отделяется другая веточка, и так далее. Поэтому не думаю, что грядущий раскол РПЦ будет расколом ровно пополам. Просто отделится новая ветвь, а возможно, что и не одна... Но до раскола, конечно, будет длительный этап катастрофической утраты авторитета. Сейчас Церковь второй раз наступает на те же грабли. Когда-то она настолько слилась с самодержавием, что, круша опостылевший царизм, российские мужики с тем же остервенением крушили церкви и убивали священников. Следы этого народного остервенения до сих пор напоминают о себе развалинами монастырей и колоколен. У нас теперь как-то принято валить все на большевиков: вот, мол, подлецы этакие, взяли да порушили церкви!.. Но большевики ведь не с Марса упали, они вышли из народа. И народ активно им помогал крушить церкви. Свидетельством тому - невероятное количество разрушенных храмов по всей России. Без народного энтузиазма такую работу не провернешь. Аналогичная картина, кстати, во Франции. Там тоже Церковь ассоциировалась с Бурбонами, и после Французской революции народ сокрушил не только Бастилию, но и массу храмов по всей стране.
Слияние Церкви с властью - опасный симптом. Ведь политические режимы не вечны. Я вовсе не хочу сказать, что Россию вскоре ждет потрясение, соразмерное 1917 году, - нет, разумеется, но в конечном итоге поддержка Церковью сегодняшней власти будет поставлена обществом ей в вину.
Мне не хотелось бы предрекать катастрофические сценарии, но... Сейчас активно верующих в России, несмотря на все разговоры о духовном возрождении страны, всего 3-5%. Они ходят в церковь, соблюдают ритуалы. А огромный процент людей, которые сегодня называют себя православными, на самом деле - просто "болото". Об этом говорит, кстати, тот статистический парадокс, что у нас число людей, называющих себя православными, превосходит число людей, считающих себя верующими! Это значит, что размывается само понятие православия. Православие для многих граждан всего лишь культурно-идентификационная марка. Они "православные", но не церковные.
- То есть, считая себя православными, они, по сути, живут как стихийные атеисты?
- Конечно. То, что сейчас больше половины населения называет себя православными, - это просто дань посткоммунистической моде на "русскость". С развитием капитализма, который по сути своей интернационален, этот "этноконфессиональный комплекс" растворится. А по-настоящему православных, как я уже сказал, 3-5%.
- А почему так получилось, что сейчас на православие ориентируются в основном ксенофобы, антиреформаторы, антизападники и ретрограды?
- Все общественные институции, существовавшие в советскую эпоху и перешедшие в новую эпоху, в той или иной степени подверглись реформированию в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Институт же Церкви никакому реформированию не подвергся. Значительная часть церковных иерархов - люди с советской ментальностью. И они существуют все в той же структуре, созданной Сталиным в середине 1940-х годов по примеру обычных советских наркоматов и управлений.
Есть и еще одна причина... В ситуации гонений, подавления любая система переходит в жесткую консервативную позицию - это форма защиты против неблагоприятного внешнего воздействия. Это не только у нас, католичество в странах Восточной Европы тоже более консервативно, чем католичество Западной Европы, где его не давили коммунистические режимы.
Поэтому и произошел симбиоз консервативной и не реформированной в постперестроечное время Церкви со всеми консервативными слоями общества.
- Как вы думаете, решится ли РПЦ на реформы, необходимые для ее выживания? Ведь нельзя же все время бегать к государству за протекцией! Любой протекционизм губителен в первую очередь для самой церкви - она загнивает в затхлой атмосфере государственной любви. Только конкурентная среда оздоровляет и заставляет повернуться лицом к человеку, к людям!
- На Поместном соборе 1917-1918 гг. выдвигались предложения по реформированию Церкви, были идеи о переводе литургии на русский язык; предлагалась практика избрания епископата мирянами. Хотели ввести в Собор помимо епископов белое духовенство и мирян, имея в виду, что Собор должен быть собором всей Церкви, а не только церковного "политбюро". Предполагалось учреждение гласного церковного суда... Но до сих пор ничего этого нету - до сих пор Синод назначает епископов, кооптирует их в свои ряды... Нынешняя РПЦ - абсолютно замкнутая иерархическая система.
В 1920-е годы в среде православных священников возникло течение, которое объявило себя полностью лояльным новой власти, они заявили, что идеалы коммунизма и христианства - в сущности одно и то же. Этих священников назвали обновленцами. Они также предлагали давно назревшие новации - литургическую реформу, разрешение епископам жениться и так далее... Как людей лояльных к новой власти их поддерживало ОГПУ. И эта поддержка плохо отразилась на реформе. Обновленцы себя скомпрометировали связями с "органами", травлей патриарха Тихона... Поэтому тем редким священникам, которые сегодня призывают к реформе Церкви, ретроградные церковники тут же вешают ярлык неообновленцев, играя на исторической памяти. И хотя РПЦ потом сама встала на путь безоговорочного сотрудничества с безбожной коммунистической властью, тем не менее в сознании верующих почему-то именно обновленцы слывут предателями церковного дела.
Что же касается самих церковных реформ, то я думаю, что в данный историко-политический период РПЦ на них не пойдет. Другой вопрос, сколько этот период будет длиться. Сейчас православие ориентируется на традиционалистские, консервативные круги, которые ценят в РПЦ именно отсутствие динамизма, нежелание перемен. Это те самые слои общества, которые болезненно воспринимают рыночные реформы, которые настроены антизападнически, изоляционистски. Сегодняшнее православие обслуживает именно этот сегмент общества.
- Слово "раскол" у наших церковников почти ругательное. Это все равно что при Советах - обвинение в антисоветской деятельности. Почему они так этого боятся?
- Потому что имущество делить придется...
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Шабуров:
Маятник модернизации
Как только секуляризм будет повержен, неизбежно возникнут межрелигиозные конфликты, считает религиовед Николай Шабуров
19.10.2006
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Я против демонизации Александра Лукашенко»
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-05-19 21:50
Социализм и Новый мировой порядок
Новый комментарий от Полтораки
2020-05-19 21:40
Святой Император Николай Александрович
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-19 20:59
«Святейший Сергий не поступился ничем»
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-19 20:54
«Секретный фарватер» русской цивилизации
Новый комментарий от Нюра Скептичная
2020-05-19 20:53
Убить Бога
Новый комментарий от Полтораки
2020-05-19 20:46