Простодушное чтение

O журнале "Отечечственные записки"

Общество 
0
120
Время на чтение 5 минут
"За два года существования журнала "Отечественные записки" выпущено 13 номеров. Один полный комплект номеров весит 10 кг 650 г, составляет стопку высотой 31 см, состоит из 5 764 страниц. Всего выпущено журналов общим весом 21 300 кг, объемом 11 млн. 528 стр. Положенные один на другой, они cоставили бы столб высотой 620 метров", - сообщила посетителям книжной выставки "Non-fiction" главный редактор "Отечественных записок" Татьяна Малкина на презентации очередного четырнадцатого номера журнала. И как бы слегка обескураженная монументальностью своего детища полувопросительно-полуутвердительно закончила: "Мы - журнал толстый. И до сих пор не знаем, достоинство это или недостаток?" - "Это судьба", - сказали Малкиной из публики.

Правильно сказали, но чересчур коротко. Здесь необходимы уточнения. "Отечественные записки" - толстый журнал во всех отношениях. И физически (см. выше). И исторически - как продолжатель имени, прерванного в 1884 году, под коим (именем) выходил сначала как "учено-литературный", а затем как "учено-литературный и политический ежемесячный журнал". И эстетически, если обратиться к сложившейся поэтике русского журнала. То есть содержательно и функционально.

Традиции толстого русского журнала были заложены в 30-е годы 19-го века первым в России состоявшимся журнальным проектом - "Библиотекой для чтения" Осипа Сенковского. Если вынуть из "Библиотеки для чтения" беллетристику и стихи, коих, кстати, там было совсем немного, а также моду и советы по ведению домашнего хозяйства, то перед нами будет тот тип толстого русского журнала, коим являются сегодня "Отечественные записки". Журнал не для развлекательного, а для серьезного чтения; журнал, предназначенный тем, кто действительно пытается разобраться в окружающей его реальности. Все номера тематические - "Государство и церковь", "Образование: фетиш или необходимость", "Налоги: философия и практика", "Правосудие в России", "Социальное государство" и т.д. Для каждого номера собирался коллектив специалистов по затронутой теме.

Можно сказать, что это экспертное издание. И соответственно этому - эстетика, то есть "монументальность" каждого номера, содержащего более 500 страниц. "Отечественные записки" возвращают смысл старинному русскому словосочетанию, которым пользуются до сих пор, но исключительно как метафорой, - "журнальная книжка". Это журнальные книжки. Почти тома. Удачно выбранный цвет (черный), строгое оформление в сочетании с характером издания делают эти журнальные книжки чем-то вроде дополнительных тематических томов к энциклопедии, представляя сегодняшний уровень нашего знания о той или иной проблеме. И, естественно, толщина, а также стильное оформление (графика), отсылающее к 19-му веку, это не только элементы модного дизайна, но еще и попытка восстановить навыки прежнего чтения, не в метро, - по диагонали такой журнал не почитаешь, он для домашнего чтения, неспешного и сосредоточенного.

И при этом перед нами отнюдь не новая форма справочного издания, но именно журнал. Потому как "Отечественные записки" пишут не только о некой проблеме из сегодняшнего дня, но и всегда о нашем сегодняшнем дне из этой проблемы. И авторский коллектив каждого номера - это не авторский состав тематической энциклопедии, работающей с ориентацией на некий канон энциклопедической статьи, написанной в бесстрастной тональности научного издания. Здесь сталкиваются мнения, здесь можно проследить внутреннюю полемику в подходах к проблемам, в оценках, выводах и т.д. Перед нами именно журнал.

Для иллюстрации - последний, четырнадцатый, номер "Отечественных записок", посвященный теме "Ислам и Россия".

Тема актуальная. Но не только и не столько в том смысле, "как нам бороться с ними", как, например, у президента Буша, заявившего про "новый крестовый поход" иудео-христианской цивилизации на ислам, или как у Путина, утверждающего, что христианин теперь не может быть спокойным перед лицом мусульманина (даже мои вполне просвещенные друзья, слушая мои рассказы про древнюю мечеть в священном мусульманском городе Керуан (Тунис), спрашивают: а тебе не страшно было?). Актуальна эта тема еще и потому, что даже при нынешней нашей как бы обеспеченной средствами массовой информации "информированности" про ислам мы знаем гораздо меньше, чем знали культурные люди в 19-м веке. Боюсь, что для большинства моих соотечественников (и не только моих) образом ислама стал "пояс шахида", а не Коран и не яркая и драматичная судьба Мухаммеда, которыми так заворожен был тот же Пушкин, написавший свои подражания Корану. И перед номером стояли как бы взаимоисключающие задачи: с одной стороны - просветить, дать элементарные зачаточные сведения, и одновременно - представить сегодняшнее положение вопроса.

Первую задачу выполняет серия справок, составленных Владимиром Волковым и Алексеем Ковальчуком, о том, что есть ислам, мусульманин, кто такой Мухаммед (авторы ОЗ настаивают на варианте: Мухаммад), что такое Коран и Сунна, кто такие сунниты и шииты, кто такие русские мусульмане и т.д. Здесь же - результаты опросов, статистические справки и прочее.

Основной же объем журнала заняли статьи специалистов, именно специалистов, а не полемистов, работающих на уровне нынешней "культурологической геополитики". Читателя не должно обмануть задорное представление номера:

Кто прав в отношении "угрозы": те аналитики, которые считают, что источником угрозы являются радикальные религиозные маргиналы, или те исследователи, которые убеждены, что ислам как таковой несет ее в себе? Война ли это религиозных фанатиков, или амбициозных политиков, или нефтяных лобби? За что война - за территории? За деньги? За идеи? Прав ли пентагоновский генерал, получивший выволочку за заявление, из которого вытекало, что иракская война - следствие конфликта между иудео-христианскими и мусульманскими цивилизациями? Или ближе к жизни патриарх всея Руси, который наотрез отказывается пускать в Россию иудео-христианского Папу, но принимает у себя членов Исполкома Организации освобождения Палестины?

Материалы, составившие четырнадцатый номер журнала, ни в тональности, ни в стилистике не имеют вот такой экспрессивности, - разогретость присутствует, но внутри, в самой проблеме, а не в способе ее представления. Авторы, даже самые темпераментные или пишущие на "горячие темы" (историк Алексей Малашенко, размышляющий о современном исламе в контексте геополитических проблем; или Алексей Крымин и Георгий Энгельгард, пишущие об исламофобии как одной из новых форм ксенофобии; или философ Александр Игнатенко, обозревающий нынешний разброд правоверных по религиозно-политическим и часто экстремистским группам; и многие другие), предлагают, но не навязывают читателю свои выводы и суждения, они проводят читателя по материалу, давая ему возможность составить еще и собственное мнение. Авторы "Отечественных записок" в большинстве своем ориентируются не на пропаганду, не на внедрение очередной концепции, а на возможность поразмышлять вместе с читателем над проблемой.

Ну и подкрепляется все это достаточно разнообразным подбором публикаций, представляющих "голоса оттуда", - от небольших отрывков из "истории средневековых мусульман", до выдержек из книг современных исламских мыслителей, политиков и теологов, представляющих сегодняшнее состояние ислама и "исламского модернизма". Иными словами, номер, достаточно репрезентативно представляющий состояние сегодняшнего знания об исламе и, в частности, исламе в России. И, что очень важно, ориентируясь на максимально широкого читателя, редакция не адаптирует (упрощает) для своей аудитории сложность затронутых проблем, а ищет и находит точку, где могут сойтись эксперт и широкий читатель. Потому как "Отечественные записки" - это не научный сборник, а журнал. Не больше. Но и не меньше.

17 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Костырко
WWW-обозрение Сергея Костырко
О наших взаимоотношениях с религией, религиозные сайты в Интернете - Православие, Католичество, Иудаизм, Ислам
12.05.2001
Все статьи Сергей Костырко
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30