Центральный выставочный зал /ЦВЗ/ "Манеж" на неделю превратится в гигантский "рынок" современного искусства.
Как сообщила РИА "Новости" пресс-секретарь ярмарки Марина Цатурова, всего представлено 68 художественных галерей - меньше, чем в прошлые годы, зато расширилась география участников ярмарки. Теперь в проектах "Арт-Манежа" участвуют художники России, Белоруссии, Украины, Грузии, Армении, Германии, Чехии.
На фоне обычной ярмарки, где рядом с шедеврами соседствуют салон и кич, выделяется зона спецпроектов, их тема - "Архитектура и изобразительное искусство".
Композиционный центр экспозиции - художественный проект "Стены и башни". Среди них главенствует 13-метровая "Ампирная колонна", сплетенная из лозы московским живописцем Николаем Полисским и промысловиками из деревни Никола-Ленивец при содействии Национального парка "Угра".
Впервые Полисский соорудил башню во Франции из корней винограда, а нынешняя, из традиционных для России прутьев ольхи и березы, "являет собой апофеоз народного представления о высокой архитектуре", пояснил автор в интервью РИА "Новости".
Рядом - полюбившаяся критикам "Башня для снов" Семена Агроскина: обычная железная кровать, только поднятая почти до потолка на очень высоких ножках, заставляет вспомнить идеи сюрреалистов. А Мария Александрова превратила в башню обломок берлинской стены, испещренный граффити.
Совсем иные сооружения воздвиг Петр Белый: проект Санкт-Петербургского Манежа "Сон диктатора" - это "попытка осмыслить историю двадцатого века путем создания серии башен-символов". На башни-зиккураты, как рассказал их строитель, ушло 5,5 тыс "советских" баночек из-под майонеза и несколько листов цветного стекла. В каждую из хрупких стеклянных "кирпичиков" будто налита какая-либо из четырех жидкостей, которыми пропитана история ХХ века: кровь, вода, слезы, нефть.
Спецпроект Центра современной архитектуры "Формула - Мариинка-2" вместил в себя 11 проектов, представленных на недавно завершившимся конкурсе по реконструкции Мариинского театра. Идеи зодчих три московских художника переосмыслили в мультимедийном шоу.
Наконец, внимание ценителей привлечет проект "Бумажная архитектура", где собраны работы Александра Бродского, Юрия Аввакумова, Игоря Уткина и других мастеров, к которым примкнула "Корабельная архитектура" Бориса Бельского.
Башни, в том числе московские - старинные колокольни и возведенные в ХХ веке высотки, по-своему изобразили живописцы и скульпторы: Андрей Волков, Татьяна Назаренко, Андрей Красулин, Игорь Камянов и другие.
На выставке также будут представлены произведения с сюжетами наиболее ярких авторов - признанных и восходящих звезд московской арт-сцены: Ирины Старженецкой, Владимира Брайнина со своей "Историей одного города", Александра Суворова, Алены Аносовой, Ольги Гречиной, Льва Табенкина, Ольги Победовой, Леонида Баранова и ряда их коллег.
В экспозицию на равных с другими видами искусства допущена фотография, также отвечающая общей тематике проекта.
Стены старинного Манежа, много повидавшие за десятилетия своей службы в качестве главной выставочной площадки страны, украсят разноплановые произведения. Их авторы неравнозначны по авторитету и стажу участия в выставках: здесь и "патриархи", и начинающие художники. Последним особенно важно показать свои работы на крупнейшей на постсоветском пространстве ярмарке искусства.
Ведь, пока ни в России, ни в СНГ все еще нет крупного некоммерческого фестиваля современного искусства, "Арт-Манеж" служит своеобразным аналогом Венецианской биеннале. За восемь лет он стал местом, где каждый год встречаются галеристы, художники, критики, дизайнеры и зодчие, а также коллекционеры, ценители прекрасного и "активные потребители" искусства. За все эти годы через залы ярмарки прошло более 300 тысяч зрителей.
Сравнительную статистику продаж на "Арт-Манеже" специалисты считают показателем динамики развития российского арт-рынка: публика идет на эту ярмарку, прежде всего, как на масштабную выставку современного искусства.