Новый русский герой

Возможен ли госзаказ на патриотизм?

Общество 
0
157
Время на чтение 9 минут
Продюсер сериала "Баязет" Владилен Арсеньев считает, что пришло время для появления на наших экранах нового позитивного киногероя - непростого человека в непростых обстоятельствах. "Как вам удалось уговорить руководство телеканала на такую авантюру? - спрашиваю его. - До сих пор ведь считалось, что у сериала одна функция - развлекать..." - "Не знаю. Вот как-то уговорил..." И улыбается.
- Вы сказали, что главная беда отечественных сериалов - отсутствие у авторов какой-либо внятной цели... А какую цель ставили вы, когда решили продюсировать сериал по известному произведению Валентина Пикуля?..
- Поскольку сериал - главное "оружие" нынешнего телевидения, этот жанр в большей степени зависит от общественных предпочтений или даже, если хотите, от общественной моды, чем кино... Еще десять лет назад, отвечая за весь развлекательный блок на НТВ, я думал о том, что запредельная популярность зарубежных мыльных опер это не навсегда. И зрителю очень скоро понадобится отечественный сериальный герой - и собственная Никита, и свой Крутой Уокер... Поиски такого героя велись давно: первой моей серьезной и дорогой работой была "Каменская"... "Ростов-папа", "Дальнобойщики", теперь вот "Скорая помощь" - это была уже попытка рассказать о жизни простого народа за пределами Садового кольца... На производство и съемки качественного сериала в среднем уходит от года до полутора, поэтому продюсер, задумывая сериал, вынужден мыслить "с запасом" - какие темы и герои будут востребованы обществом уже на момент выхода сериала на экраны. Примерно год назад я посчитал, что пришло время для реабилитации военно-романтической темы на телеэкране, и, как уже видно по рейтингам, не прогадал... Причем заметьте - "героико-романтическая тема" в российском сериале пошла одновременно как бы по двум параллельным магистралям: года три назад мне предлагали продюсировать "Бригаду", а еще раньше - "Бандитский Петербург"... Но от этих предложений я отказался.

- Упустили продюсерское счастье? Вон как зрители-то полюбили новых героев... Есть такая профессия - ездить на разборки!..
- Сарказм ваш понимаю и разделяю, хотя и отчасти. В "Бригаде" заняты отличные актеры, все на своих местах и играют ребята хорошо, картинка глаз радует, смотрится все на одном дыхании... Богато, солидно... Но... я понял в свое время, что это не по мне. Возможно, я был просто "испорчен" работой в качественной советской журналистике, где меня учили, что в любой работе должна быть сверхидея... Я вовсе не хочу показаться эдаким чистоплюем, но в этой работе я интереса для себя не увидел. В фильме "Однажды в Америке" эта идея есть, а вот "Бригада" получилась как бы то ни было одой уходящей эпохе разборок 90-х. Для того чтобы превратить красивую зарисовку о жизни криминального мира в серьезную работу, нужно было сделать всего одну вещь: ввести в фильм дополнительного героя, который не пошел бы по пути остальных. В этом случае "Бригада" мгновенно из "саги о кожаных куртках" превратилась бы в серьезный фильм о Выборе, который приходится делать в жизни каждому из нас. Не утратив ни одного из своих экшн-качеств, работа дополнительно приобрела бы гражданский пафос и серьезность и не вызвала бы стольких заслуженных упреков. Всего один поворот сюжета - и "Бригада" стала бы такой, какой ее старались сделать создатели: трагедией о поколении 90-х!..
- Владилен Владиленович! Вы, как учитель литературы: "проблема выбора, нравственные упреки..." Вы же сами знаете: неоднозначность героев плохо влияет на рейтинги. "Мочилово" красиво снято и хорошо.
- Это правда: телевидение по природе своей цинично, и нельзя ждать от него доброй улыбки советского ТВ с его "Будильником" и тетей Валей... Телевидение - это вечная конкурентная борьба, а криминальные сериалы приносят каналам самые "быстрые" деньги... Но, с другой стороны, у нас... как бы это сказать... страна однозначных оценок, такой менталитет максималистский - наш народ либо принимает киногероя всей душой, либо всей душой его отвергает... Об этом всегда нужно помнить, когда имеешь дело с сериалом на криминальную тему... Надо вообще пытаться облагораживать этот, безусловно, коммерческий жанр. Я, например, попытался привнести в сериал "Баязет" какие-то приемы большого кино... Сериал тоже способен, как выяснилось, ставить серьезные вопросы: что есть человек? И мы попытались выделить этот вопрос получше...

- И какова же сверхидея в "Баязете"? Ну, героическая оборона...
-...Не все так просто, как может показаться. Там есть интрига, есть любовная линия... То есть в этом сериале зритель может следить за любимыми актерами, любовными перипетиями, батальными сценами... А может увидеть и то главное, что мы хотели показать, а именно: в данном случае в неимоверно трудных обстоятельствах люди как раз зверьми-то не становятся... И 24 дня крепость Баязет обороняет не просто русская, но именно российская армия: например, среди прочих оборонял крепость от турок и отряд Исмаил-хана Нахичеванского, которому много раз предлагали перейти на сторону врага... Но он, мусульманин по вере, тем не менее остался верен присяге и русскому царю. Почему? Почему в трудный момент солдаты, офицеры не меняют своих правил, сохраняют верность присяге?.. А ведь дело происходит не в какой-нибудь сказочной сахарно-лубочной России, а в пореформенной стране, раздираемой противоречиями: взяточничество, бюрократия, невежество, хаос, революционеры-бомбисты... В стране, которую и любить-то особо не за что!.. Тем не менее люди остаются верны этой не самой справедливой стране... Ситуация напоминает нашу во многом, если не во всем... Но есть и отличия: в те времена больше находится людей, способных на поступок, способных изменить что-то...
От нас они отличаются тем, что способны были в критический момент отбросить сомнения и действовать решительно. То есть уметь делать выбор между добром и злом...
- Допустим. Но на каких же примерах воспитывать в людях патриотизм? Мы в отличие от зрителей
30-х, 60-х, 80-х слишком много знаем, поэтому никакой однозначности в оценках уже не приемлем. Мы знаем, что есть подвиг роты псковских десантников в Чечне. Но, с другой стороны, там есть и "зачистки", и полковник Буданов...
- Так вот, и нужно героев показывать именно в противоречивых обстоятельствах!.. И то, как в этих условиях герой делает свой трудный выбор и принимает решения... В конечном итоге все всегда зависит от тебя самого. Вот в крепости Баязет есть начальник гарнизона Пацевич - заслуженный боевой офицер (его замечательно сыграл Борис Химичев), но человек рыхлый, без внутреннего стержня... Крепость в осаде, воды и еды уже нет, а он пьет горькую и себя накручивает: "Надо бы сохранить солдатушек..." И решает для сохранения людей сдаться со всем гарнизоном в плен. Офицеры, узнав об этом, застреливают его - факт, кстати, абсолютно реальный, исторический... Прав ли полковник Пацевич?.. С либеральной, с рациональной точки зрения - вполне: без еды, воды, без ничего какая же может быть оборона?.. Почетная сдача в плен в таких обстоятельствах была бы вполне объяснима, логична... Но если бы в тот момент крепость сдалась, дорога на Эревань и дальше - на Тифлис, на Кавказ - была бы открыта... А ведь в это время Россия воюет на Балканах, главные силы сосредоточены там... И офицеры, и солдаты это понимают. И еще они понимают, что даже их гибель ничего особенно не изменит, понимаете? Вопрос лишь в том, чтобы оттянуть роковой исход - хотя бы на два, на полтора дня... К счастью, успела подойти помощь, и гарнизон выдержал осаду...
Чтобы говорить о таком сложном деле, как сознательная жертва собой, о патриотизме, хорошо, конечно, отыскивать в истории примеры более или менее однозначные - чтобы интересы государства и человека как бы сходились в одной точке... Таких примеров в истории России тоже немало: например, оборона Севастополя или Брестская крепость...

- Вашу работу называют госзаказом, хотя государство ее не спонсировало и никто вам ее не заказывал... Сейчас идут ожесточенные дискуссии на эту тему: можно ли по заказу создать талантливое полотно, настоящее искусство возможно по заказу?..
- Почему нет? В советское время на выделенные деньги одни делали качественные, крепко сбитые агитки, а другие снимали "А зори здесь тихие", например... У нас, конечно, есть опасения, что госзаказ - это когда тебя за руку держат и во всем контролируют... Но вот, допустим, "Семнадцать мгновений весны": фильм снимался по заказу Гостелерадио, но при этом никто ведь не мог решать за режиссера Татьяну Лиознову, КОГО и КАК снимать... В Америке и Франции сейчас тоже снимаются картины, которые подпадают под определение госзаказа. И хотя патриотические мотивы в этих фильмах никем не предписаны, но они декларируются. У западных режиссеров это просто внутреннее ощущение, установка такая, они сами себе госзаказ: тот же "Перл-Харбор"... А, с другой стороны, есть "Спасти рядового Райана", где тема спасения Родины понимается как спасение отдельно взятого человека... В искусстве при любой власти очень многое зависит от личности режиссера, от того, какие цели он сам перед собой ставит... Хотя, конечно, и от исторического времени, в котором существует сам режиссер. Почему, допустим, мы не можем сегодня отождествлять себя с государством так, как могли это делать люди прошлого века: "Да я за родину... пасть порву"? Потому что воспитывают обычно на героических примерах из недавнего прошлого, а у нас прервалась вот эта цепочка, нет преемственности... Потому что недавнее прошлое у нас слишком неоднозначное, противоречивое. И в результате после глобального пересмотра системы ценностей ты просто уже не в состоянии понять, кто плохой, а кто хороший... Поэтому на эту "скользкую" тему надо создавать произведения не ходульные, не назидательные, не лозунговые, а сложные, может быть, в чем-то даже парадоксальные... При этом важно правильно выбрать сюжет, эпоху, героев... Для героического фильма или сериала необходим, прежде всего... правильно подобранный пример.
- Есть такая идея, что патриотизм лучше всего воспитывать при помощи боевиков. Очень доходчиво и действенно. Придумать какого-нибудь отечественного Шварценеггера, а лучше даже трех-четырех... И мочить всех врагов на радость телезрителю...
- Не уверен... У нас все-таки странный телезритель - его сложнее просчитать, чем западного. Помните, что он ведь еще воспитан на хорошем большом кино. Даже в сериале зрителя держит сюжет, логическая взаимосвязь событий... В боевике сюжет не важен; в любом боевике основа сюжета - это борьба жизни и смерти. Все, ничего больше не надо. Однозначность действий и характеров героев - это скелет боевика. Удовлетворит ли эта нехитрая механика нашего зрителя - неизвестно. То, что наш зритель принимает в западном исполнении, не обязательно примет в отечественном. Даже от сериала наш человек все-таки требует не только качества, но и прописанного характера, индивидуальности, диалогов... Боюсь, боевик у нас не приживется.

- Почему? Вот недавно вышел "Спецназ-2", я с радостью смотрел, как четверо хороших парней с легкостью кладут роту моджахедов и без единой царапины возвращаются на базу... Приятно, черт возьми.
- В принципе, когда у тебя нет денег, когда на работе рутина заела и ты приходишь домой, включаешь телевизор и тебе хорошо от осознания того, что хоть где-то есть крутые ребята, которые быстро решают все проблемы... терапевтически это действует, согласен. Телевидение вообще рассчитано на то, чтобы отвлечь человека от забот. Но у сериала "Баязет" несколько другие задачи... Лично мне, например, обязательно нужен был драматический или исторический повод, веская причина, прежде чем "наши начнут мочить" каких-нибудь врагов... Мне всегда нужен благородный порыв, я за то, чтобы герой такого сериала был хоть капельку благороден... У нас сейчас в обществе людям как раз не хватает опоры. Такой опорой, надеюсь, сможет стать герой сериала...
- А правдивость для патриотического сериала важна?
- Обязательно! Это же придает работе достоверность... Вот вам еще характер из "Баязета": кавалергард, блестящий офицер Карабанов служит при дворе царя, и вдруг карьера его загублена, на нем пятно, и вот он из холеного Петербурга попадает в войска... Карабанов - непростой человек в непростых обстоятельствах. С выпендрежем некоторым, с гонором, с вызовом. Он ненавидит Восток, его все раздражает, ему жизнь надоела, он смерти ищет... Но когда надо воевать, он воюет! А как он раскрывается в критической ситуации, когда надо действовать!.. Значит, в нем-то как раз и есть этот внутренний стержень. И такие люди в сложный момент не предают, остаются верны присяге. На таких людях и держится Отечество - на тех, кто делает собственный выбор, хоть и непростой. Мир состоит из светлых и темных сторон. И наша задача - чтобы светлый фон тоже сохранялся, чтобы он постоянно уравновешивал темный...
-...Как в фильме "Кукушка", да? Там ведь тоже есть попытка уравновесить войну и человека...
- Не соглашусь с вами. И, кстати, по мне "Кукушка" - более антипатриотичное кино, чем, например, "Дом дураков" Кончаловского. Я часто бываю за границей и спрашиваю тех же французов: чего вы поняли из фильма-то? Меня поразил их ответ. В трех словах они рассказывали, как поняли "Кукушку": "Ваша девушка живет в какой-то глуши, на окраине войны... Финн крепенький, приятный собой... А ваш, русский, выглядит эдаким дурачком... И неудивительно, что финну девушка дала, а потом русского пожалела... и тоже ему дала!" Они так поняли этот фильм. А вот про антивоенный пафос ничего они не говорят, они его там не видят...

- В последние десять лет считалось, что художник может быть свободен от политики. А из нашего разговора получается, что художник - чем бы он ни занимался - все равно вляпается в политику: снимает ли про братков или про патриотизм... Никуда не уйти от политики...
- А это и невозможно. Понимаете, человек - существо общественное. И природа отвела ему в сознании некую нишу, которая как бы отвечает за "связь с обществом". Эта ниша никуда не исчезает - хочешь ты этого или нет... Если ты сознательно изгоняешь политику из своего сознания, то это место все равно заполняется - страхом перед политикой. Или водкой, чтобы заглушить страх... То есть политика таким или иным образом все равно до тебя доберется. А кино к тому же еще и самый массовый, публичный вид искусства... Недаром было и это знаменитое высказывание Ленина про кино... Поэтому позиция некоторых режиссеров - "мне плевать на политику!" - это, как мне кажется, позиция слабого человека, обманывающего самого себя. Потому что любое твое действие, любое художественное произведение становится политическим, общественным заявлением... К тому же для нас в отличие от Запада очень важен пример: за кем пойти, как поступить в данной ситуации... Для нашего человека всегда очень важен вопрос о соотношении справедливости и несправедливости в мире, а это вопрос самый что ни на есть политический... Поиск справедливости - это и выход на Красную площадь, и диссидентство, и столько жестоких войн... Сколько у нас было отечественных войн - ни в одной стране столько не наберется... Поэтому для нас очень важно рассматривать... ситуации справедливости. Да, наверное, мы более жестокий народ, чем европейцы... Но вот в осажденной крепости Баязет - и это тоже исторический факт - наши солдаты в первую очередь давали воду армянским беженцам, а уже во вторую - своим раненым... Такие вот у нас странные представления о справедливости... Хотя, по-моему, на таких примерах и стоит воспитывать патриотизм...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Архангельский
Все статьи Александр Архангельский
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49