В своем обращении к митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону они пишут: "Мы хорошо знаем отца Павла, который более 5 лет усердно проводит богослужение, много сил и старания прилагает к тому, чтобы возродить в селе православную веру. Его жизнь предельно скромна. Свой труд и все средства он вкладывает в благоустройство храма. За его труд и усердное служение Богу и людям мы любим и чтим отца Павла и не мыслим существование нашего прихода без него".
Под обращением 100 подписей жителей села и 21 подпись нальчан, которые ездят сюда на богослужения.
В указе об освобождении от должности причиной названо грубое нарушение церковной дисциплины - непоминовение святейшего патриарха и правящего митрополита, игнорирование распоряжений священноначалия. Последнее подразумевает, что отец Павел против того, чтобы его приход принял ИНН. И еще он не назначает фиксированных цен за совершение треб и таинств (отпевание, венчание и т.д.), а берет столько, сколько прихожанин в состоянии заплатить. И как результат приход не отчисляет епархиальный взнос.
Геннадий Пахомов, житель станицы Солдатской: "Мы ожидали, что отец Валентин поговорит с народом, ведь "глас народа - глас Божий", но он не захотел этого делать. Первый раз он приезжал сюда в феврале и угрожал батюшке. Еще раньше в начале осени его брань была заснята на видеокамеру. А 2 марта он приехал со священниками из Прохладного, Солдатской, Котляревской и со своим дьяконом Сергием. Только закончилась служба, они зашли в храм и начали чин отрешения батюшки от сана, спешно его провели и зашли в алтарь. Там забрали антиминс, без которого нельзя вести литургию. Люди их обступили и им удалось вернуть антиминс. В Прощеное воскресенье отец Валентин опять приезжал, требовал, чтобы отдали антиминс, бранился. Потом стал просить прощения. Ему сказали люди: "Мы тебя прощаем, но больше к нам не приезжай". Этот инцидент, как и предыдущий, тоже был записан на видеокамеру".
Владимир Павленко, бывший председатель колхоза: "Суть конфликта в том, что отец Павел пользуется огромной популярностью. И не только в нашем селе. К нему едут люди из Нальчика, Прохладного. Все село Прималкинское считает его своим. Это вызывает ревность со стороны других священников. Почему отец Павел при осуществлении треб говорит людям, что можете жертвовать столько, сколько вам по силам? Он знает, в какой нужде живут люди. Конфликт церковного руководства с батюшкой длится несколько лет. Отец Валентин пытается втянуть в него и главу администрации района, и прохладненского военкома, и казачьих атаманов. Но чем больше отца Павла чернят, тем больше его популярность. Надеемся, что наше обращение к церковным иерархам не останется без внимания".
Директор местной школы Александр Дерновой от имени всего прихода обратился к Патриарху всея Руси Алексию II с просьбой "не дать погибнуть уголочку православия на многострадальном Кавказе".
Отец Павел вопрос об ИНН считает принципиальным и подчеркивает, что он не один в православии, кто убежден, что в ИНН присутствует апокалиптическое число 666: "Начнется с принятия ИНН, а закончится вживлением микроЧИПа в человека. Ко мне приходила прохладянка Екатерина Воропай. Ее дочери - прихожанки митрополита Антония Сурожского в Лондоне. В этом приходе РПЦ нет ни ИНН, ни фиксированных расценок за требы. Почему у них можно, а в Ново-Полтавском приходе нельзя? Что касается обвинения в нарушении церковной дисциплины, то мой грех в том, что я призывал молиться за всех православных патриархов. За свой грех я покаялся перед церковью, народом и своим духовником отцом Александром.
Пожертвования мы берем согласно постановлению Архиерейского Собора 2000 года, где сказано, что в храме не должно звучать слово "цена". Я руководствуюсь этим постановлением, которое никто не отменял".
Комментарий
Неприятно касаться темы поведения священника вообще, а в дни Великого поста в особенности. Но коль скоро назрела необходимость...
Проблема эта не вчера возникла. На протяжении трех лет настоятель Свято-Владимировского храма села Новополтавского священник Павел Сацук грубо нарушает церковную дисциплину. Не имеет литургического общения и не участвует в обязательной для священнослужителей общей исповеди. Неправильное понимание эсхатологии привело священника Павла к извращению учения Православной церкви о конце света. Горделивое самомнение стало причиной его духовного отделения от единого соборного разума церкви, в свое время высказавшего мнение о новой системе государственного налогообложения, которая никак не может влиять на личное спасение души человека в вечности. Осуждая святейшего патриарха Алексия II и других иерархов Русской православной церкви, он перестал поминать их во время богослужения, о чем он лично свидетельствовал прибывшей в приход благочиннической комиссии.
О вопиющем неповиновении священноначалию было доложено Епархиальному совету. Последовал указ об освобождении священника Павла Сацука от должности настоятеля и запрещении в священнослужении. После такого указа священник не имеет канонического права совершать Богослужения, а церковные Таинства, в случае их исполнения, являются безблагодатными и незаконными.
Комиссия в составе 6 священников и двух мирян 2 марта 2003 года вручила указ священнику Павлу. Он же указ публично изорвал, этим поступком противопоставив себя Русской православной церкви.
Ужасает поведение окружающих отца Павла людей. Добрых, гостеприимных православных он превратил лжехристианской проповедью в свору, готовую по малейшему его знаку разорвать каждого приблизившегося к их "святыне" - отцу Павлу, превознесшемуся в гордыне и из себя икону сделавшему.
Валентин Бобылев, благочинный православных церквей КБР