Общеизвестно, что все мы смертны, - но из жизни ушел человек в полном расцвете сил и творческих замыслов. Немногим более месяца назад святитель земли Тамбовской отметил свое 60-летие. Это был настоящий всенародный праздник: за подвижничество и неутомимый труд его любили власти и миряне, верующие и неверующие. Администрация области и областная Дума преподнесли ему в подарок иллюстрированную книгу "15 лет на Тамбовской земле", в которой отражена была жизнедеятельность юбиляра.
За сравнительно короткое время в Тамбовской области было возрождено к жизни около ста храмов в приходах, монастырях и на кладбищах. Одновременно возрождались и человеческие души. После семидесяти лихих лет безверия и вандализма в восстановленные храмы потянулись не только убеленные сединами горожане, но и молодежь.
Нет сомнения, найдутся литераторы, которые подробно расскажут об этом нелегком пути, раскроют секреты успешной совместной деятельности церковной и светской властей. Мне же хочется просто рассказать о человеке, с которым мне посчастливилось быть на протяжении 15 лет в ничем не омраченной дружбе. Началась она вскоре после приезда владыки Евгения на Тамбовщину.
Нашу первую встречу помогла организовать одна прихожанка, которая часто обращалась в больницу по всяким благотворительным делам. Однажды она пришла ко мне с вопросом: почему мы не приглашаем в музей истории медицины нашего нового владыку? Я ответил, что мы были бы и рады пригласить, да не знаем, как: нет у нас опыта общения со священнослужителями. Наша собеседница рассказала о простоте и доступности молодого епископа и охотно вызвалась быть "парламентером". Вскоре она с волнением доложила, что владыка ждет нас у себя в епархиальном управлении. Тут настал наш черед поволноваться, ибо мы подумали, что придется вести разговор на религиозные темы, в которых мы, мягко говоря, были не очень сильны. Но вскоре план разговора созрел, мы быстро подготовили замечательный альбом, куда поместили хранившиеся в запаснике музея фотографии и открытки с видами старого Тамбова и всех его церквей, включая домовые. Мы гордились нашей коллекцией, но посчитали, что ей место в кабинете владыки.
В назначенный срок мы подъехали к епархиальному управлению, и, прямо скажем, были разочарованы. Мы собирались побывать если не во дворце, то хотя бы в приличном офисе, а увидели небольшой домик, ничем не отличающийся от соседних. Через минуту нас встречал высокий, молодой, стройный человек - это и был владыка Евгений. В его черной бороде и ниспадающих до плеч волосах не было и намека на седину. Он пригласил нас в свой кабинет, который нам показался крохотным, никак не соответствующим величественному хозяину. Вдоль всех четырех стен стояли шкафы, сплошь заставленные книгами. Наши волнения оказались напрасными, разговор завязался сам собой. После того как владыка посмотрел наш альбом, он сказал, что, если бы уцелели порушенные храмы, Тамбов не уступил бы по красоте "Золотому кольцу".
Мы пригласили владыку посетить наш музей истории медицины и получили согласие. Наш гость был приятно удивлен, посмотрев нашу экспозицию о своем предшественнике и, выслушав мой рассказ о том, каким выдающимся ученым и замечательным хирургом был В.Ф.Войно-Ясенецкий, дополнил его рассказом о духовной деятельности архиепископа Луки. Спустя некоторое время мы объединили наши повествования в статье "Две ипостаси великого человека". Тогда-то, на нашей встрече в музее, у нас и зародилась идея увековечить имя святителя Луки в названии улицы или лечебного учреждения. Это было лет 15 назад. С тех пор все наши замыслы проведены в жизнь: открыта мемориальная доска на доме, в котором жил архиепископ, наречена его именем 2-я городская больница, установлен памятник.
После присвоения больнице имени архиепископа Луки мы обрели высокого покровителя в лице владыки Евгения. Он стал бывать у нас чаще, а после заключения в 1995 г. договора с епархией о премировании отличившихся медицинских работников был учрежден "Актовый день". Этот день проводится обычно в апреле и приурочен ко дню рождения св. Луки. Вручив премии имени архиепископа Луки, владыка обращался к сотрудникам больницы с архипастырским словом. Меня всегда восхищало его ораторское искусство. Мои знакомые и друзья, слушавшие владыку, когда он произносил проповедь в соборе или речь на светских собраниях, объясняли мне, что риторике священнослужителей учат в Духовной академии. Возможно. Но я слушал и других ее выпускников, и не все их речи меня впечатлили. Наверно, помимо всего прочего должен быть еще и Божий дар.
Проявлением Божьего дара можно объяснить и умение владыки общаться с людьми самых разных сословий и званий. Какая-то необъяснимая сила притягивала к нему не только соотечественников, но и иностранцев, представителей других верований. Подтверждение сказанному - многолетняя дружба тамбовского святителя со священнослужителями лютеранской кирхи небольшого немецкого города Вецлар. Молодой пастор Удо Эрнст Кюпперс и его супруга Урсула были частыми гостями нашего владыки.
В 1993 г. мне довелось быть в Вецларе в составе делегации. Помню, с каким почетом встречали нашу делегацию, возглавляемую святителем Евгением. При нашем подходе к кирхам и соборам начинался колокольный перезвон, а в самом храме звучала органная музыка. Затем тихие мелодии сменялись молитвенными песнопениями тамбовских священнослужителей, от которых чуть подрагивали стекла в окнах. Встречи представителей различных христианских вероисповеданий, начатые более 10 лет тому назад, продолжаются и по сей день. Тамбовская епархия не только принимает благотворительные подношения лютеранской - ведется большая культурно-просветительная программа. На протяжении нескольких лет организуются совместные детские христианские лагеря, концерты церковных хоров, регулярные обмены делегациями.
Как-то ко мне обратились тамбовские евангелисты с просьбой написать статью в издаваемую ими газету - о моих родовых корнях и об истории еврейской общины в Тамбове. Статью я написал, но никак не мог придумать название и, прежде чем сдать в печать, решил показать ее владыке Евгению. Прочитав статью, он произнес: "Да, Бог един, и нет чувства неприязни". Это заключение и стало названием статьи, опубликованной в газете "Русь христианская" в марте 1994 года.
О том, что Бог един, владыка Евгений говорил на торжественном богослужении в Спасо-Преображенском соборе 16 мая нынешнего года. Речь шла о восславлении имени святителя Луки гражданами России разных национальностей, разных вероисповеданий: православными, иудеями и мусульманами. И мне, и доктору Гамзату Юсупову, причастным к этому святому делу, такая похвала дороже всех наград.
Сегодня, в этот горестный для меня день, я попытался представить себе родную Тамбовщину без владыки Евгения и не смог. Слишком велик был объем его деятельности. Нелегкая, порой изнурительная церковная служба, без всяких скидок на усталость и недомогания, участие в многокилометровых крестных ходах. Традиционное участие владыки Евгения в церемонии принятия присяги военнослужащими и духовное напутствие воинам перед отбытием в "горячие точки". Участие в возрождении разрушенных и возведении новых храмов, и не только в качестве заказчика, но и архитектора, и строителя, и иконописца. Непременное участие в научно-практических конференциях в подшефной городской больнице имени архиепископа Луки.
Вот такой, далеко еще неполный перечень занятий и забот был у святителя Евгения во время его архипастырского служения на Тамбовщине.
Учитывая плодотворную деятельность архиепископа Евгения на Тамбовской кафедре, Патриархат назначил его и архиепископом Нижегородским, и это, безусловно, сильно увеличило и без того нелегкую нагрузку. Поистине можно сказать о трудах этого подвижника веры: "Светя другим, сгораю сам".
Горько и больно сознавать, что уже больше мы не увидим этого светлого, доброго и умнейшего человека, великого труженика, каким был при жизни святитель Евгений. Таким он должен остаться в нашей памяти и памяти грядущих поколений. Царствие ему небесное!
Ганновер