До апреля этого года официальную регистрацию в республике имела только ЭАПЦ. Юридически она являлась собственником всей церковной собственности. До Второй мировой войны в Эстонии существовала единая Эстонская Апостольско-Православная Церковь. Однако часть приходов Эстонской Церкви откололась от Московского Патриархата и перешла под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Они и получили официальную регистрацию под названием Эстонской Апостольской Православной Церкви, а ЭПЦ МП эстонские власти до настоящего времени регистрировать отказывались.
Дело в том, что ЭАПЦ является официальной правопреемницей довоенной церковной структуры. ЭПЦ МП, со своей стороны, также претендовала на этот статус. Однако Константинопольский Патриархат был категорически против, считая, что только ЭАПЦ вправе претендовать на преемственность в отношении довоенной церковной структуры. Долгое время официальный Таллин придерживался точки зрения ЭАПЦ и на этом основании отказывался регистрировать ЭПЦ МП - несмотря на то что вопрос о положении православных, находящихся в юрисдикции Московского Патриархата, много раз поднимался в ходе российско-эстонских переговоров на высоком уровне.
После того как в апреле этого года ЭПЦ МП все-таки получила регистрацию, имущественный вопрос вышел на первый план. На днях МВД Эстонии заявило, что готово передать в аренду Московскому Патриархату ту собственность, которая используется им, хотя формально является имуществом Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского Патриархата. Предполагается, что срок аренды составит 50 лет, а месячная плата будет чисто символической - 1 эстонская крона, то есть 6 центов.
Однако РПЦ такой вариант не устраивает. По словам официального представителя Московского Патриархата протоиерея Николая Балашова, Москва настаивает на том, чтобы обе Православные Церкви Эстонии получили равные имущественные права. "В проекте МВД Эстонии такого равноправия мы не усматриваем, потому что структура, находящаяся в юрисдикции Константинополя, получила права собственности на церковное имущество и, соглашаясь на уступку, одновременно остается правомочным субъектом реформы собственности в отличие от Церкви Московского Патриархата", - пояснил представитель Московского Патриархата.