Это было вызвано подготовкой к последующей передаче храма Псковской епархии. Но пока готовились к передаче, охраны никакой не было и храм стал пристанищем бомжей, наркоманов и хулиганствующих подростков. В результате сгорели колокольня и кровля, поврежден малый купол церкви. Епархия и сегодня готова взять храм себе, но при условии, если государство его отреставрирует. Денег на восстановление нет, но ремонт должен быть сделан: в будущем году празднуется 1100 лет со дня первого упоминания Пскова в летописи, а у стен храма предполагаются торжества. Кстати, подростки, поджегшие храм, уже найдены.
Надо заметить, что прошлым летом по вине юных пироманов два раза горела башня Кутекрома в Псковском кремле. Ранее злоумышленники спалили кровлю Покровской башни, одной из крупнейших башен в Европе. Чуть более десяти лет назад сгорел шатер и на Средней башне (сегодня он уже отреставрирован). С церкви Алексея-с-Поля мародеры стащили ночью вместе с крестом обитый металлическим листом купол и, несмотря на отчаянные попытки священника пресечь святотатство, погрузили его в машину и увезли. Это в областном центре. А в далеких селах храмы грабятся и горят чуть ли не ежемесячно: воры крадут иконы, а чтобы замести следы, пускают "красного петуха".
Ситуация с церковью Василия-на-Горке весьма симптоматична. По словам начальника НПЦ Василия Мусийчука, в Пскове четыре десятка храмов. Практически все они переданы епархии. И почти все после реставрационных работ. Но, как выясняется, бедная епархия не всегда может обеспечить сохранность данных культовых памятников. Три года назад епархия получила в свое ведение церковь Козьмы и Демьяна на Гремячей горе, а вскоре попросила НПЦ забрать церковь под крыло государства. Дело в том, что храм находится на косогоре, в плохо освещенном месте, возле обрыва - старикам просто трудно к ней подняться. Но ранее у здания были арендаторы, которые хранили в храме свое имущество, и соответственно церковь охранялась. Арендаторы ушли, храм опять стал пристанищем бомжей, пришлось даже заваривать дверь. Но кто теперь поручится, что и этот памятник истории и культуры не станет объектом пироманов?
Подобная история произошла и с церковью Воскресения на Стаднице. Бедная община "Древней церкви" не осилила даже элементарного ремонта и готова уступить храм коллегам. Но желающих нет. Епархия, как я уже говорил, предпочитает принимать уже отреставрированные храмы. В Снетогорском монастыре (обитель построена еще в XIII в.) епархии не передан только собор, так как там еще идут реставрационные работы - приводятся в порядок древние фрески. К сожалению, может случиться так, что в скором времени монастыря вообще не станет. Сегодня западная монастырская стена с башенками и древними постройками оказалась не просто на самом берегу обрыва, а грозит обрушением.
Напротив монастыря в период оккупации немцы в больших количествах извлекали из реки Великой песок для строительства оборонительных сооружений на линии "Пантера". Сегодня там же хозяйничают речники и строители. Они складируют здесь хаотично намытые тонны речного песка, меняя русло реки и подводных течений. Останавливать этот процесс никто не собирается. Проектная документация для укрепления монастырского берега была разработана еще в начале 90-х гг. Но денег на реконструкцию у церкви нет. Государство же предпочитает тратить средства на громкие юбилеи и праздничные реляции.
Сегодня в Пскове проходит конкурс на открытие часовни в память о последнем императоре России. Хотя отношение к Николаю II в городе неоднозначное. Кстати, часовню собираются строить на месте тюрьмы, где царская власть сгубила немало невинных людей. Ходят упорные разговоры, что Зураб Церетели собирается возвести в городе к юбилею своего очередного монстра под названием "Княгиня Ольга". Все это денежки, и, разумеется, немалые. Особенно для дотационной области. А ведь памятники старины - это единственное, за счет чего в будущем может жить Псков. Нефти и "алмазов пламенных" в здешних недрах, увы, не обнаружено, промышленность же находится в зачаточном состоянии. Но областные власти очень хотят хоть как-то отметиться в истории. Да и мнение архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия для администрации много чего значит: за владыкой электорат, а церковь у нас сегодня, как обком КПСС. Без батюшки на селе, да и в городе ни одно мероприятие ныне не обходится.
Проблема еще и в том, что общеобразовательный уровень ряда священнослужителей не соответствует требованиям, которые предъявляются людям, отвечающим за сохранность памятников старины. В церкви Ильи, где планировались реставрационные работы, батюшка просто залил фундамент цементом. В храмах не соблюдается температурный режим, вместо восковых жгут стеариновые свечи, что наносит непоправимый урон иконам и фрескам. Был случай, когда членов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры не пустили в Снетогорский монастырь. Что, впрочем, и неудивительно: по последнему Закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", подписанному президентом 25 июля 2002 г., "самопальные" защитники истории приравнены в правах к Обществу любителей пива.
Впрочем, существование структур ВООПиК во многом зависит от местных властей. В Приморье, к примеру, сохранены даже районные отделения общества и люди в них получают зарплату из краевого бюджета. В Псковской же области, где только памятников федерального значения четыре сотни, а местных - под полторы тысячи, общественники являются стопроцентными "любителями древностей". Хотя возглавляет ВООПиК вице-губернатор. Кстати, именно администрация области пару лет назад хотела снести памятник Ленину, стоящий перед зданием местного Дома советов. И не удалось это сделать только благодаря общественности, вставшей на защиту монумента, построенного после войны на деньги, собранные псковичами. В Пскове такое понятие, как общественность, еще существует, а в районах, разумеется, не до жиру.
В деревне Ветвеник рядом с величественным Петропавловским храмом начала XX в., в охранной зоне и в трех десятках метров от песчаного пляжа строятся вычурные коттеджи-теремки. По "легенде", здесь будет воскресная школа и интернат. Но в деревне не больше десяти ребятишек, и к церкви эти здания никакого отношения не имеют, а по документам определяются как культурно-просветительский центр. Удивительно, но одно из зданий освятил лично архиепископ Евсевий.
Еще более удивительно, каким образом устроителями были сделаны необходимые согласования: ведь здесь и охранная зона, и озеро, и памятник архитектуры (смотрящийся на "новорусском" фоне не просто бедно, а нищенски), и церковная земля...
Псков